Тематическая прогулка для детей старшего дошкольного возраста "Космическая тренировка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: актуализация представлений детей о космосе.

Задачи:

  • закреплять названия планет Солнечной системы в последовательности;
  • развивать умение отгадывать загадки;
  • способствовать формированию у детей предпосылок логического мышления, комбинаторских способностей;
  • совершенствовать двигательные навыки детей;
  • формировать у детей социокультурные навыки, умение выполнять действия в команде.

Предварительная работа: Спортивная площадка украшена воздушными шарами со звездами, в разных местах расположены “летающие тарелки” с названиями станций и заданиями для команд, над ними — ориентиры (воздушные шары с цифрами от 1 до 4). Дети заранее под руководством воспитателя делятся на две команды, выбираются капитаны. Также заранее ребята придумывают названия своим командам и выбирают эмблемы.

Ход мероприятия

Команды под звуки торжественного марша входят на спортивную площадку и останавливаются напротив друг друга.

Воспитатель:

12 апреля 1961 года – день первого полета человека в космос. Люди много лет наблюдали за ночным небом, на котором ярко светятся звезды, и мечтали когда-нибудь до них добраться. Только сделать это очень сложно, нужно как следует подготовиться к тому, чтобы покорить космические дали. Сегодня наши дружные команды ребят собрались на этой космической площадке для тренировки своей силы, ловкости, выносливости и ума.

Команды, поприветствуйте друг друга! (капитаны называют свое имя, представляют свою команду, и команды по очереди произносят свой девиз).

Приветствие команды “КОМЕТА”:

  • Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд!

Приветствие команды “РАКЕТА”:

  • Только сильных звездолет может взять с собой в полет!

1 задание. “Разминка”: упражнение “Послушай и выполни”. Воспитатель произносит слова: звезда, ракета, планета и показывает движения, которые соответствуют каждому слову (звезда — ноги на ширине плеч, руки в стороны; ракета — ноги вместе, руками делаем хлопок над головой; планета — топаем на месте). Одна команда выполняет движения, другая наблюдает за правильностью действий, затем команды меняются местами.

Воспитатель: Команды готовы, приступаем к тренировке! Задания для будущих космонавтов доставили летающие тарелки и распределили их на разных участках детского сада, а чтобы их легче было найти, отметили места их приземления шариками с номером. Для того, чтобы выполнить первое задание, мы сначала должны найти шар с номером 1 (дети находят шар и “летающую тарелку” под ним, на которой изображен вопросительный знак. Как вы думаете, что мы здесь будем делать? Правильно, отвечать на вопросы и отгадывать космические загадки, которые доставила нам тарелка на эту “Загадочную” станцию.

2 задание. “Отгадай загадку” — команды по очереди отгадывают загадки:

С земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно...(ракета)

Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Этот вечный путник
Под названьем... (спутник)

Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы ее узнали, дети?
Ну, конечно....(луноход)

Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто ...(космонавт)

Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе ...(Звездочет)

Появляется грустный Звездочет, подходит к детям:

— Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые. У меня случилось несчастье: злая космическая колдунья обиделась на меня за то, что я не позволил ей управлять Вселенной, и отняла мою память. Теперь я не помню, как называются планеты и звезды, не могу их сосчитать; я даже не знаю, куда я попал и как мне вернуться домой.

Воспитатель:

А у наших ребят как раз проходит космическая тренировка, и она только началась. Дети у нас очень добрые и, наверное, смогут тебе помочь. Ребята, поможем Звездочету снять заклятие злой колдуньи? (да). Тогда давайте пригласим его на нашу тренировку и постараемся напомнить ему всё, о чём он забыл. Сначала давайте расскажем о том, где Звездочет оказался (дети поочередно рассказывают, отвечая на вопросы воспитателя).

3 задание: “Расскажи, где ты живешь”

  1. Как называется наша планета?
  2. Какая по счету Земля в Солнечной системе?
  3. Сколько на Земле бывает времен года и как они называются?
  4. Как называется спутник Земли?
  5. В какой стране мы живем?
  6. Как называется столица нашей страны?
  7. В каком городе мы живем?
  8. Какой номер у нашего детского сада?

Звездочет:

Спасибо вам, теперь я знаю, где я нахожусь, с удовольствием за вами понаблюдаю и очень постараюсь всё вспомнить. А за правильные ответы на все вопросы я вручаю капитанам команд звездочки.

Воспитатель:

Отправляемся дальше (дети находят шар № 2, под ним — тарелку со спортивной эмблемой). Следующая станция — “Спортивная”. Посмотрим, какие задания ждут нас на этой станции.

Когда космонавты покидают нашу любимую Землю и отправляются в далекий космос, то оказываются в невесомости, ведь в космосе нет силы притяжения. Давайте мы с вами тоже представим, что мы в невесомости и поиграем в знакомые игры в незнакомой обстановке.

4 задание: игровое упражнение с воздушными шарами “Космический баскетбол”:

команды встают напротив друг друга парами, один ребенок делает руками кольцо, а второй забрасывает в него шар, затем наоборот).

