Дополнительная образовательная программа по предмету «Фортепиано»

Разделы: Музыка


Пояснительная записка.

Фортепиано – удивительный по своим безграничным возможностям инструмент, инструмент-оркестр. Фортепиано – инструмент, не имеющий себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров. Это единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом. Это инструмент, обладающий своим собственным неповторимым тембром. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.

Фортепиано играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Этот инструмент в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки, именно фортепиано дает возможность использовать богатейшие возможности музыкального искусства. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальности ребёнка, приобщает его к лучшим образцам музыкальной культуры.

Цель современного образования - воспитание и развитие личности ребёнка. Художественно-эстетическое воспитание занимает важное направление в развитии личности. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

Фортепиано – один из основополагающих предметов в программе обучения в детских музыкальных школах, школах искусств, хоровых школах и студиях.

Обучение игре на фортепиано способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей учащихся, воспитанию таких личностных качеств как терпение, усидчивость, внимание, самоотдача. В процессе обучения фортепиано используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий.

Отличительной особенностью обучения игре на фортепиано является интенсивное развитие разнонаправленных возможностей человека, причём не только узкоспециальных (то есть музыкальных), но и тех способностей, которые необходимы человеку в повседневной жизни:

  • Хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног и таким образом, одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;
  • Развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;
  • Развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у пианиста мыслить вперед, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;
  • Развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;
  • Игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость, и вариативность мышления.

Образовательные программы музыкального профиля деятельности, рекомендуемые для учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности Министерством образования, относятся к давно устаревшим и не соответствуют современным требованиям к программным документам системы дополнительного образования детей. В образовательном пространстве системы дополнительного образования детей сегодня, в основном, представлен опыт работы музыкальных школ, школ искусств, хоровых школ и студий в виде методических рекомендаций по музыкальному воспитанию и авторских программ. Поэтому представляется целесообразным обобщить опыт работы в этом направлении педагогов-пианистов, свой собственный опыт преподавания фортепиано и на этой основе создать дополнительную образовательную программу по предмету “Фортепиано”, которая может быть использована не только в МОУ ДОД “Центр детского творчества г. Пушкино Московской области”, но и в других музыкальных образовательных учреждениях.

Данная образовательная программа "Фортепиано" носит художественно-эстетическую направленность. По сравнению с программой “Фортепиано” (автор – Е.П. Макуренкова), которая входит в сборник примерных программ “Музыка”, рекомендуемых Министерством образования для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, данная программа имеет следующие отличия:

  • В данной программе используются методические разработки, опыт преподавания фортепиано не только выдающихся педагогов прошлого, но и современных педагогов-пианистов.
  • Изменено количество часов, отводимых на каждый раздел в учебно-тематическом плане.
  • В содержание программы добавлены новые разделы и темы.

В список литературы, рекомендуемой для учащихся, внесены учебники современных авторов.

Отличительной чертой данной программы является и то, что в ней наряду с задачами профессионального музыкального образования (правильная организация пианистического аппарата; оснащение учащегося необходимыми техническими приемами, исполнительскими навыками и т.д.) решаются задачи приобретения учащимися навыков самостоятельного музицирования (подбор по слуху, подбор аккомпанемента, транспонирование и т.д.).

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в раскрытии и развитии индивидуальных музыкальных способностей ребёнка, его творческого потенциала; в формировании художественно-эстетического вкуса учащегося. Успешное освоение программы даёт учащимся возможность дальнейшего продолжения музыкального образования в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Актуальность программы в следующем:

В современное нам время в обществе заметно снижение общеэстетической культуры. В средствах массовой информации (телевидение, радио, интернет) нередко встречаются музыкальные произведения невысокого художественного уровня. Данная программа направлена на формирование эстетического, музыкального вкуса учащегося; воспитание интереса к высокому музыкальному искусству; приобщение к лучшим образцам мировой классической музыки.

На сегодняшний день достаточно актуальной является и тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы. Основными задачами детского музыкального образования сегодня являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося. В содержание данной программы “Фортепиано” для реализации развивающего обучения включены разделы, направленные на развитие музыкального мышления, самостоятельности и творческой инициативы учащегося: чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент, транспонирование, импровизация.

Данная дополнительная образовательная программа “Фортепиано” составлена на основании:

  • Программы “Музыка” Министерства Просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (1986 год);
  • Примерных требований к программам дополнительного образования детей Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства Образования и науки РФ от 11.12.2006 года № 06-1844;
  • Программы для класса фортепиано детских музыкальных школ и школ искусств - сост. О. Геталова;
  • Программы для класса фортепиано детских музыкальных школ и школ искусств (интенсивный курс) – сост. Т. Смирнова;
  • Методик преподавания фортепиано в детских музыкальных школах, школах искусств, хоровых студий и школ Л. Баренбойма, С. Савшинского, А. Артоболевской, С. Ляховицкой, Е. Калантаровой, Б. Милича, И. Корольковой, Г. Цыгановой, Э. Тургеневой, И. Кузнецовой, О. Ивановой.
  • А также на основе собственного многолетнего опыта преподавания фортепиано.

