Деятельность старшего воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Разделы: Администрирование школы


Старший воспитатель и методист ДОО – ведущий специалист во всех образовательных областях ФГОС ДО.

Организация психолого-педагогической работы в ДОО: основы планирования и организации деятельности в рамках реализации ООП ДО.

В чем заключается помощь и поддержка педагогам в переходе на ФГОС ДО?

Общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивание жизненно важных интересов.

Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей.

С чего необходимо начать работу в каждой ДОО для обеспечения введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования?

ПЛАН действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной организации:

1. Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО.

2.Создание рабочей группы ДОО по введению ФГОС ДО.

3. Разработка и утверждение плана - график введения ФГОС ДО в образовательной организации.

4. Создание плана-графика системы повышения квалификации педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования.

5.Определение наставников для молодых специалистов.

6.Участие руководящих и педагогических работников дошкольного образования для прохождения курсов повышения квалификации.

7.Участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО. Проведение педагогических советов и др. мероприятий в ДОО по реализации ФГОС ДО.

8.Организация работы пунктов получения методической, психолого педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное.

9.Приведение локальных актов образовательной организации в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

10.Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий.

Мастер-класс по созданию проекта методической поддержки педагогов в условиях введения ФГОС ДО.

Целями методической поддержки являются: создание методической службой условий для совместного определения и осознания педагогами социально-педагогических проблем, постановки целей, задач, средств их конструктивного решения, при сохранении активности и ответственности каждого субъекта взаимодействия образовательного процесса в ДОО.

Составляющие проекта:

  1. Этапы.
  2. Задачи.
  3. Содержание методической поддержки, ответственность и активность старшего воспитателя.
  4. Способы методической поддержки.
  5. Содержание деятельности и ответственность педагогов, родителей.

Этап - Диагностики

Задачи: Выявление достижений и трудностей педагогов в психолого-педагогическом взаимодействии с детьми, анализ и оценка особенностей взаимодействия педагогов с родителями, анализ организованной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в каждой группе, оценка поддержки индивидуализации детей педагогами.

Содержание методической поддержки, ответственность и активность старшего воспитателя: Разработка анкет, граф дневника событий наблюдение Изучение процесса взаимодействия взрослых и детей: кто задействован, специфика связей, состав действий и их качество, возникающие ошибки. Анализ развивающей предметно пространственной образовательной среды в группах ДОО в соответствии с требования примерной программы.

Способы методической поддержки: Наблюдение, анкетирование, методы модерации: “выбери дистанцию”, “пчелиный улей”, “вопросно-ответное обращение”,“Метод дискуссии”.

Содержание деятельности и ответственность педагогов, родителей:

Включение в деятельность по заполнению анкет, составлению сочинений, ответов на тесты, ведение дневника событий заинтересованно и с доверием, понимания важность этой информации для методической службы ДОО.

Этап - Рефлексии

Задачи: Помощь в осознании проблемного поля в психолого-педагогическом взаимодействии педагогов и детей, взаимодействии педагогов с родителями, состоянию развивающей предметно-пространственной образовательной среды ДОО и Групп соотнесение его с имеющимся опытом.

Содержание методической поддержки, ответственность и активность старшего воспитателя: Определение и осознание общих и частных проблем, выделение педагогами и методической службой зон особого внимания.

Способы методической поддержки: Рефлексивные круги, круглый стол.

Содержание деятельности и ответственность педагогов, родителей: Принятие активной позиции в обсуждении проблемного поля взаимодействия детей и взрослых, ответственность за предоставленный материалы диагностики, за корректность его преподнесения. Принятие помощи и поддержки со стороны методической службы.

Этап – Проектирования

Задачи: Разработка проекта повышения эффективности взаимодействия педагогов и родителей, педагогов и детей. Поиск эффективных методов и форм преодоления трудностей во взаимодействии. Составление программы комплексной деятельности воспитывающих взрослых, направленной на развитие новых отношений между детским садом и семьей. Составление плана модернизации развивающей предметной пространственной образовательной среды.

Содержание методической поддержки, ответственность и активность старшего воспитателя: Проектирование взаимодействия с прогнозируемым результатами для “педагога-ребенка”, “родителя – ребенка” “педагога-родителя-ребенка”, разработка программы и перспективного планирования по заданным проблемам. Разработка совместных правил, что нужно делать, чего избегать. Ответственность за четкое выполнение всех этапов проектирования, принятие на себя роли сопровождающего, поддерживающего, ведущего в развитии конструктивного взаимодействия.

Способы методической поддержки: Работа в проектной группе, составление карты мыследеятельности, интервью в парах, от сущего к должному.

Содержание деятельности и ответственность педагогов, родителей: Совместное проектирование перспектив взаимодействия со всеми субъектами: старшим воспитателем, родителями, детьми. Эмоциональный искренний отклик на предложение взаимодействовать вместе, ответственность за совместное проектирование, активность в предложении своих ресурсов (физических, интеллектуальных, духовных) для решения проблемы взаимодействия.

Этап - Реализация проекта. Мониторинга качества взаимодействия.

Задачи: Реализация проекта взаимодействия, сбор, изучение и систематизация данных, характеризующих качество взаимодействия педагогов и родителей, педагогов и детей. Качество организации развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Содержание методической поддержки, ответственность и активность старшего воспитателя:

Выполнение плана совместных действий педагогов и родителей (при непосредственном или опосредованном участии методиста), намеченных в процессе проектирования;

- мониторинг разворачивающихся отношений педагогов и родителей, детей.

