Связь адаптации детей раннего возраста к образовательной организации с особенностями привязанности детей к родителям

Разделы: Работа с дошкольниками


“Надо понимать движения детского сердца”.
(В.А. Сухомлинский)

На современном этапе дошкольное образование переживает множественные реформы. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 г. № 1155 был введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из принципов которого является создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Ранний возраст – особый период становления органов и систем ребенка. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Раннее детство сменяет дошкольный возраст.

В настоящее время проблема адаптации детей к новым условиям жизни одна из самых актуальных. Л. С. Выготский писал, что “...ранний возраст сенситивен во всем”, называл этот возраст “золотой порой сенсорного развития”. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями [23].

Современные родители не получают полной, доступной и профессионально – изученной информации о роли отношений с ребенком и успешной адаптации.

Что же характерно для адаптации детей раннего возраста? Основные аспекты адаптации, в отечественной психологии, были освящены в исследованиях Н. М. Аксариной, К. Л. Печора, Н. Г. Ватутиной, Л. Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович и др.

Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка [2].

Продолжая линию поиска психологических механизмов адаптации, мы выделили еще один важный, с нашей точки зрении, фактор, обусловливающий адаптацию ребенка к образовательной организации: качество привязанности ребенка к родителям.

Какова природа человеческой привязанности? Где ее истоки? Как зарождается и формируется привязанность маленького ребенка к взрослому?

В зарубежной психологии вопросами привязанности детей к родителям занимались: Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Э. Маккоби, Х.Р. Шеффер, С. Белл, Г. Харлоу и др.

Большой вклад в решение этой проблемы внес английский психиатр Дж. Боулби своей теорией привязанностей, согласно которой привязанности к матери, отцу или кому-нибудь другому не являются врожденными или результатом раннего научения (запечатлением). По его мнению, врожденными являются некоторые формы поведения младенца, способные заставить окружающих находиться рядом с ним и заботиться о нем. Это — гуление, улыбка и ползание по направлению к взрослому. С точки зрения эволюции эти формы носят адаптивный характер, так как обеспечивают младенцу заботу, необходимую для выживания [11].

Формирование такой привязанности жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. Выбор объекта, а также сила и качество привязанности во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

В отечественной психологии изучением привязанностей ребенка к взрослому занимались: М.Н. Лисина, Н.Н. Авдеева и И.В. Хохлачева, Л.Г., Е.О.Смирнова, М.М. Либлинг и др.

В рамках концепции М.И.Лисиной, избирательные привязанности ребенка к взрослому, рассматривались как продукт общения, зависящий от его содержания.

В работе С.Ю.Мещеряковой изучалось развитие системы аффективно-личностных связей ребенка с взрослым на первом году жизни. Было показано, что эти связи возникают в первом полугодии жизни ребенка в ситуативно-личностном общении и являются основным психологическим новообразованием этого возраста [1].

Тем не менее, вопросы диагностики привязанности, выявление особенностей эмоциональных связей ребенка и взрослого изучены не достаточно. Отсутствуют четкие критерии позволяющие выявить типы привязанности и различать надежную привязанность, ненадежные виды привязанности и сверхпривязанность.

Цель исследования: изучить влияние особенности привязанности детей к родителям на успешную адаптацию к образовательной организации.

Объект: адаптация детей раннего возраста к образовательной организации.

Предмет: выявление особенностей привязанности ребенка к родителям.

Методы исследования: изучение отечественной и зарубежной литературы; подбор диагностических средств; диагностика адаптации детей группы, образовательная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями; наблюдение за детьми и взрослыми, с целью изучения типа привязанности ребенка и матери.

База исследования ГБОУ СОШ (дошкольное отделение) № 814, первая младшая группа.

Организация и процедура исследования.

Исследование проводилось в четыре этапа на базе ГБОУ СОШ № 814 (дошкольное отделение) в период с ноября 2013г по май 2014 г.

