Виды методических работ в ДМШ

Разделы: Общепедагогические технологии


Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть
трех педагогических демонов: механистичности, рутинности, банальности.
Адольф Дистерверг

Методическая работа занимает важное место в деятельности ДМШ. Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на достижениях науки и передового опыта. Она направлена на повышение профессионального уровня преподавателей, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и творческого развития обучающихся. Самым главным во внутришкольной методической работе является оказание действенной помощи педагогу на всех уровнях – от подготовки педагогов к занятию до организации подготовки и повышения квалификации педагогов.

Для этого в школе существует функциональная методическая служба: методический совет, методические объединения – секция преподавателей народных инструментов, секция преподавателей фортепиано, теоретико-хоровая секция и др. Ежегодно составляются планы методической работы методического совета и секций, в которых определены основные направления и формы работы по повышению квалификации преподавателей и эффективности образовательного процесса.

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования каждого преподавателя.Назначение методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии; разъяснить цели, порядок организации и проведения массовых мероприятий; раскрыть методику образовательного процесса.

Методическая работа преподавателей реализуется в различных письменных и электронных материалах. Рассмотрим виды методических работ и их оформление.

1. Методическое сообщение – это вербальный вариант изложения содержания работы преподавателя. В письменном виде методическое сообщение представляет собой реферат. В методическом сообщении сжато излагаются основные моменты работы, заостряется внимание на наиболее значимых аспектах освещаемой темы, анализируется информация из одного или нескольких источников, приводятся примеры из практики.

При подготовке методического сообщения необходимо продумать структуру выступления. Как правило, она включает следующие разделы:

1. Введение. В этом разделе даётся постановка вопроса, требующего изучения; объясняется выбор темы, её значимость и актуальность. Чем уже аспект проблемы – тем лучше. Введение содержит цель и задачи реферата, характеристику используемой литературы. Необходимо опираться на научную основу – привести краткий обзор существующих точек зрения на заявленную проблему. Нужно показать владение теоретической базой.

2. Основная часть “расшифровывает”, доказательно раскрывает установки, заявленные во введении. Нужно осветить проблему с позиций современных достижений науки и практики, подтвердить свои доводы цитатами из авторитетных источников, привести яркие примеры из собственного опыта, аргументировано доказывать всё, что утверждается. Эта часть должна содержать пути решения тех или иных задач (психолого-педагогических, методических, дидактических и т.д.), и промежуточные выводы по каждому пункту.

3. Заключение. Нужно собрать воедино выводы, сделанные по ходу основной части и обобщить их в основную мысль, которая должна подтвердить актуальность выбранной темы, окончательно убедить слушателей в верности направления, в котором преподаватель движется по пути совершенствования себя как педагога и образовательного процесса в целом. В заключение делается вывод о том, достигнута ли указанная цель реферата или не достигнута (пишут: “...таким образом, цель реферата достигнута”). Эта фраза идет после ответа на поставленные во Введении задачи и общего вывода по работе.

По времени доклад должен укладываться в 10-15 минут. Соотношение частей по объему должно быть приблизительно 20% - 60% - 20%, где 20% - введение и заключение, а 60% - основная часть.

Реферат, как и любая другая письменная работа, должен быть, не только качественно написан, но и оформлен в соответствии с общепринятым государственным стандартом ГОСТ 2.105-95 “Общие требования к текстовым документам”.

Структура реферата:

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Введение.

4.Основная часть (главы с параграфами).

3.Заключение.

4.Список использованной литературы.

5.Приложения.

Оформление реферата (письменной работы) – Приложение 1.

2. Внеклассная работа — это организованный педагогом вид деятельности школьников во внеучебное время. Внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей, творческого личностного потенциала ребенка, его умений и навыков, которые не всегда можно рассмотреть на уроке. Проведение внеклассной работы в первую очередь направлено на удовлетворение интересов самих школьников, развитие способностей в различных сферах общения и деятельности, раскрытие творческого потенциала. Классный руководитель, действуя сообща с другими преподавателями, организовывает слаженную деятельность коллектива, направленную на достижение определенной цели мероприятия.