Способы методической поддержки: Наблюдение, интервью, групповая работа, ролевая игра, учебные станции, нарисуй картину.

Содержание деятельности и ответственность педагогов, родителей: Открытое участие во взаимодействии с методической службой. Обращение за помощью и поддержкой к методической службе ДОО, желание сработаться с родителями, понимать и познавать их в совместной деятельности. Желание сработаться, понимать и познавать всех субъектов совместной деятельности.

Этап – Анализа

Задачи: Анализ и оценка степени значимости взаимодействия, определение степени и причин несоответствия во взаимодействии и его качества. Определение соответствия развивающей предметной пространственной среды в группах примерной общеобразовательной программе, возрасту детей, требованиям ФГОС ДО.

Содержание методической поддержки, ответственность и активность старшего воспитателя: Количественный и качественный анализ достижений воспитывающих взрослых во взаимодействии, самоанализ, определение рубежных достижений во взаимодействии, выработка системы корректировки, подготовка отчетной документации. Проводит анализ и самоанализ совместной деятельности в контексте вопросов: “Чему необходимо обучить педагогов и родителей? Какие нормативные, методические документы необходимо разработать? Какие методы и формы более приемлемы для взаимодействия педагогов и родителей. Что изменилось во взаимодействии между педагогом и родителем, родителем и ребенком, педагогом и ребенком?”.

Способы методической поддержки: Анализ видеозаписи мероприятия, анализ и самоанализ.

Содержание деятельности и ответственность педагогов, родителей: Проводит анализ и самоанализ по вопросам: Как меняется уровень качества взаимодействия? Какие внутренние и внешние связи являются лишние, а каких недостает? Какие формы или данные являются излишними, а какие необходимы? Что не учтено при построении развивающей предметной пространственной образовательной среды. Готовит отчетные материалы для предоставления методической службе.

Условиями эффективности методической поддержки педагогов в переходе на ФГОС ДО являются:

  • признание ценности взаимодействия между педагогом и родителями;
  • психолого-педагогическая компетентность специалистов методической службы;
  • установление эмоционально-доверительного контакта между методической службой и педагогами;
  • адекватность форм и методов методической поддержки проблемному полю взаимодействия педагогов с родителями, педагогов и детей;
  • конструктивное мышление методиста, способствующее его саморазвитию: развитию рефлексии, креативности, смыслотворчества, открытости новому, работе со своей личностью, искоренению косности, консерватизма мышления;
  • предоставление педагогу возможности реализации собственной активности во взаимодействии с семьей для развития индивидуального стиля взаимодействия;
  • активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: как методической службы, так и педагогов, родителей.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута воспитателя ДОО.

Основополагающими моментами индивидуального образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала. Таким образом, педагог выступает субъектом своего профессионального развития.

Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ДОО, муниципалитета, региона, которые определяются приоритетами развития дошкольного образования.

Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент.

Этапы составления индивидуального образовательного маршрута педагога:

1-й этап. Диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности.

2-й этап. Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута.

4-й этап. Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.

1 Этап: Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС ДО, а также запросов родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.

2 Этап: разработать и фиксировать в карте индивидуального образовательного маршрута программы конкретных действий по реализации задач профессионального развития.

Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута.

Определить условия для достижения результатов: курсы повышения квалификации; посещение семинаров и открытых мероприятий; изучение опыта работы педагогов-мастеров; анализ интернет-ресурсов; консультации старшего воспитателя ДОО; консультации методистов муниципальных методических центров; участие в экспериментальной инновационной деятельности, в проблемных, рабочих, творческих группах; наставничество; участие в психологических тренингах и т. д.

Наиболее эффективным является составление индивидуального образовательного маршрута на межаттестационный период с пошаговым планирование на каждый учебный год.

3 Этап: Обязательно анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты за каждый учебный год.

Составляются отчеты, данные, которых представляются и обсуждаются в педагогическом сообществе ДОО.

Коллегиально принимается решение о трансляции педагогических результатов на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях.

На основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута.

4 Этап: Для оценки привлекаются эксперты: коллеги-педагоги, руководители ДОО, сетевые партнеры, родители детей.

Важным моментом выступает самоанализ педагогом своей деятельности.

Методическое сопровождение в ДОО успешной реализации индивидуального образовательного маршрута педагога:

Научно-методическое обеспечение касается своевременного приобретения литературы, сотрудничество с учеными, создание специальной научно-методической базы.

Гуманистическая позиция руководителей предполагает учет закономерностей развития личности педагога, учет его индивидуально-личностных особенностей, возраста, уровня его профессионализма.

Благоприятный психологический климат, прежде всего, включает создание положительного эмоционального настроя, достижение педагогом удовлетворенности своим трудом.

Заключение.

“Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной компетентности. Инновационный характер педагогической деятельности придает ориентация педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности детей, их социализацию, творческое развитие”.
“Инновационный характер результатов требует иной организации образовательной деятельности в ДОО, когда глобальной целью дошкольного образования выступает создание условий для формирования компетенций, обеспечивающих в дальнейшем овладение ими новыми компетенциями”.

Ю.А. АФОНЬКИНА

Литература:

  1. “Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями”. Составители Г.В. Цветкова, Г.А. Ястребова. Издательство “Учитель”.