Цель программы - через обучение игре на фортепиано способствовать формированию художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать развитию музыкально-творческих способностей, музыкального мышления, воображения, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Освоить основные пианистические приёмы игры на фортепиано.
  • Сформировать технические и исполнительские навыки игры на фортепиано.
  • Освоить основы музыкальной грамоты.
  • Сформировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле, аккомпанирования.
  • Сформировать необходимые навыки для самостоятельной работы над произведением, а также навыки самостоятельного музицирования.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к музыкальному искусству.
  • Воспитать художественно-эстетический, музыкальный вкус учащегося.
  • Воспитать исполнительскую и сценическую культуру учащегося.
  • Расширить кругозор учащегося посредством посещения концертов, театров, музеев, выставок, а также чтения популярной музыкальной литературы.
  • Воспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, ответственность.

Развивающие:

  • Развить музыкальные способности учащегося (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память).
  • Развить музыкальное мышление, воображение, восприятие.
  • Развить творческие способности учащегося к импровизации и сочинению музыки.
  • Развить физические данные учащегося (двигательные навыки, координацию движения, осанку, выносливость).

Данная программа предназначена для детей от 7 до 14 лет. Это достаточно большой отрезок времени, за который учащиеся проходят путь от младшего школьного возраста до подросткового периода. Каждая возрастная группа имеет свои психолого-педагогические особенности, которые педагог должен обязательно учитывать в своей деятельности. Выбор методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности. Так, у младших школьников преобладают игровые методы обучения, наглядные методы, объяснение, показ. У детей среднего возраста преобладающие методы – объяснение, показ, самостоятельная работа.

Условия реализации программы

Программа обучения в музыкальной школе рассчитана на 7 лет. Фортепиано является одним из основных предметов музыкальной школы, поэтому и данная программа имеет срок реализации 7 лет.

Условия приёма детей в музыкальную школу, а, следовательно, и в класс фортепиано, следующие: приём осуществляется по результатам индивидуального прослушивания, во время которого оценивается уровень музыкальных способностей ребёнка: наличие музыкального слуха, уровень музыкальной памяти, метро-ритмические способности.

По учебному плану (Приложение 1) программой предусмотрено 72 часа на каждый год обучения - по 1 академическому часу два раза в неделю (рекомендовано СанПин).

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учащимся.

На уроках применяются различные методы обучения: объяснение, показ педагога, беседа педагога с учащимся; игровые методы; метод практических упражнений, работа над произведением, слушание музыки и др. Но так как обучение игре на фортепиано – это процесс индивидуальный, то при выборе методов обучения педагог должен обязательно учитывать индивидуальные особенности конкретного учащегося (уровень его индивидуальных музыкальных способностей, индивидуальные личностные качества ученика).

Данная программа направлена на обучение детей с музыкальными способностями разного уровня. Применяемые формы и методы обучения позволяют развивать музыкальные способности учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Результативность реализации программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм учёта знаний, умений, навыков:

  • Контрольный урок, во время которого учащиеся исполняют определенную программу (4-5 произведений). Контрольные уроки проводятся один раз в четверть (в конце I и III четвертей).
  • Академический зачет проводится в конце I полугодия (декабрь). Учащиеся (кроме 1-го года обучения) исполняют три произведения (полифония, этюд, пьеса).
  • Технический зачет проводится два раза в год (ноябрь, март). Учащиеся (кроме 1-го года обучения) исполняют гаммы по программе и этюд.
  • Переводной экзамен проводится в конце II полугодия (май) для учащихся всех годов обучения. Учащиеся исполняют три произведения (полифония, крупная форма, пьеса).
  • Для учащихся 7-го года обучения два раза в учебном году (январь, апрель) проводится академическое прослушивание программы.
  • Выпускной экзамен проводится для учащихся 7-го года обучения в конце II полугодия (май). Учащиеся исполняют четыре произведения (полифония, крупная форма, этюд, пьеса).
  • Академические концерты проводятся два раза в год (декабрь, май). Программа Академических концертов определяется педагогом и учащимся из разученных ранее произведений.
  • В течение года по желанию учащегося и педагога проводятся тематические концерты (исполнение произведений по жанрам, произведения собственного сочинения и т.д.).
  • Участие учащегося в конкурсах, фестивалях, концертах.
  • Проверка навыков чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, ансамблевой игры, аккомпанирования осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения.

Учёт знаний, умений, навыков осуществляется в отметочной форме по пятибалльной системе. Критерии оценки изложены в Приложении 3. Примерные программы для исполнения на зачетах и экзаменах представлены в Приложении 4.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет учащимся, родителям, педагогу увидеть эффективность своего труда.

