Урок-семинар с элементами дискуссии, подготовка к ЕГЭ «Социальный портрет молодежи». 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

  • образовательная: рассмотреть особенности молодежи как социальной группы, выявить характерные для нее ценности и их отличия от ценностей других поколений, учиться выполнять задания ЕГЭ разного уровня сложности по данной теме
  • воспитательная: формирование у учащихся 10 класса как представителей молодежи чувства социальной ответственности, толерантности и уважения к представителям других поколений, особенно старшего поколения
  • развивающая: развитие критического мышления путем решения познавательных и проблемных задач, совершенствование ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций.

Вводная часть.

Постановка целей и задач.

Вступительное слово учителя: “Она ( молодежь) сегодня обожает роскошь, у нее плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, она высказывает неуважение к старшим, слоняется без дела и постоянно сплетничает. Все время спорит с родителями, вмешивается в разговоры и привлекает к себе внимание...”. Это сказал древнегреческий философ Сократ в IV веке до нашей эры. Как сегодня живется молодежи? С какими проблемами она сталкивается? Что для нее важно, а что нет? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить вместе с вами.

Основная часть урока (выступают подготовленные учащиеся, группы по 5-6 человек по темам, указанным ниже, раскрывая их содержание ):

2.1 молодежь и ее характеристика как социальной группы

2.2 возрастные особенности

2.3 социальное положение

2.4 психологические характеристики

3.1 социализация и ее особенности

3.2 социализация молодежи через образование

4) ценности молодежи

5) Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся. Домашнее задание

Основные понятия урока: социальная группа, социальный статус, социальная роль, социализация, ценности.

Дискуссионные вопросы, которые можно предложить ученикам:

  1. Чем ценности вашего поколения отличаются от ценностей поколения ваших родителей.
  2. Каковы проблемы современной российской молодежи?

Задания в формате ЕГЭ по теме урока, выполняются по ходу урока

Часть А. Выбрать правильный ответ

Молодежь как социальную группу отличает (-ют)

  1. общность быта
  2. сходные черты сознания и поведения
  3. наличие большого жизненного опыта
  4. единство политических взглядов

Для молодежи как особой социальной группы характерно:

  1. отрицательное отношение к новациям
  2. однородность, отсутствие социальной дифференциации
  3. стремление к изменению своего статуса
  4. отсутствие социального оптимизма

В процессе социализации индивид осваивает социальные:

  1. профессии
  2. статусы
  3. позиции
  4. Роли

Социальная роль, характерная и для молодого человека, и для взрослого:

  1. выпускник профессионального колледжа
  2. кандидат в депутаты
  3. футбольный болельщик
  4. военнослужащий – контрактник

Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

А. Для молодежи важны, в первую очередь, внешние события, поступки, друзья

Б. В юношеском возрасте большое значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного “Я”.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Часть В.

В.1 Запишите слово, пропущенное в схеме

В.2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием “ социализация”. Найдите 2 термина, “выпадающие из этого ряда”, и запишите цифры, под которыми они указаны.

   

1) Деятельность;

2) общение;

3) модернизация;

4) адаптация;

5) школа;

6) информатизация.

В.3 Установите соответствие между видами социализации и их агентами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВИДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
А) лидер молодежной группировки 1) первичная социализация
Б) сверстники 2) вторичная социализация
В) представители церкви  
Г) родители  
Д) представители армии  

В.4 Запишите в таблицу выбранные цифры

А Б В Г Д
         

В.5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических утверждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г Д
         

(1) Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. (2) Образование обладает непреходящей ценностью и по своей сущности работает на будущее. (3) Думается, что далеко не всегда и во всем устремления, ценностно – целевые аспекты государства и общества в отношении образования совпадают. (4) Государство нередко лишь провозглашает свои образовательные приритеты.(5) Представляется, что зрелость общества, помимо прочего, можно определить по тому, насколько ему удается влиять на определение первоочередных задач в области образования.

Часть С.

С1 - С4. Прочитать текст и выполнить задания к нему

“... что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь – это оживляющий посредник. Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе .Эта точка зрения впоследствии оказалась ошибочной и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать с начала.

С нашей точки зрения, одним из таких элементов, помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка.Современная психология и социология молодежи учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии.

С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок....

Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию....У молодежи еще нет закрепеленных законом интересов ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo...”

(К.Манхейм)

С.1 Какие черты, по мнению автора, являются характерными для молодежи?

С.2 Какой фактор автор считает решающим в определении возраста половой зрелости? Приведите аргументы, которыми он подтверждает свою точку зрения.

С.3 Автор утверждает, что “молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она потенция, готовая к любому начинанию”. Чем автор объясняет потенциальную готовность молодежи к любому начинанию? Какие еще причины этой “готовности” вы можете назвать?

С.4 Какие характерные черты молодежи называет автор? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите примеры проявления этих характерных черт.