5 задание: игра-эстафета “Не пролей воду”:

(под звуки волшебной космической музыки группы “Спейс” дети переносят ведра с водой в медленном темпе, стараясь не пролить).

Звездочет наблюдает за действиями детей, вручает командам звездочки и говорит, что начинает вспоминать, что такое невесомость, но только не представляет, как же ему теперь вернуться в космическое пространство, ведь у него нет космического корабля.

Воспитатель:

Для того, чтобы построить космический корабль, у нас есть специальная станция “Конструкторская”, только сначала мы должны определить, где она находится (дети находят следующую тарелку с обозначением по ориентиру). Посмотрим, какие задания для нас здесь приготовлены (открывает конверты с заданиями):

Вот корабль межпланетный.
Вот чертёж его секретный.
Вы на схему посмотрите
И ракету соберите.

Дети получают схемы-инструкции и под музыку выполняют задание.

6 задание: игровое упражнение “Собери ракету” - для каждой команды свой вариант развивающей игры “Сфинкс”.

Воспитатель:

У вас получились отличные ракеты, но к ним нужен блок питания, чтобы они могли взлететь. Если вам удастся правильно выполнить следующее задание, то ваши ракеты будут готовы отправиться в космос.

7 задание: упражнение с логическими блоками Дьенеша:

каждой команде предлагается разложить фигуры 2-х видов в 2 разных обруча по заданной схеме.

Звездочет хвалит детей за правильно выполненное задание и вручает им звездочки. Спасибо вам, ребята, вы мне очень помогли, теперь я могу вернуться в космос.

Воспитатель (Звездочету):

А разве ты уже вспомнил названия всех планет? (Нет). Тогда наши ребята помогут тебе составить карту Солнечной системы. Для этого нам необходимо отправиться на станцию “Солнечная” для выполнения следующего задания. Дети находят следующий ориентир и тарелку с планетами Солнечной системы.

8 задание: “Все планеты по порядку”:

Дети выкладывают по порядку макеты планет на ковролине, дополняют звездами, полученными от Звездочета за правильное выполнение заданий.

Воспитатель:

Ребята, расскажите Звездочету стихи о планетах Солнечной системы, тогда ему легче будет запомнить их расположение по порядку.

Стихи о планетах и Солнце:

Солнце

Солнце — главная звезда,
Оно не гаснет никогда,
Греет всех и освещает,
Жить планетам помогает.

Меркурий

Меркурий — ближайшая к Солнцу планета, Залит он лучами горячего света, Так много ему достаётся лучей, Что эта планета других горячей! Так быстро Меркурий бежит по орбите, Как будто торопит: “Меня догоните!”

Венера

В честь богини красоты
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой нас одаряешь.

Земля

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется Земля.

Марс

Марс — таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны, Из-за кирпично-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Юпитер

Юпитер больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!

Сатурн

Сатурн — красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.

Уран

Уран — лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие — ночь.

Нептун

Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон

Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещён.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.

Звездочет:

Какие хорошие стихи! Спасибо вам, ребята, за всё, о чем вы мне рассказали, теперь я всё вспомнил и могу снова следить за порядком в космосе.

Воспитатель:

Наши дети очень добрые и всегда готовы помочь тем, кто попал в беду. Они рассказали тебе о планетах Солнечной системы, собрали ракеты и подготовили их к полету. Любую работу легче выполнить в команде, и поэтому у них все получилось. А чтобы тебе было легче ориентироваться в космических просторах, ребята сделали карту звездного неба и хотят тебе ее подарить.

Звездочет:

Я тоже хочу вам сделать подарок. Посмотрите, какие красивые воздушные шары я доставил для вас на своем луноходе. Эти шары могут переносить мысли в любую точку Вселенной. Если вы подумаете о чем-нибудь хорошем и отпустите шар в небо, то ваши пожелания исполнятся. Закройте глаза, придумайте доброе пожелание, и мы все вместе отпустим шары (считает: “Раз, два, три, четыре, пять — шарик можно отпускать!). А мне пора уходить, спасибо вам еще раз за помощь.

Воспитатель:

Вот и закончилась наша космическая тренировка. Команды правильно выполнили все задания, помогли Звездочету и отправили послание жителям Вселенной. Надеемся, что космическая почта доставит их адресату. А мы с вами остаемся на нашей любимой Земле, и можем нарисовать все, о чем мечтаем. Может быть, жители других планет увидят наши рисунки и узнают о том, как мы живем (дети рисуют мелом на асфальте под музыку “Трава у дома” в исполнении группы “Земляне”).

Список литературы, использованной при подготовке мероприятия.

  1. Паникова Е. А., Инкина В. В. “Беседы о космосе. Методическое пособие”. Издательство “ТЦ Сфера”, Москва, 2010.
  2. Шорыгина Т. А. “Детям о космосе и Юрии Гагарине — первом космонавте Земли” (второе издание, дополненное). Издательство “ТЦ Сфера”, Москва, 2011.