Итоговый теоретический тест по сольфеджио для учащихся 5-го класса ОНИ, ОДИ ДШИ

Разделы: Музыка

Класс: 5


План теоретического теста по вопросам

I. Тональности, 3 вида лада, знаки альтерации, интервалы

1-3 – тональности (ключевые знаки, буквенное обозначение);

4-5 – 3 вида мажора и минора (строение ладов);

6-8 – простые диатонические интервалы (консонансы, диссонансы, количество тонов, обращение);

9-10 – знаки альтерации при повышении и понижении звуков;

11-12 – тритоны, их определение по нотам;

13-14 - характерные интервалы с разрешением, определение по нотам.

II. Аккорды, каденции

15-16 – 4 типа трезвучий, обращения Б5/3, М5/3 вне лада;

17-19 – обращения главных трезвучий с разрешением, определение по нотам;

20-21 – интервальное строение аккордов вне лада (Д7 и его обращений, мVII7, умVII7, VII5/3);

22-23 – разрешение VII5/3, мVII7, умVII7, Д7 с обращениями, определение по нотам;

24-25 – каденция, её виды.

III Общие теоретические понятия

26-28 - 3 типа тональных соотношений (сопоставление, отклонение, модуляция), секвенции;

29 – виды ритмов;

30-31 – виды размеров;

32 – понятие группировки;

33-34 – транспонирование, её способы;

35-37 – фактура, её виды, фигурация;

38-39 – альтерация, хроматизм, хроматические звуки;

40-42 – понятия имитации, энгармонизма, органного пункта.

I. Тональности, 3 вида лада, знаки альтерации, интервалы

1. Подписать параллельные тональности от 1b   до 7b  (слогами):

Знаки 1b 2b 3b 4b 5b 6b 7b
Мажор Фа            
Минор ре            

2. Подписать параллельные тональности от 1b   до 7b  буквенно:

Знаки 1b 2b 3b 4b 5b 6b 7b
Мажор F            
Минор d            

3. Подписать параллельные тональности от 7# до 1# (слогами или буквенно):

Знаки 7# 6# 5# 4# 3# 2# 1#
Мажор              
Минор              

4. Подписать 3 вида минора одной начальной буквой:

Минор с VII# и   _____________________

Минор без изменений ___________________

Минор с VI# и VII# , а повышения отменяются ________________________

5. Подписать 3 вида мажора одной начальной буквой:

а) Мажор без изменений _____________________

б) Мажор с VIb  и VIIb  и __________________

в) Мажор с VIb и _________________________

6. Простые диатонические интервалы. Подписать обозначение консонирующих интервалов и количество тонов, которые они содержат:

Консонансы

Интервалы весьма
совершенные
совершенные несовершенные
Обозначение                
Количество
тонов
               

7. Подписать диссонирующие интервалы и их количество тонов:

Диссонансы

Обозначение интервалов            
Количество тонов            

8. Написать обращение интервалов буквенным обозначением:

ч.1  
м.2  
б.2  
м.3  
б.3  
ч.4  
ч.5  

 

м.6  
б.6  
м.7  
б.7  
ув.4  
ум.5  
ув.2  

9. Поставить знаки альтерации перед нотами при повышении звуков на полутон:

Дано: Повышение:
O —> O?
b O-- —> O?
bbO —> O?
O —> O?
#O —> O?

10. Поставить знаки альтерации перед нотами при понижении звуков на полутон:

Дано: Понижение:
O —> O?
O —> O?
O —> O?
#O —> O?
bO —> O?

11. Соединить тритоны с разрешением:

ув. 4
IV
мажор
б.3;
I
минор
м.3
I
ум. 5
VII, VII#
м.6;
III
б.6
III

12. Определить и подписать тритоны в данной мелодии. Рис.<1>:

13. Соединить характерные интервалы с разрешением. Подписать ступени, на которых строятся интервалы и их разрешения:

ув.2 ч.5
ум. 7 ч. 4

14. Определить характерные интервалы в мелодиях и подписать их. Рис. <2> а), б):

II Аккорды, каденции

15. Подписать буквенным обозначением 4 типа трезвучий, учитывая их строение:

м.3 + м.3 = _______________?

м.3 + б.3 = ________________?

б.3 + м.3 = ________________?

б.3 +б.3 = _________________?

16. Написать обращения Б5/3 и М5/3 буквенным обозначением:

б.3 + ч.4 = ________________?

ч.4 + б.3 = ________________?

ч.4 + м.3 = ________________?

