Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") на тему "Как христианство пришло на Русь". 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Цель урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи:

  • познакомить с разными значениями понятия «Церковь»;
  • объяснить смысл Крещения;
  • рассказать, как христианство пришло на Русь и какое значение это событие имело для нашего государства.
  • способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к  истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

Тип урока: комбинированный.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Ожидаемый результат: знание понятий; умение учащихся высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала; умение работать в группах. 
Предметные: знакомство с причинами принятия Христианства на Руси, с понятиями: Церковь, Крещение, Святая Русь, князь Владимир.
Метапредметные: овладение навыками смыслового чтения текста и осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами,  установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям,  готовность слушать собеседника и вести диалог; 
Личностные:  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Оборудование:  учебник « Основы православной культуры», А. В. Кураев, М: Просвещение – 2010;  кроссворд, карточки «Соотнеси храм и город», тест.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

(Звучит отрывок вступления к опере «Хованщина»  М. Мусоргского)

Умный, гордый наш народ
Далеко глядит вперёд.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.

– Этот урок сегодня посвящен древнейшему прошлому нашей Родины. А попасть в Древнюю Русь и узнать тему урока вам поможет ключевое слово кроссворда (Приложение 1)

ПРОВЕРКА.

II. Изучение новой темы «Как христианство пришло на Русь»

– Итак, ключевое слово –  «КРЕЩЕНИЕ». Нет в мире другой такой страны, где столько золотых куполов устремляются в небо, где колокольный перезвон согревает душу, где в самой природе все дышит истинной верой – Православием. Золотая Русь! Святая Русь!
И, как у любой православной души, есть у нашей Родины – матушки свой крёстный. Владимир I Святославич, Владимир Святой, Владимир Креститель, Просветитель русского народа и, наконец, Владимир Красное Солнышко – великий Киевский князь, который, выбрал для своей страны единственно верный путь на многие лета вперед – принять Христианство как общую государственную религию.
Труден и тернист был путь к утверждению истинной веры на Руси.
Каким же был молодой князь Владимир?

Рассказывают ученики: «Князь Владимир родился около 960 года  в селе Будутино, Псковской области. Отец – князь Святослав. Мать его, Малуша была дочерью князя Древлянского. Мальчика  назвали русским языческим именем Володимир – владеющий миром, владеющий особым даром мира. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником. Он возглавил поход против  своего брата Ярополка–христианина и, победив его, стал полновластным князем Киева. Он расширял и оборонял   пределы  княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Владимир пришёл к христианству не сразу. Несмотря на то, что воспитывался он, как и его братья, святой равноапостольной княгиней Ольгой, христианского учения сначала не принял».

Восточные славяне до 10 века были язычниками и поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов.
Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами.Началом чудесной перемены в князе стал трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после победоносного похода на врагов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве. Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси. Погибая, мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют… Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и Луну, и Солнце, и человека». Кровавая жертва произвела глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры.

И тогда князь Владимир направил своих послов в разные страны.

– Давайте заглянем в гости к князю и послушаем, о чём ему рассказывают послы, когда вернулись.

Учащиеся показывают сценку. (Приложение 2)

– Да, именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир направил своих послов. Русские послы, побывавшие там, окончательно убедили князя в выборе Православной веры:  «Служба у греков лучше, чем в других странах. Когда греки ввели нас в то место, где они служат Богу своему, мы не знали, на небе ли мы или на земле, – рассказывали послы князю, – ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. Не можем мы забыть того, что видели и слышали. Так и мы не хотим уже прибывать в язычестве»;
«Если бы вера греческая не была бы так хороша, то не приняла бы ее бабка твоя, великая княгиня Ольга, а она была мудрейшей из всех людей, – согласились и бояре»
Так великий князь Владимир решил принять от византийцев Христову веру. В крещении получил христианское имя Василий.
Владимир крестил своих детей и призвал народ принять крещение. Он велел идти к Днепру. Народ рассуждал: «Не будь это хорошо, князь и бояре не крестились бы сами». Когда все собрались у реки, Владимир со священниками вышел к народу. Киевляне по приказанию князя вошли в воду; кто помоложе, тот становился у берега; маленьких детей держали на руках. Священники с берега читали молитвы, и таким образом все киевляне были окрещены в один день. После крещения Владимир прочитал громко молитву, в которой благодарил Бога за то, что Он научил истинной вере.

Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение дает возможность душе начать новую жизнь. Нередко при крещении человек меняет имя (например, князь Владимир стал именоваться Василием). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви.

Давайте послушаем, какие перемены произошли с князем Владимиром после крещения?

Рассказывают ученики: «Удивительные перемены произошли с князем Владимиром после крещения. Он не хотел больше воевать, потому что боялся причинить зло, и за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе стали устраивать по праздникам угощения для всего народа, а для больных по домам развозили хлеб, мясо, мёд и другие продукты. По распоряжению Владимира трапезы для голодных устраивались не только в Киеве, но и в других городах. Князь искренне и глубоко принял христианское учение, он старался быть достойным христианином и мудрым правителем христианского государства»

С Христианством пришла на Русь письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, повсеместно распространялась грамотность. Принятие христианства способствовало расцвету культуры: иконопись, фреска, мозаика, неповторимые облики церквей и соборов, стремящиеся ввысь купола. С принятием Христианства людские сердца «умягчались». Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена  и давала им ощутить себя единым народом.

III. Церковь, храм

Работа с учебником.

– Прочитайте на стр.60 тест учебника и ответьте на вопросы:

  1. В 988 году князь Владимир крестил Русь, где миром, а где и силой. Но это событие имело огромное значение для страны. Какое?
  2. Почему Русь стали называть Святой Русью?
  3. Какие ценности проповедует  христианство?   
  4. Чему  оно учит нас?
  5. А какое значение имеет слово храм?
  6. Какое значение слова ЦЕРКОВЬ вы узнали?

Немногие из древних храмов сохранились до наших дней.

Рассказывают ученики:

1. «Собор Святой Софии построен в начале XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. Возведением храма руководили впервые приглашенные в Киевскую Русь греческие мастера. Собор Святой Софии является государственным музеем-заповедником и внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО»;
2. «На территории современной России в Новгороде сохранился только один христианский храм XI в. –  собор Святой Софии.  В конце X в. новгородские мастера срубили из дубовых бревен огромный храм св. Софии. Простояв почти 50 лет, храм сгорел во время очередного новгородского пожара. Из новгородских летописей известно, что строительство каменного собора Святой Софии заложено  в 1045 г. сыном князя Ярослава Мудрого,  новгородским князем Владимиром»
3. «Древние летописцы повествуют, что первая православная церковь Успения Пресвятой Богородицыво Владимире первоначальным своим построением восходит к концу Х столетия. Собор был устроен из дерева,  из дубового леса, простоял 165 лет и был уничтожен пожаром. Каменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в XII в. Это один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО»
4. «Крупнейший православный мужской  монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре?Троице – Сергиева лавра. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. Самое раннее сооружение в монастыре четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 14221423 годах на месте деревянного. Он был воздвигнут «в честь и похвалу» основателю монастыря,
преподобному Сергию Радонежскому. В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые  мощи  преподобного Сергия — главная святыня обители. Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО»

Работа в группах. Ребята выполняют творческое задание «Соотнеси город и храм» (Приложение 3)

ПРОВЕРКА.

IV. Рефлексия

1. Церковью называют христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?
2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?
3. Тест (Приложение 4)  

ПРОВЕРКА.

– Прошло более тысячи лет с тех далеких времен, но не гаснет  в сердцах  людей свет, зажженный Владимиром Красным Солнышком. И сегодня мы отдаём дань уважения князю Владимиру, который, будучи главным устроителем русской государственности, сам  является символом становления великого государства. Вера, Единение, Любовь к Родине – слова, понятные и родные каждому русскому человеку. Они помогают нам жить, видеть прекрасное и верить в будущее. А значит, еще ни одну тысячу лет будет жить Русь Святая! Русь Православная! Русь златоглавая.

Читают ученики:

Володимир, князь-язычник,
Сделал выбор – путь Креста.
Ветошь грешных дел, привычек
Сбросил с верой во Христа.
На глазах свершилось чудо,
Будто день возник в ночи:
Тот, кто жил в грехах повсюду,
Жемчуг веры получил!
И, найдя его, крестился,
И крестил Руси народ.
Свет Христов лучами лился –
Православия восход.

И от мала до велика
Люди шли в одну купель.
Бог открылся князю Ликом
И народу в этот день.
Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.
Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.