Формы внеклассной работы в ДМШ: концерты-презентации, классные тематические часы, научно-практические конференции, школьные праздники, вечера и утренники, интеллектуальные игры и олимпиады по предметам.

Внеклассная работа направлена на углубление и закрепление знаний учащихся с последующим применением их на практике. Она расширяет кругозор и формирует мировоззрение школьников. Не менее важным во внеклассной работе является развитие навыков самообразования учащихся, организация культурного досуга и отдыха, развитие творческих способностей школьников.

Письменным выражением внеклассных мероприятий является сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – это конспективная подробная запись мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, тексты стихов и песен. В приложениях даются сценические указания: художественное оформление, презентации, световая партитура, фотографии т.д.

Схема сценария:

1.Название мероприятия.

2.Автор.

3.Цель и задачи.

4.Оборудование.

5.Форма мероприятия.

6.Ведущие.

7.Участники, реализующие сценарий.

8.Полный текст сценария.

9.Список использованной литературы.

10.Приложения.

К любой методической работе всегда прилагается аннотация (или тезисы). Аннотация – это краткое изложение содержания методической работы. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.

План аннотации

1.Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

2.Вопросы, которые она раскрывает.

3.Выводы автора, его мнение, оценка.

Рекомендуемый объем – до 10 предложений.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

  1. разбить текст на смысловые части;
  2. выделить в каждой части основную мысль, обозначить ее предложением, заимствованным из текста;
  3. сформулировать основную мысль своими словами;
  4. перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения;
  5. определить значимость работы.

3. Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя, улучшения качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка включает:

  1. разработку конкретного урока (занятия);
  2. разработку серии уроков (занятий);
  3. разработку учебной программы;
  4. разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);
  5. разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);
  6. разработку новых форм, методов и средств обучения и воспитания;
  7. методическую разработку, связанную с изменением материально-технических условий преподавания предмета;
  8. методическую разработку, связанную с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями;
  9. разработку, связанную с тематикой самообразования педагогов и т.д.

К методической разработке предъявляются серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки - тема должна быть актуальной, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт; определить цель методической разработки; внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме; составить план и определить структуру методической разработки; определить направления предстоящей работы.

Структура методической разработки – урок:

1.Пояснительная записка. Приложение 2.

2.План-конспект урока.

3.Сценарий (ход) урока.

4.Список использованной литературы.

5.Приложения: аннотация, презентации, раздаточный материал и т.п.

4. Мультимедийная презентация к учебному занятию, внеклассному мероприятию – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Самая распространённая программа для создания мультимедийных презентаций – программа Microsoft Office PowerPoint 2003 или 2007. Вместо текстовых страниц PowerPoint состоит из слайдов, которые можно демонстрировать на экране или на интерактивной доске, как иллюстрацию к речи докладчика. Это самое простое ее использование.

Так же для создания мультимедийного видеоряда можно использовать различные версии программ Nero, Pinnacle Studio, Movavi Video Suite, Movie Maker и др.

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, фото-видео и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Презентация имеет свой сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Структура мультимедийной презентации:

1. Первый слайд: название презентации, ФИО, место работы, должность автора, год создания презентации. Желательно на первом слайде разместить коротко информацию о работе, затрагивающую суть темы, либо вставить крылатое выражение или высказывание, добавить фото или иллюстрации так, чтобы образно возникали ассоциации с темой работы, а презентация заинтересовывала с первого слайда.

2. Второй слайд: оглавление, основные этапы урока-презентации.

3.Слайды презентации: от 10 до 30 шт. (вместе с титульным и завершающим слайдами).

4.Завершающий слайд: список использованной литературы, иллюстраций, музыки; “спасибо за внимание”.

К созданию мультимедийной презентации предъявляются требования – Приложение 3.

Мультимедийная презентация должна содержать подробные методические рекомендации для учителей, объясняющие её место на уроке, либо детально описанный сценарий урока.

Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями должна загружаться одним заархивированным файлом.

