Как сделать урок химии интересным

Разделы: Химия


Основной формой работы учителя остаётся урок. Школьные уроки - это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя. Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы  и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки?  Отметим лишь некоторые возможные направления работы учителя в этом направлении.

Нетрадиционный подход к названию темы урока в соответствии с текстом программ

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а ещё скучные - ответит на этот вопрос ученик. А почему скучные? Эта тенденция обусловлена, во-первых, повышением уровня сложности содержания обучения, во-вторых, снижением интереса к предмету, связанного с трудностями восприятия, в-третьих, отсутствием положительной мотивации к учению. Привлечь внимание учащихся к уроку с самой первой минуты можно, применив такой методический приём, как необычное название урока. Например, заменить пугающую для учащихся тему “Урок обобщающего повторения по теме “Углеводороды” на “Музей трудовой славы углеводородов”. Или, например, “Бензол” на “Случайное открытие Майкла Фарадея”. Кроме темы можно озвучивать так называемое “имя урока” в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающего в сжатом виде суть главной идеи урока.

Методический островок.

Тема урока: “Урок обобщающего повторения по теме “Первоначальные химические понятия”.

Основная идея урока: ХИМИЯ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ.

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах, 
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну. 
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену, 
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов, 
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов. 
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил,  посвящается наш урок.

Активное включение процесса воспитания в процессе обучения

Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: “Non scholae, sed vitae discimus” - “мы учимся не для школы, а для жизни”.

До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.

Анализ работы над данной проблемой показал, что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция.

 Методический островок.

Патриотическое воспитание на уроках химии в 9 классе.

Направление Тема урока
Достопримечательности России.

1. Алмазный фонд.

2. Царь – пушка. Царь – колокол.

 1. Углерод. Аллотропия углерода.

2. Железо. Сплавы железа.

Выдающиеся химики России, их вклад в науку.

1. И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский - гидратация ионов.

Д.И. Менделеев – гидратная теория растворов.

2. В.А. Чернов, А.Д. Зеленский, М.С. Цвет – теория ионного обмена.

3. М.Е. Вольпин, В.Б. Шур, А.Е. Шилов – биологическая фиксация азота.

4. А.А. Мусин – Пушкин – получение аллотропной видоизменений фосфора – фосфора фиолетового.

5. Д.Н. Прянишников – основоположник химизации отечественного сельского хозяйства.

6. Б.В. Дерягин, Б.В. Спицын – получение впервые в мире алмазов при низких давлениях.

7. М.В. Ломоносов – основоположник научного подхода к производству стеклянных изделий в России.

8. П.П. Аносов – впервые опубликовал научное обоснование получения стали.

 

1. Электролитическая диссоциация.

2. Реакции ионного обмена.

3. Азот. Общая характеристика.

4. Фосфор. Общая характеристика.

5. Минеральные удобрения.

6. Углерод. Аллотропия углерода.

7. Силикатная промышленность. Производство стекла.

8. Получение сплавов железа.

Предприятия Брянска и Брянской области.

1. Брянский завод ирригационных машин.

2. Дятьковский хрустальный завод.

3. Брянский сталелитейный завод.

4. Фокинский цементный завод.

5. Брянский фосфоритный завод.

6. Брянский химический завод.

7. Брянский хладокомбинат.

8. Брянский хлебозавод.

9. Брянский камвольный комбинат.

10. Бумажная фабрика.

11. Тепличное хозяйство п. Добрунь.

1. Получение кислорода.

2. Силикатная промышленность. Производство стекла.

3. Получение сплавов железа.

4. Силикатная промышленность. Получение цемента.

5. Минеральные удобрения.

6. Углеводороды.

7. Белки.

8. Углеводы.

9. Волокна.

10. Полимеры. Целлюлоза.

11. Минеральные удобрения.

Народные промыслы России.

1. Каменное зодчество.

Керамика (гжель, дымковская игрушка).

2. Художественная обработка металла (финифть, филигрань).

3. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (жостовские подносы, палехская лаковая живопись).

 1. Силикатная промышленность.

2. Металлы. Обработка металлов.

3. Металлы. Обработка металлов.

Использование межпредметных связей и как следствие межпредметной координации учебного материала.

За последние годы в химии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни.

В связи с приближением содержания учебного курса химии к современному уровню химической науки, в дидактике химии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения химии, рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.

Методический островок.

Химия и русский язык.

Тема “Железо. Сплавы железа”.

Пословицы и поговорки:

  • Человека губит горе, железо – влага (турецкая).
  • Сердце ржавеет, как ржавеет железо (арабская).
  • Пока железо в работе, его ржа не берёт (азербайджанская).
  • Ржа – на железе, а неправда - в человеке не утаится (русская).
  • Если ты настоящий человек, будь крепким, как сталь (киргизский).
  • Терпеливый даже железо разорвёт (татарская).
  • Старательный горы свернёт, старанье железную верёвку оборвёт (узбекская).
  • Крепок, как стальной мяч (японская).
  • Человек прочнее железа, твёрже камня, нежнее розы (турецкая).
  • Сколько не бей по железу, ему всё не почём (азербайджанская).