м.3 + ч.4 = ________________?

17. Подписать функциональное обозначение аккордов к ступеневым обозначениям в натуральном мажоре и гармоническом миноре (в скобках):

I 5/3___________________?

I 6 ___________________ ?

I 6/4__________________ ?

IV 5/3_________________?

IV6___________________?

IV6/4__________________?

V5/3__________________ ?

V6____________________?

V6/4___________________ ?

18. Соединить главные трезвучия с разрешением, подписать ступени, на которых строятся эти аккорды:

Д5/3
иии
Т5/ 3 (t5/3)
иии
S5/3 (s 5/3)
иии
Д6
иии
Т6 (t6)
иии
S6 (s6)
иии
Д6/4
иии
Т6/4 (t6/4)
иии
S6/4 (s 6/4)
иии

19. Определить и подписать тональность, главные трезвучия и их обращения в мелодии. Рис.<3>:

20. Подписать строение септаккордов буквенным обозначением:

Б5/3 + м.3 = _________________?

ум.5/3 + м.3 =________________?

ум.5/3 + б.3 = ________________?

21. Подписать строение обращений Д7 обозначением:

Б.2 + Б5/3 = _________________?

м.3 + б.2 + б.3 = _____________?

ум.5/3 +б.2 =_________________?

22. Соединить аккорды с разрешением:

ум.VII 5/3

ум.VII7

м.VII7

Т5/3+3

Т6+1 (t6+1)  

Т3+1 (t3+1)

Т5/3р.+1 (t5/3р.+1)

Т5/3+3 (t5/3+3)

Т5/3+1 (t5/3+1)

Т3 (t3) с утроенной тоникой

Д6/5

Д2

Д4/3

Д7

23. Определить тональности, аккорды в мелодиях и подписать их. Рис. <4> а), б), в):

24. Заключение музыкальной мысли называется... --------------------------------- (дописать).

25. Подписать названия каденций, если остановка построения на следующих аккордах:

1) S – T5 __________________

2) T – D___________________

3) T – S – D________________

4) S – D7 - T1__________________

5) D7 – T3_____________________

6) T – S___________________

III Общие теоретические понятия

26. Подписать 3 типа тональных соотношений (сопоставление, отклонение модуляция):

а) смена тональности после цезуры без модуляционного перехода __________________________________

б) переход из одной тональности в другую с закреплением тоники новой тональности __________________________

в) переход из одной тональности в другую с возвращением в первоначальную тональность __________________________________

27. Определить и подписать отклонение и модуляцию в музыкальных примерах. Рис <5> а); б):

28. Определить и подписать в музыкальных примерах диатоническую секвенцию и модулирующую секвенцию. Рис.<6> а), б):

29. Написать названия ритмов. Рис. <7> а), б), в):

30. Написать названия размеров:

а) 2/4, 3/4, 3/8 _______________________________

б) 4/4, 6/8, 6/4, 9/8, 12/8 _______________________

в) 2/4 —> 3/4 —> 4/4 —> 2/4 ________________________

г) 5/4, 7/4, 11/4, 7/8 ___________________________

31. Определить и подписать вид размера. Рис. <8> а), б):

32. Объединение нот в группы по размеру пьесы называется... (дописать).

33. Перенесение мелодии в другую тональность называется... (дописать).

34. Назвать наиболее известные способы перенесения мелодии в другую тональность при помощи:

а)_______________________________; б)_____________________________;

в)_______________________________; г)_____________________________.

35. Способ изложения музыкальной ткани называется...  --------------------------------- (дописать).

36. Написать основные виды фактуры:

а)_______________________________; б)_____________________________;

в)_______________________________; г______________________________.

37. Усложнение музыкальной фактуры путём введения мелодических или ритмических элементов называется...   --------------------------------- (дописать).

38. Подписать к определениям слова “хроматизм”, “альтерация”:

  1. повышение или понижение ступеней, вызывающее новые тяготения –
  2. повышение или понижение неустойчивых ступеней, вызывающее обострение тяготений в ладу –

39. Определить вспомогательные и проходящие хроматические звуки, отметить их крестиком, подписать. Рис. <9> а); б):

40. Проведение темы или её отрезка последовательно в двух или более голосах называется... ____________________________________(дописать).

41. Написать, как называется музыкальное явление, когда высотное звучание одинаково, а запись, обозначение различно (у звуков, интервалов, аккордов, тональностей)? __________________________________________

42. Выдержанный или повторяемый звук в басу называется ________________________________________(дописать).

Приложение.