5. Портфолио – демонстрационный набор материалов и документов, показывающих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма преподавателя.

Ещё несколько лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось еще две формы существования: электронное портфолио; электронное on-lain портфолио.

Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word или в виде Web-страницы.

Создавая электронное портфолио, преподаватель фиксирует свои достижения, создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую можно постоянно пополнять. Это так называемое “досье событий”, в котором отмечаются интересные и достойные из того, что происходит в жизни преподавателя. Приложение 4.

Назначение портфолио: анализ, обобщение и систематизация работы самим преподавателем; альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы преподавателя при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура портфолио:

1.Общие сведения о преподавателе.

2. Результаты педагогической деятельности.

3. Научно-методическая деятельность.

4. Внеурочная деятельность по предмету.

5. Учебно-материальная база.

6. Работа в качестве классного руководителя.

7. Отзывы.

6.Пособие – методическое, дидактическое, учебное, электронное

Методическое пособие – это комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса, либо направления деятельности ДМШ. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, карточек, разработанных по заявленной тематике.

Целью методического пособия является оказание практической помощи преподавателям и методистам в приобретении и освоении инновационных знаний как теоретического, так и практического характера.

Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине.

Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый, более актуальный материал, чем в учебник. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения.

Электронное пособие – учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее бумажный или электронный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины ДМШ.

Виды электронных пособий: презентации, электронные дидактические игры, CD-DVD диски, электронные сборники и др.

Электронные пособия должны иметь технологическую карту – сопроводительный материал, содержащий сведения о возможности использования этого пособия, например, системные требования для просмотра на компьютере – необходимость графического редактора или определённой программы.

Структура пособия:

1.Аннотация.

2.Введение.

3.Теоретическая часть (излагается научно-педагогическое содержание пособия).

4.Практическая часть (систематизируется и классифицируется методический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры (или описание) тех или иных форм и методик работы).

5.Дидактическая часть (дидактические материалы, иллюстрирующие практический материал).

6.Список использованной литературы.

7.Приложения (дополнительные материалы).

7. Репертуарный сборник, хрестоматия

Репертуарный сборник – это издание, содержащее ряд произведений одного или нескольких авторов, а также различные методические, научные и информационные материалы на определённую тему.

Хрестоматия – это учебное пособие, представляющее собой сборник систематически подобранных в учебных целях или для саморазвития материалов на определённую тему. Это особый вид книжного издания, применяющийся в качестве дополнительной литературы, сопровождающей основной учебник.

Авторские репертуарные сборники и хрестоматии подводят итог проделанной работы преподавателя. Такие сборники важны как  для самого автора, так и  для других преподавателей, т.к. собирают под один переплёт всё, что было создано за некоторый определённый период на тему, обозначенную в заглавии; сборники дают возможность всем желающим воспользоваться накопленным опытом автора.

Требования к оформлению репертуарного сборника или хрестоматии

  1. формат – текст набран в нотных редакторах Sibelius или Final;
  2. произведения одного сборника должны быть оформлены в одном стиле;
  3. объём сборника не менее 40 страниц;
  4. титульный лист с указанием названия и автора выполнен в нотном редакторе или MS Word;
  5. страница с содержанием;
  6. обязательна нумерация страниц;
  7. возможно использование иллюстраций в формате jpg или в виде графики;
  8. текст “От автора”: пояснительная записка, методические разработки и рекомендации и т.п., раскрывающие суть и актуальность данной работы;
  9. разрешается использование файлов mp3, midi в виде приложений;
  10. рецензия.

8. Методические рекомендации  – это комплекс предложений и указаний, определяющий наиболее эффективные методы и формы работы для решения какой-либо учебно-педагогической проблемы, изучения темы, проведения занятия или мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных преподавателем на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к занятию или мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам. Соответственно этому регламентируется терминология, стиль и объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций:

1.Титульный лист.

2.Аннотация.

3.Оглавление.

4.Содержание: вступление, основная часть, заключение.

5.Список использованной и рекомендуемой литературы.

6.Приложения.