Описание выборки.

В исследовании приняли участие 20 детей от 1,5 – до 3 лет, из них 8 мальчиков и 12 девочек.

На предварительном этапе особое внимание уделялось изучению отечественной и зарубежной литературы, подбор диагностических средств, разработка стратегии исследования. Было принято решение использовать методики исследования следующих авторов:

  1. Авдеева Н.Н., Хохлачева. “Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ”. 2010 г.
  2. Баянская Е.Р., Либлинг М.М. “Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития”. 2001 г.
  3. Печора К.Л. “Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решения в ДОУ и семье”. 2012 г.

Также на предварительном этапе особое внимание уделялось изучению теории Дж. Боулби о привязанности. Решался вопрос о выборе диагностической методики (теста, опросника), с помощью которого можно выделить тип привязанности ребенка к матери. Было обнаружено, что не предоставляется возможным использовать в практике методику М. Эйнсворт, т.к. методика предполагает создание экспериментальной ситуации, в которой мама покидает ребенка, оставляет его одного с посторонним взрослым. Она является трудоемкой и длительной, требует создания особых условий, оборудования, помещения.

Анализ отечественной литературы показал, что не существует научно разработанной анкеты, методики для изучения привязанности.

Подробный анализ теоретических представлений Н.Н. Агеевой, Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой, позволил выделить несколько параметров для наблюдения за детьми и последующего выделения критериев привязанности.

На основании теории и практического опыта представленного в литературе, а также собственных представлений о механизмах адаптации детей раннего возраста, особенностей современной семьи, рекомендациям к организации взаимодействия с родителями была разработана следующая стратегия экспериментального исследования:

  • провести диагностику адаптации по параметрам К.Л. Печора (смотри Приложение 1);
  • провести наблюдение за детьми, взаимоотношения детей и взрослых в процессе образовательной деятельности и проблемной ситуации;
  • провести диагностику типа привязанности с учетом онтогенеза отношений ребенка и взрослого (матери);
  • изучить роль привязанности в адаптации детей;
  • выявить связь между параметрами адаптации и проявлению привязанности к взрослым (мама, воспитатель).

На констатирующем этапе - ноябрь 2013 года - проводился анализ листов адаптации детей группы, фиксация фактов поведения и проявлений личности детей в предшествующие месяцы.

Так как, данные наблюдений за детьми в период с сентября по октябрь (период адаптации основного состава группы) заносились в адаптационные листы (смотри Приложение 2), то в ноябре 2013 года, именно они были изучены и проанализированы, в соответствии с психолого-педагогическими параметрами определения готовности ребенка (1 г. 1 мес. – 5 лет), к переходу в новые условия жизни:

  • Поведение – 7 показателей.
  • Нервно-психическое развитие – 1 показатель.
  • Личность – 11 показателей.

Результаты заносились в таблицу Excel в соответствии с предложенной системой оценивания в баллах от 1 до 3.

Производился подсчет по каждому параметру (Сумма) и отдельным показателям.

В результате подсчета баллов по каждому показателю и среднего значения трех параметров было обнаружено, что нервно-психическое развитие у всех детей в норме, а поведение значимо преобладает над параметром личности.

Таким образом, было обнаружено, что у детей группы, нервно-психическое развитие соответствует возрасту, поведение детей в целом не вызывает особых вопросов; личностное развитие соответствует возрастным особенностям, но не является высоким (это согласуется с представлениями о сложности адаптационного периода для личности развития ребенка).

Подробный анализ поведения детей в адаптационный период (смотри Приложение 3), показал, что у детей наблюдались проблемы с засыпанием. При этом у большинства детей группы самым высоким оказался “контроль за отправлениями”.

Анализ личностных проявлений детей в адаптационный период (смотри Приложение 4), показал, что у детей наблюдались проблемы с наличием аффективных проявлений в отношении взрослого. При этом у большинства детей группы самым высоким оказался показатель “познавательная потребность”.