Вся работа педагога с учащимся над репертуаром - результаты контрольных уроков, зачетов, экзаменов; участие учащегося в концертах, конкурсах, фестивалях - фиксируется в индивидуальном плане ученика (для педагога) и дневнике учащегося.

Прогнозируемый результат

В процессе изучения данной программы учащийся приобретет необходимые практические навыки игры на фортепиано, навыки чтения с листа, подбора аккомпанемента, импровизации, самостоятельного музицирования. Освоит основы музыкальной грамоты, овладеет основами сценической и исполнительской культуры. На основе большого количества пройденных произведений расширится музыкальный кругозор учащегося, сформируется художественно-эстетический и музыкальный вкус.

Каждый год обучения ставит определённые требования к знаниям, умениям, навыкам, которые должны приобрести учащиеся, (подробно эти требования отражены в Содержании программы – Приложение 2).

Так как данная программа направлена и на развитие музыкальных способностей учащихся, разделы учебно-тематического плана каждого года обучения разработаны с учётом того, чтобы занятия способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства метроритма; музыкального мышления, воображения, восприятия; творческих способностей учащихся. Требования к уровню развития музыкальных способностей учащихся также отражены в Содержании программы – Приложение 2, но здесь надо отметить, что степень развития музыкальных способностей, уровень их развития строго индивидуальны, они во многом зависят от природных данных учащихся.

Что касается развития личностных качеств, то в результате обучения у учащихся сформировываются трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, ответственность.

На момент окончания музыкальной школы учащиеся владеют всем запасом знаний, умений, навыков начального музыкального образования. Этот уровень знаний, умений и навыков даёт учащимся возможность продолжения музыкального образования в средних и высших учебных заведениях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Все разделы данной программы подразумевают следующее методическое обеспечение:

Форма занятий – индивидуальный урок.

Форма организации деятельности – индивидуальная.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

Методы работы, которыми оперирует фортепианная педагогика, в основном, следующие:

  • Метод словесных пояснений;
  • Метод объяснения;
  • Исполнительский показ;
  • Метод показа - “вторжения” в движения рук учащегося и его манеру прикосновения к клавиатуре;
  • Метод подражания;
  • Метод эмоционально-волевого и интеллектуального воздействия на учащегося;
  • Игровые методы (применяются, в основном, в работе с детьми младшего школьного возраста);
  • Метод закрепления приобретаемых знаний, умений, навыков;
  • Метод наводящих вопросов (метод наведения).

Все эти методы должны взаимодействовать и использоваться в работе в зависимости от типа ученика, его индивидуальных особенностей, стадии развития учащегося и задач обучения в данный момент.

Дидактический материал – музыкальный инструмент (фортепиано); учебная нотная литература.

Формы подведения итогов подробно описаны в пояснительной записке.

Для успешной реализации данной программы необходимо следующее

  • Квалифицированный педагог;
  • Учебный класс;
  • Музыкальный инструмент (фортепиано);
  • Нотная литература (хрестоматии по фортепиано для каждого года обучения, различные сборники фортепианных произведений, учебно-методические пособия по фортепиано и т.д.);
  • Методическая литература;
  • Методические пособия (ритмические карточки, иллюстрационные пособия и т.д.);
  • Музыкальный центр;
  • Фонотека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка, 1998.
  2. Баренбойм Л. Фортепианная педагогика. - М.: Классика-XXI, 2010.
  3. Выготский Л. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008.
  4. Геталова О. Общий курс фортепиано. Авторская программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Спб.: Композитор, 2010.
  5. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Классика-XXI, 2007.
  6. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1. (ред. от 08.12.2010) "Об образовании" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).
  7. Как научить играть на рояле. Сборник статей педагогов-пианистов о фортепианной методике./Сост. Грохотов С. – М.: Классика-XXI, 2009.
  8. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. - М.: Классика-XXI, 2010.
  9. Макуренкова Е. Фортепиано. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ // Сборник примерных программ “Музыка”. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика-XXI, 2009.
  11. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2008.
  12. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Дека-ВС, 2008.
  13. Примерные требования к программам Дополнительного образования детей (письмо Министерства РФ от 11.12.2006 №06-18-44).
  14. Смирнова Т. Класс специального фортепиано. Интенсивный курс. Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. – М.: ЦСДК, 2008.
  15. Теплов Б.Психология музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2003.
  16. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
  17. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1997.
  18. Шатковский Г.Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. – М.: Музыка, 1999.
  19. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика-XXI, 2009.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.allegromusic.ru/
  2. http://rimkor.edu.ru/
  3. http://www.gnessin-school.ru/
  4. http://dmsh-rakhmaninova.msk.muzkult.ru/
  5. http://www.dhs-pioneria.ru/