Методические рекомендации могут являться частью другой методической работы, например, могут входить в учебно-методическое пособие, методическую разработку или репертуарный сборник.

9. Статья – это текст, посвященный одной конкретной теме, опубликованный в журнале, газете или каком-либо издании. Статья относится к аналитическому жанру. В статье необходимо обозначить проблему, провести ее анализ, предложить решение, сделать выводы.

Педагогическая статья чаще всего пишется педагогом для участия в педагогических конференциях и семинарах. Её устным выражением является – доклад.

Для публикации статьи в сборнике материалов конференции необходимо оформить её в соответствии с требованиями к публикации конкретной конференции или семинара.

Базовой основой написания статьи является:

  1. объем текста от 3-х до 8-ми машинописных страниц в редакторе MS Word формата А4, шрифт Times New Roman или Arial, 12 кегль, междустрочный интервал – одинарный или полуторный, выделения допускаются курсивом или полужирным шрифтом;
  2. параметры страницы: поля по 2,5 см, слева – 3 см (могут быть и другие);
  3. в тексте статьи не допускаются: переносы слов, внесение текста статьи в таблицу;
  4. номер страницы ставят внизу по центру, кегль – 10.
  5. список литературы должен быть оформлен согласно ГОСТ 7.1.2003 или ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Структура статьи:

1 абзац – название: фраза, обозначающая проблему, которую предлагает проанализировать автор (по центру, Caps Lock, полужирный);

2 абзац – инициалы и фамилия автора с расположением по правому краю (или по центру) с указанием должности и места работы, полужирный, курсивом;

3 абзац – краткая аннотация к статье (курсивом);

4 абзац – текст статьи, разбитый на отдельные части:

  1. вступление – раскрывает проблему, поставленную автором;
  2. основная часть – анализ проблемы с точки зрения автора. Нужно привести разные точки зрения на решение проблемы и выбрать наиболее подходящее решение. Необходимо описать личный опыт решения проблемы, привести примеры из личной практики;
  3. заключение – выводы.

В окончании статьи помещают список использованной литературы.

10. Педагогический проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей. Общее для всех проектов в образовании — их нацеленность на решение образовательных задач и реальное практическое преобразование сложившейся образовательной ситуации силами педагога (педагогического коллектива) за определенный период времени.

Типы педагогических проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты, информационные проекты, практико-ориентированные проекты. Приложение 5.

Структура педагогического проекта:

1.Титульный лист.

2.Визитная карточка проекта: ФИО авторов, учебное заведение, вид проекта, тема, цель, методические задачи, идея проекта, применяемые технологии, предметная область, возрастная категория на которую рассчитаны цели проекта, программно-техническое обеспечение.

3.Обоснование необходимости проекта.

4.Цели и задачи проекта.

5.Участники проекта.

6. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

7.Оглавление проекта: этапы реализации (подготовительный, основной, заключительный).

8. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

9. Оценка эффективности реализации проекта.

10.Список использованной литературы.

11. Авторская образовательная программа – программа, не имеющая аналогов, основана на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо вариант собственного подхода автора к традиционным темам.

Авторская программа может быть и экспериментальной, т.е. пройти апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения.

Название “авторская” требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, – обязательный исходный момент в создании авторских разработок.

Исходной основой для разработки авторской образовательной программы должна служить примерная (типовая) образовательная программа: в ней задаётся базовый минимум – базовые параметры тех знаний, умений и навыков детей, которые должны быть освоены. При создании собственных программ можно расширять, углублять или конкретизировать базовый минимум типовой программы, но помнить, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей программы нельзя.

Если примерная (типовая) программа видоизменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания она становится модифицированной (адаптированной). Коррективы вносятся в программу самим преподавателем и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий исходной программы, которая была взята за основу.

Цель создания авторской программы: решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.

Авторская образовательная программа является составной частью образовательной программы учреждения. Она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения и соответствовать требованиям Закона РФ “Об образовании”, “Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей”, “Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей”.

Структура авторской образовательной программы:

1.Титульный лист.

2.Пояснительная записка.

