Комплексно-тематическое занятие по познавательному развитию и развитию связной речи в средней группе по теме "Домашние птицы" (пересказ рассказа Е.Чарушина "Курочка")

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка»;
  • совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя;
  • учить сравнивать изображенных на картинке (на видео) курицу и цыпленка по размеру, цвету, подбирать определения и антонимы (слова с противоположным значением);
  • согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
  • закреплять знания детей о домашних птицах, их отличительных особенностях от других животных (есть клюв, перья, крылья).
  • развивать связную речь, мышление, внимание.
  • воспитывать доброжелательность, чуткость.

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о домашних птицах;
  • рассматривание иллюстраций с изображением домашних птиц;
  • просмотр мультимедийного фильма «На птичьем дворе».

Оборудование:

  • курочка – кукла би-ба-бо;
  • ширма от кукольного театра;
  • телевизор либо компьютер для просмотра видео;
  • иллюстрации с изображением курочки и цыплят.

Список использованной литературы:

Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. Авторы-составители О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Издательский центр «Вента-граф» 2010г

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель подзывает детей и предлагает поприветствовать друг друга и гостей:

– Здравствуй, солнце золотое,
– Здравствуй, небо голубое,
– Здравствуй, легкий ветерок,
– Здравствуй, маленький цветок!
– Здравствуй, утро,
– Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!

(Дети обнимают друг друга, затем поворачиваются к гостям и здороваются с ними.)

Воспитатель: Ребята, к нам еще один гость пожаловал, а кто - это вы узнаете, отгадав загадку:

Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает…
Кто это?

– Правильно, курочка! Курочка, где ты? (Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики, а сам из-за ширмы достает куклу би-ба-бо. Дети здороваются с курочкой.)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, курочка - это птица, животное или рыба?
– Чем отличаются птицы от животных? (Есть клюв, перья, крылья).
– А какая это птица: домашняя, перелетная или зимующая?
– Где живет курочка? (Во дворе, сарае).

Воспитатель: Курочка пришла, чтобы поделиться с вами своей радостью – у нее появились детки, хотите на них посмотреть?

Показ видео курицы с цыплятами, воспитатель комментирует, обращая внимание детей на внешний вид курочки и цыплят…В конце просмотра картинка с курицей и цыплятами остается на экране, либо подбирается похожая иллюстрация. (Приложение 1)

Вопросы:

– Ребята, скажите, какого цвета курочка? Какая она? (Рыжая, пестрая, разноцветная).
– А как зовут деток курочки? (Цыпленок – цыплята).
– Какие цыплята? (Маленькие, пушистые, как комочки).
– Какого они цвета? (Желтые, золотистые , пестрые, разноцветные).
– Чем похожи курочка и цыплята? (Они похожи по цвету, у них есть клюв, крылья).
– Присмотритесь к ним, чем они не похожи? (Курочка большая, а цыплята – маленькие).
– А курица-мама какая? Как можно сказать про нее? (Большая, заботливая, добрая, внимательная…)
– А сколько цыплят у мамы-курицы? (Много).
– Давайте посчитаем цыплят.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы цыплят считать
Раз – цыпленок на крыльце,
Два – цыпленок в яйце,
Три –цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый маленький цыпленок
Кушать захотел спросонок.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо посчитали цыплят, а сейчас выходите на коврик и превращайтесь в маленьких цыплят, а я буду мамой-курочкой.

Физкультминутка под музыку

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, один детский писатель Евгений Чарушин как то гулял у себя во дворе и наблюдал за курочкой с цыплятами, после чего написал рассказ, хотите послушать?

Воспитатель читает рассказ и задает вопросы:

– Про кого этот рассказ? (Про курочку и цыплят, про дождик).
– Как цыплята спрятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает).
– А кто не спрятался? (Два цыпленка).
– Что они делают?(Стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает?).
– Вам понравился рассказ? А курочке понравился? (Воспитатель обращается к курочке).
– Курочка сказала, что ей очень понравился рассказ и она хотела бы его еще послушать. Расскажем курочке этот рассказ?
– Я сейчас еще раз прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно, чтобы потом смогли пересказать его. (Установка на пересказ).

(Воспитатель читает рассказ, затем предлагает двоим детям пересказать его.)

– Кто хочет рассказать рассказ курочке?
– Идите Роберт и Ярослав. Роберт расскажет, как курочка с цыплятами гуляла, как она их прятала, а Ярослав расскажет, все ли цыплята спрятались под крылом у курочки и что было дальше.

(Спросить 3 пары детей, оценивать от лица курочки каждого ребенка).

Курочка: Молодцы, ребята, очень хорошо рассказали рассказ. Мне очень понравилось у вас в гостях, но мне пора идти, меня ждут цыплята-малыши, до свидания!