Далее был проведен корреляционный анализ между отдельными показателями адаптации детей. Который показал, что длительность адаптационного периода связана с инициативностью ребенка в общении со взрослым (0,52).

Кроме того обнаружилось:

  1. Настроение связано с аппетитом (0,47);
  2. Сон ребенка – с гигиеной (0,49) и контролем(0,79);
  3. Познавательная потребность связана с инициативой в общении со взрослым (0,57) и контактностью в общении со сверстниками (0,47);
  4. Инициативой в общении со взрослым связана с контактностью в общении со взрослыми (0,54) и уверенностью в себе;
  5. Инициативой в общении с детьми связана с контактностью в общении со сверстниками (0,60);

Для исследования представляет интерес тот факт, что показатель “привязанность”, не связан не с одним из показателей психолого-педагогических параметров адаптации, которые обозначены в данной методике.

Это побудило к более подробному изучению теории привязанности и поиску методик изучения привязанности.

Таким образом, на контрольном этапе были выявлены особенности адаптации каждого ребенка группы и изучены закономерности проявлений адаптации группы в целом. Полученные результаты позволяют сделать вывод об отсутствии существенных нарушений и отклонений в адаптации детей группы.

На формирующем этапе с декабря 2013 по апрель 2014 года, проводилось наблюдение за детьми и их родителями в период прихода в группу (утро) и ухода домой (вечер).

Для того чтобы в процессе наблюдения получить достоверные факты о направленности, качестве, силе привязанности были выделены основные признаки, характеризующие определенный тип отношений взрослого и ребенка.

При этом упор проводился на следующие методики:

  1. “Изучение особенности привязанности ребенка к матери, стиля детско-родительских отношений и адаптации ребенка к ДОУ” (Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В., 2010 г).
  2. “Отношение матери к младенцу с точки зрения теории привязанности” (Мещерякова С.Ю., 2003 г).

Наблюдение проводилось за следующими внешними проявлениями:

  • Взрослый может лучше других утешить и успокоить ребенка;
  • Ребенок чаще, чем к другим обращается ко взрослому за утешением;
  • В присутствии взрослого ребенок реже испытывает страх;
  • Субъектное отношение к ребенку. Чувствительность, способность понимать потребности ребенка
  • Субъектное отношение к ребенку. Сотрудничество, кооперативность, склонность поддерживать инициативу ребенка.

Так как в течение года удалось организовать достаточно тесное взаимодействие всех взрослых, и в экспериментальный период наблюдалось некоторое единство в воспитательных подходах (не было конфликтов с родителями, жалоб, отказов детей от посещения группы или общения со взрослым), то рассматривался вопрос о качестве привязанности ребенка к миру взрослых в целом и всех взрослых членов семьи и воспитателей к ребенку раннего возраста (с учетом того, что привязанность – это двухсторонний процесс).

В процессе наблюдения каждый параметр оценивался в баллах от 1 до 5; при этом “0” - отсутствие проявлений, “5” - наивысший уровень активности детей и родителей (с точки зрения анализа качество привязанности)

Были подсчитаны средние значения по всем параметрам и по каждому ребенку. Для нас было важным выяснить, какой из параметров наиболее ярко проявляется, как компонент привязанности, а какой при наблюдениях не очень заметен. Поэтому наблюдения проводились в течение длительного периода. На основе всех наблюдений были зафиксированы и подвергнуты оцениванию все пять показателей привязанности.

Наиболее ярко проявляется снижение страхов (смотри Приложение 5), тревожности ребенка в присутствии мамы и других взрослых малого круга. Менее всего, проявляются показатели “взрослый может лучше других утешить и успокоить ребенка” и “ребенок чаще, чем к другим обращается ко взрослому за утешением”

Для развития каждого ребенка важно, чтобы у него была надежная привязанность именно с его мамой.

