Техника «оригами» на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


“В оригами сходятся моторика и воображение – логическое и пространственное в равной мере, размышление и фантазия, быстрый результат и творчество”. О.М. Жихарева [2]

Современные статистические данные свидетельствуют о том, что распространенность речевых нарушений среди учащихся начальных классов школ достаточно велика и продолжает увеличиваться. По данным, приведенным Парамоновой Л.Г. [4], дисграфия имеется у 53% учащихся вторых классов, причем в большинстве случаев она проявляется как смешенная (40,3%), т.е. особо тяжелая. Данные, которые мы получаем при обследовании младших школьников, подтверждают эту печальную статистику.

Преодоление дисграфии в условиях уже начавшегося школьного обучения требует изыскания более рациональных путей решения данной проблемы. Поиск и применение новых и эффективных методов в работе с детьми с нарушениями речи – одна из актуальных задач для учителя-логопеда.

Для детей с проблемами в речевом развитии, как правило, характерны и другие сложности, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-образовательной работы:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная работоспособность;
  • сниженная познавательная активность;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • часто встречающиеся нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук;
  • низкая координирванность движений;
  • сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.

При планировании занятий для таких учащихся необходимо подобрать методы, которые позволят сделать процесс обучения более эффективным:

  • активизировать познавательную и речевую активность учащихся;
  • предотвратить утомление, чередовать умственную и практическую деятельность;
  • использовать интересный, красочный материал;
  • учитывать индивидуальные особенности детей в группе и уровень подготовки группы в целом.

Этим условиям удовлетворяет работа с техникой оригами.

Цель использования элементов техники оригами на логопедических занятиях – реализация коррекционно-образовательных задач, стоящих перед учителем-логопедом в работе с младшим школьниками с проблемами речевого развития.

Задачи:

  • учить ориентироваться в окружающем пространстве, пространстве собственного тела, листа бумаги;
  • обучать ориентироваться в схемах и рисунках, основных символах;
  • воспитывать внимание, собранность, дисциплинированность, аккуратность;
  • развивать умение следовать инструкции, доводить начатое до конца;
  • развивать тонкую моторику руки и координацию движений;
  • активизировать познавательную и речевую активность;
  • расширять представление о различных сторонах и аспектах жизни;
  • развивать творчество, инициативу, самостоятельность.

Плюсы данного метода:

  1. Идея оригами очень проста. Складывается квадратный лист бумаги так, что получается выразительная фигура. В классическом оригами не нужны ни ножницы, ни клей.
  2. Бумага доступный, безопасный и универсальный материал. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: успокаивает, снимает напряжение, выравнивает настроение.
  3. Детям нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии получается какая-нибудь фигурка, как результат приложенных усилий. Фигурка может использоваться как элемент игры, как украшение, подарок близким.
  4. Под конкретные задачи каждого занятия можно подобрать схему, которая дополнит урок и позволит наиболее полно реализовать поставленную цель.
  5. Задания оригами легко изменить (упростить или усложнить) в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
  6. Занятия оригами можно проводить 1-2 раза в месяц, либо разбивать на небольшие блоки и включать в логопедические занятия, подчиняя основной цели занятия.
  7. Взаимосвязь конструирования с другими видами учебной и игровой деятельности.
  8. Создание благоприятной психологической атмосферы, так как конструирование снимает накопившуюся усталость, напряжение, что особенно важно для детей с неврологическими проблемами, которые часто сочетаются с речевыми.
  9. Использование методов общепедагогического влияния (поощрения, закрепления веры в успех, подтверждения достижений).
  10. Развитие сотрудничества с родителями. Родители охотно подключаются к этому виду деятельности, выполняют с детьми домашние задания.

В процессе обучения искусству оригами и применения изготовленных фигурок в ходе занятий в игровых и учебных ситуациях происходит развитие умений, навыков, способностей:

  • художественные: передача настроения, передача характера образов, своего отношения к образу;
  • инструментальные: знакомство с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник), развитие глазомера;
  • речевые: обогащает словарь терминами, понятиями;
  • коммуникативные: сочетание индивидуальной и коллективной форм работы на занятии;
  • интеллектуальные: активизация мыслительных процессов;
  • исполнительские: выразительность речи, мимика;
  • речетворчество: придумывание имен, рассказов.

В качестве примера применения техники оригами на логопедических занятиях можно привести изготовление и использование фигуры “Гусь”.

Рисунок 1. Схема изготовления фигуры “Гусь”

Последовательность выполнения фигуры "Гусь"

1. Наметьте диагональную складку квадрата (шаг 1).
2. Сложите верхние стороны квадрата к намеченной диагонали (шаг 2,3).
3. Острый угол получившейся фигуры приложите к точке А и сделайте сгиб (шаг 4)
4. От точки А вершину переместите к середине основания треугольника и сделайте сгиб (шаг 5).
5.Фигуры сверните пополам по первой диагональной складке листа (шаг 6)
6. Вытяните вверх угол (клюв птицы) и сделайте сгиб (шаг 7).
7. Отогните крылья птицы или слега подкрутите их наружу (шаг 8).

Среднее время изготовления фигуры учениками 2 класса – 6 минут.

Фигуру можно применить для дыхательных упражнений на занятии.

Рисунок 2

Для тренировки пространственной ориентировки у детей. Фигура по команде учителя движется вправо, влево, вверх, вниз (можно использовать более сложные варианты заданий: вправо-вверх, влево-вниз и т.д.).

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

В качестве реквизита для игры.

Рисунок 6

Список литературы

  1. Выгонов В.В. Оригами 1-4 классы. – М.: Издательство “Экзамен”, 2013 г., 95 с.
  2. Жихарева О.М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012., 48 с.
  3. Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 144 с.
  4. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция Издательство: Детство-Пресс, 2006 г., 128 с.
  5. Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.