Химия и история.

Тема “Металлы”.

Формула минерала Цвет История минерала
Александрит

(BeAl2)O4

Объединяет цвета военного флота Российской Империи: зеленый (при дневном освещении) и красный (при искусственном). Назван в 1842 г. в честь совершеннолетия царя Александра II. Лучшие камни стоят от 6000 до 20000 долларов за карат (0,2г).
Сапфир

Al2O3

Разновидность минерала корунда, синего цвета, по твердости уступает только алмазу. Большой кристалл сапфира украшал когда-то корону египетской царицы Клеопатры.
Малахит

CuCO3(OH)2

Зеленого цвета, хрупкий минерал, легко разлагающийся при действии кислоты, даже такой слабой как лимонный сок. Считается русским камнем. Слава его началась с 1635г. в связи с открытием уральских малахитовых рудников, сейчас полностью выработанных.
Изумруд

Be3Al2(SiO3)6

Зеленого цвета из-за примеси хрома. Также содержит примеси железа и ванадия. В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа.

Римский император Нерон через изумрудный монокль  наблюдал горящий Рим.

Нефрит

Ca2Mg5(OH)2(Si4O11)2

Обладает высокой прочностью, стоек к истиранию. Статуя Будды в Китае - из белого нефрита; надгробная плита на могиле Тамерлана - из темно-зеленого нефрита (в Самарканде). В Китае - национальный камень: ранее изготавливали монеты и пластины, служившие паспортом для посланцев императора.
Бирюза

AI6Cu(OH)8(PO)45H2O

Голубого цвета из-за присутствия ионов меди. Неустойчива химически, т.к. впитывает жиры, поглощает влагу, “боится” солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. В Оружейной палате Московского Кремля хранится трон Бориса Годунова с крупными вставками из отличной бирюзы.

Использование ситуационных задач с практическим применением

В современной концепции химического образования прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания, однако в последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ее ослаблению, что, несомненно, приводит к снижению качества усвоения учебного материала учащимися. Объем учебного времени, предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования.

Однако сокращение учебного времени далеко не единственная и не самая главная причина ослабления практической направленности обучения. Учащиеся крайне редко получают возможность использовать теоретические знания по химии для объяснения производственных процессов, экологических и биологических явлений, химических процессов, протекающих в организме человека и т. п. Недостаточно используются в учебном процессе задачи производственного и экологического содержания. Вместе с тем усиление практической направленности изучения химии не только расширит кругозор учащихся, усилит воспитательное воздействие на формирование их мировоззрения, повысит уровень знаний, сформирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволит изменить отношение к химии. И как следствие, осуществление перехода от человека знающего к человеку знающему, понимающему, деятельному.

Методический островок.

Примеры задач с практическим содержанием по разным темам курса химии.

1. Питьевая сода (гидрокарбонат натрия), применяющаяся в кулинарии и пищевой промышленности, при нагревании разлагается, и за счет выделения газа тесто разрыхляется. Какой объем углекислого газа (н. у.) выделится при разложении 8,4 г гидрокарбоната натрия?

2. Массовая доля фосфора составляет примерно 1% от массы тела человека. Рассчитайте массу фосфора в вашем организме.

3. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых  стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.

Использование упражнений на применение знаний в измененных обстоятельствах.

В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разобраться в решении типовых задач. И на это есть веские причины. На смену поколений, умеющих работать в заданных условиях, должно прийти поколение, способное самостоятельно ориентироваться и действовать в условиях, постоянно меняющихся. Это поколение, умеющее использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска.

В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия товарищей. В процессе поиска решения постоянно возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Не случайно говорят, что творчество - это мучение, приносящее радость.

Именно поэтому включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, частично-измененной и полностью измененной ситуации - одно из главных требований к современному уроку.

Методический островок.

Примеры творческих задач по разным темам курса химии.

1. На уроках учителя и ученики часто пользуются цветными мелками. С их помощью записи на доске получаются более выразительными и легко запоминаются. Что делать, если цветного мелка в кабинете нет. Попытайтесь изготовить его самостоятельно, придать ему нужную форму, да к тому же сделать так, чтобы мел не пачкал руки при письме.

2. Для проведения урока биологии, посвященного дыханию, потребовалась известковая вода. Приготовление её путем растворения оксида или малорастворимого гидроксида кальция и последующего фильтрования раствора требует значительного времени.

Предложите быстрый способ приготовления известковой воды и проверьте его на практике.

3. Многие лекарственные препараты представляют собой простые вещества, кислоты, соли, основания. Изучите свойства выданного вам лекарственного препарата и определите, к какому классу веществ он может относиться.

4. Нередко юные химики сетуют на недостаток реактивов. Но ведь некоторые из них можно получать из предметов, обычно выбрасываемых на свалку.

Попытайтесь найти такое сырье из отходов, а также предложите простые и доступные способы получения из него соединений олова. Проверьте на опыте выдвинутые предложения.