В конце апреля было запланировали и проведено интересное и на первый взгляд простое мероприятие.

Родителям было предложено принять участие в совместном с ребенком фотографировании в любом месте группового помещения, по выбору взрослого. Это было представлено семье как подготовка к празднику “День Матери”. Во время фотографирования было проведено изучение проявлений привязанности.

Из 20 семей согласились принять участие 10 семей, но реально сфотографировались только пять семей.

Каждая мама проявила себя индивидуально.

Так мама Ярослава Г. отказалась заходить в группу, предложила сфотографироваться в раздевалке (в куртке), около шкафчика своего сына.

Мама Полины Е. согласилась зайти в группу, присела на стульчик, посадила ребенка на колени, к себе спиной.

Мама Миши М. от фотографирования отказалась, предложила фото принести.

Мама Маши С и мама Алисы П. предложили выслать фото по электронной почте.

Анализ типа привязанности проводился в соответствии с теорией, изложенной в книге Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой “Родители и дети: психология взаимоотношений”, в которой говорится о том, что поскольку взаимоотношения являются продуктом общения, то качество взаимоотношений будет зависеть от качества общения матери и ребенка [29, с. 105].

Мы выявили и определили тип привязанности “мама-ребенок”:

Семья Алисы П. – тревожно-сопротивляющая привязанность.

Семья Марии С. – надежная привязанность.

Семья Миши М. – надежная привязанность.

Семья Полины Е. – надежная привязанность.

Семья Ярослава Г. – ненадежная привязанность.

Таким образом, в фотографировании приняли участие семьи с разным типом привязанности.

Далее полученные снимки были подвергнуты анализу.

Анализируя, их мы видим что позы, эмоции, жесты, участников действительно демонстрируют особенности их привязанности.

Фотографии и комментарии к ним в Приложении 6

Это дает основание считать, что для изучения привязанности нет необходимости проводить сложные диагностики, а можно использовать метод наблюдения или анализ фотоматериалов.

В мае 2014 года проводился контрольный этап исследования. В его рамках проходило изучение связи адаптации детей раннего возраста и привязанности к родителям.

Диагностика привязанности, обработка данных (смотри Приложение 7), статистический анализ полученных данных обнаружили факты.

Результаты корреляционного анализа.

Были изучены следующие связи:

  1. Длительность адаптации и привязанность “мама-ребенок”, “папа-ребенок”, “воспитатель-ребенок”, и “малый круг-ребенок”.
  2. Поведение в период адаптации и привязанность “мама-ребенок”, “папа-ребенок”, “воспитатель-ребенок”, и “малый круг-ребенок”.
  3. Развитие личности и привязанность “мама-ребенок”, “папа-ребенок”, “воспитатель-ребенок”, и “малый круг-ребенок”.
  4. Длительность адаптации, поведение, развитие личности и сверхпривязанность со стороны матери.

Итак, обнаружено достаточно много связей отдельных показателей и привязанности в целом с длительностью адаптации детей раннего возраста к образовательной организации.

Анализ проведем с целью ответа на вопрос: “Какие конкретно аспекты привязанности связаны с адаптацией?”

В целом на поведение детей оказывает воздействие желание и умение мамы успокоить малыша, удовлетворить потребности, что обеспечивает хорошее поведение ребенка в группе (как аспект адаптации).

На развитие личности ребенка значительное влияние оказывает взаимодействие с воспитателем.

Нарушение привязанности проявляются как эмоциональная и физическая сверхпривязанность.

Был проведен корреляционный анализ связи сверхпривязанности и адаптации детей.

Нарушение привязанности, в виде сверхпривязанности на эмоциональном уровне, приводит к сокращению времени сна (rs=-0,47, p 0,05), снижению познавательных потребностей (rs=-0,65, p 0,05) , и неумению ребенка решать проблемы в игре (rs=-0,45, p 0,05).