3.Содержание учебного предмета.

4.Требования к уровню подготовки обучающихся.

5.Формы и методы контроля, система оценок.

6.Методическое обеспечение учебного процесса.

7.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы. Приложение 6.

К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), должны быть приложены две рецензии:

внутренняя – её пишет методист учреждения, в котором разработана программа;

внешняя – её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием: разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что их программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.

12. Рецензия

Рецензия – критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку работы автора.

План рецензии на методическую работу:

1.Заголовок рецензии, ФИО и должность автора работы, название образовательного

учреждения, реализующего работу автора.

2.Предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы).

3.Актуальность заявленной темы работы.

4.Краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения.

5.Общая оценка работы рецензентом.

6.Недостатки, недочеты работы.

7.Выводы рецензента.

8.Подпись, ФИО, должность и место работы рецензента.

9.Печать организации, удостоверяющая подпись рецензента.

Рецензия предоставляется в 2-х экземплярах.

Примерный план рецензии программы дополнительного образования – Приложение 7.

Состояние и перспективы развития образовательного учреждения в огромной мере зависят от педагогов – от их научной и методической квалификации, творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания обучающихся. Процесс обучения в музыкальных школах – процесс творческий, не всегда поддающийся описанию. Сегодня работу, которую проводит преподаватель с учащимися, возможно разумно и грамотно оформить в соответствии современным требованиям.

Любая методическая работа должна отвечать следующим требованиям, обозначенным в данных методических рекомендациях:

  • структура должна быть максимально понятна читателю;
  • оформление работы должно быть выдержано в едином стиле;
  • тема работы должна соответствовать содержанию;
  • материал должен излагаться последовательно.

Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды, педагог мог самостоятельно изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т.д. Написанный однажды текст не изменяется и сохраняет запечатленную в нем мысль. Это ценно для профессиональной практики преподавателя, которую он освещает, осмысливает и таким образом фиксирует, делает воспроизводимой. Грамотно оформленная методическая работа может быть отпечатана в типографии, опубликована в internet-сайтах, отправлена на internet-конкурс. Накопленный в достойном виде опыт пригодится педагогу на аттестации.

Данную работу сопровождает презентация “Формы и виды методических работ в ДМШ” – Приложение 8. Она может быть использована как иллюстрированное сопровождение текста “Методических рекомендаций “Виды методической работы в ДМШ”, а так же как самостоятельный методический материал, обеспечивающий педагогам ДМШ оперативную методическую помощь по созданию различного вида методических работ.

Список использованной литературы

1.Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. Педагогическое общество. М., 1998.

2.Гайнуллина И.В., Правила и требования оформления методической разработки. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. Югорск, 2010.

3.Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование. Новосибирск, 2010.

4.Разработка методической продукции. Основные требования к структуре и оформлению: методические рекомендации /Сост. Т.В.Пасечникова. Самара, 2013.

5.Всё для музыкальной школы: АсСоль: [Электронный ресурс]. Уфа, 2015. URL: http://as-sol.net. (Дата обращения: 18.02.2015).

6.Социальная сеть работников образования “Наша сеть”. Гузина Т.Н. Портфолио преподавателя музыкальной школы. [Электронный ресурс]. М.: 2013. URL: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/15/portfolio-prepodavatelya-muzykalnoy-shkoly (Дата обращения 20.08.2015).

7.Социальная сеть работников образования “Наша сеть”. Мысь Е.А. Как написать методические материалы для преподавателей. [Электронный ресурс]. М.: 2013. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2013/02/07/kak-napisat-metodicheskie-materialy-dlya (Дата обращения 20.08.2015).

8.Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: ГОСТ 2.105-95 “Общие требования к текстовым документам”. [Электронный ресурс]. М.: Стандартинформ, 1995. URL: http://www.chem.asu.ru/wp-content/uploads/2013/02/2.105-95.pdf (Дата обращения 20.08.2015).

9.Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: ГОСТ

7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: [Электронный ресурс]. М.: Стандартинформ, 2008. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200063713. (Дата обращения: 18.02.2015).