Также обнаружены отрицательные взаимосвязи между физической сверхпривязанностью и адаптацией, связанной с изменениями в личности. Чем больше привязанность физическая, тем меньше ребенок хочет развиваться как личность в целом(rs=-0,56, p 0,05) .

Высокий уровень сверхпривязанности в целом приводит к снижению инициативы в общении с другим взрослым (rs=-0,52, p 0,05), снижает воображение в игре (rs=-0,52, p 0,05), нарушает личностное развитие в целом (rs=-0,58, p 0,05) и, что особенно важно препятствует адаптации (rs=-0,47, p 0,05).

Также хочется отметить, что таких отрицательных связей не так много.

Тем не менее, это подтверждает, что сверхпривязанность, взаимозависимости ребенка и мамы мешает ему входить в социальный мир, адаптироваться к новым условиям, развиваться как личность.

Наиболее тревожным является факт снижения познавательной потребности, нарушения игровой деятельности и общения со взрослыми.

При этом самым наглядным является нарушение сна ребенка. Чем больше эмоциональная сверхпривязанность к маме, тем хуже он спит в образовательной организации.

Также сверхпривязанность на эмоциональном и физическом уровне, приводит к снижению проявлений воображения в играх, что очень опасно, т.к. впоследствии это приводит к снижению уровня развития игры. А ведь игра, в дошкольном возрасте, должна стать ведущей деятельностью для развития ребенка.

* * *

Таким образом, получены убедительные данные о, том, что особенности привязанности детей к родителям влияют на успешную адаптацию к образовательной организации.

Адаптация к образовательной организации будет успешной при надежной привязанности ребенка к родителям.

Если у ребенка высокий уровень привязанности, т.е. она надежная, безопасная, то ребенок хорошо спит и у него высокая познавательная потребность.

Одним из показателей адаптации является длительность сна.

Хочется отметить, что в целом показатель сна группы нормальный. Большинство детей спит хорошо и положенное время.

Хороший, длительный сон в детском саду, обеспечивается желанием и умением мамы утром успокоить ребенка и надежной привязанностью в целом.

Ухудшает сон эмоциональная сверхпривязанность.

Очень важно для адаптации ребенка, соблюдать гигиену – пользоваться горшком. Было обнаружено, что этот фактор никак не связан с привязанностью к маме. Но, что интересно, и очень понятно, с тем как воспитатель умеет утешить ребенка и в целом проявляет по отношению к нему признаки надежной привязанности, связано желание ребенка соблюдать гигиенические требования.

В методике К.Л. Печоры имеется параметр “контроль за отправлениями”, анализ которого показал, что хороший самоконтроль свойственен детям с мамами, которые умеют успокоить (rs=0,51) и утешить (rs=0,53) малыша.

Таким образом, получены убедительные данные о, том, что особенности привязанности детей к родителям влияют на успешную адаптацию к образовательной организации.

В свою очередь адаптация к образовательной организации будет успешной при надежной привязанности ребенка к родителям.

ВЫВОДЫ.

В заключение исследовательской работы сформулированы следующие выводы.

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста.
  2. При поступлении ребенка в образовательную организацию, необходимо учитывать: физическое здоровье малыша; соблюдение ранее родителями правильного режима дня; возраст ребенка; степень сформированности у ребенка общения с окружающими; умение действать с предметами.
  3. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, решать предметные задачи, который легко входит в контакт с любым взрослым. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
  4. Наибольшее влияние на уровни и сроки адаптации, оказывает качество привязанности ребенка к матери.
  5. Привязанность означает чувство близости, основанное на преданности и связанное с установлением эмоциональной близости с другим человеком. Она бывает надежная, ненадежная и тревожно-амбивалентная.
  6. Интерес и привязанность ребенка к людям, особенно к матери, возникает в результате заботы матери об удовлетворении его физиологических потребностей.
  7. Младенцы формируют привязанность не только к своим матерям, но и к отцам, а также к близким людям, находящемся в его малом круге общения.
  8. Если у ребенка высокий уровень привязанности, т.е. она надежная, безопасная, то ребенок: хорошо спит, у него высокая познавательная потребность, высокий “контроль за отправлениями”; он проявляет инициативу в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками; у него хорошо развито воображение; решает проблемы в игре и у него присутствует уверенность в себе.
  9. Нарушение привязанности, в виде ненадежной и тревожно-амбивалентной приводит к сокращению времени сна ребенка, снижению его познавательных потребностей, инициативы в общении с взрослым и сверстникам, а также не умению ребенка решать проблемы в игре.
  10. Таким образом, получены убедительные данные о, том, что особенности привязанности детей к родителям влияют на успешную адаптацию к образовательной организации.
  11. Адаптация к образовательной организации будет успешной при надежной привязанности ребенка к родителям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева, Н. Н., Мещерякова, С. Ю. //Вы и младенец. М., 2006 – 225 с.
  2. Аксарина, Н. М., Ладыгина, Н. Ф. Развитие и задачи воспитания детей в возрасте третьего года жизни. М., 1980 – 200 c.
  3. Балл, Г.А.// Вопросы психологии. 1989. №1Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.
  4. Баянская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития – М: Полиграф сервис, 2001. – 156 стр.
  5. Большой Толковый словарь Русского языка. Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998 г.
  6. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. ОЛМА – Пресс, 2004 г.
  7. // Вопросы психологии. 1989. №1Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.
  8. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.:АРКТИ, 2004. -160 с.
  9. Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский садик. // My Kid.- 2006 №5.
  10. Галигузова, Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996 – 160 c.: Советы психолога. – М.:АРКТИ, 2004. -160 с. (Развитие и воспитание)
  11. // Дошкольное воспитание 2006 №10.Васильева В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации детей к дошкольному учреждению.
  12. Джон Боулби. Привязанность: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. статья Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 447 с.
  13. Джордж Баттерворт, Маргарет Харрис. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: “Когито-Центр”, 2000. – 350 с. (Университетское психологическое образование)
  14. Заслуженюк, В.С., Семиченко, В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Кн. для родителей. – М.: Просвещение: АО “учеб. лит.”, 1996. – 191 с.: ил. – ISBN 5-09-005088-0
  15. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004 – 320с.
  16. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 264 с.
  17. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений/ [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сегреева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с. – ISBN 978-5-09-015864-0
  18. Кроха: метод. рекомендации к программе к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений/[ Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сегреева и др.] – М.: Просвещение, 2007. – 207 с. – ISBN 978-5-09-015863-3
  19. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/[ Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сегреева и др.]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 253 с. – ISBN 5-09-013822-2
  20. Крюкова, Т.Л., Сапоровская, М.В., Куфтяк, Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб., Речь, 2005. – 240 с. [19]
  21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).
  22. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 176 с.: ил.
  23. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  24. Печора, К. Л. Психолого-педагогическое обследование детей от 1 года 3 мес. до 6 лет. Реабилитационные игры и задания. – М., 1983.
  25. Печора, К. Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 112 с. (От рождения до трех).
  26. // Психологическая наука и образование. 2010 №3 Н. Н. Авдеева, И.В. Хохлачева Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ.
  27. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / Сост. Е.Р. Баянская, М.М. Либлинг. – М: Полиграф сервис, 2001. – 156 стр.
  28. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.
  29. Рогов, Е. И., Скрипкина, Т. П. Общая психология. Ремонтное, 1995.
  30. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: “Когито-Центр”, 2003. – 230 с.).
  31. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В.Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой,— М,. 1980
  32. Словарь-справочник по педагогике/ Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.
  33. Силберг Джеки. Занимательные игры с малышами от двух до трех лет: Пер. с англ. – М.: “ЭКОПРОС”, “Издатцентр”,1997. – 280 с.: ил.
  34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. М.,1999 г.
  35. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.