Автоматизации звуков [Р] и [Рь] в словах, словосочетаниях и предложениях. Тема: «Грибы Краснодарского края»

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-обучающие:

  • активизация и актуализация словаря;
  • развитие лексико-грамматического строя;
  • развитие навыков словообразования и словоизменения;
  • автоматизация звуков [Р] и [Рь] в словах, словосочетаниях и предложениях.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;
  • развитие тактильного восприятия;
  • развитие мелкой моторики.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формирование эмоционально благоприятного микроклимата во время занятия;
  • воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: иллюстрации грибов, деревьев, корзинки для грибов, иллюстрация “Лес”, дидактическое пособие “Грибы”, шнуровка, трафареты, цветные карандаши. Разрезные карточки со слогами. Карточки с деформированными предложениями. CD “Симфония природы. Звуки леса”. Презентация “Грибы Краснодарского края”.

Ход занятия

Звучит музыка леса.

Логопед: Красив и печален лес в осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают с деревьев лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Шелестит под ногами опавшая листва… Приглядевшись повнимательнее под ней можно рассмотреть необычные шляпки. Что это?

Приложение 1, Слайд 2

Октябрь принес нам лесной урожай.
Соли, маринуй и в сметане их жарь,
Свари из них суп, приготовь их с картошкой,
И в блюдо мясное добавь их немножко.
Богатством своим с нами делится лес.
Спасибо за радость осенних чудес!

Догадался, чем нас может порадовать осенний лес? Конечно, грибами. Весело смотреть на них и приятно собирать; в несколько минут наберёшь корзинку.

Слайд 3-4.

Грибы - одно из самых загадочных созданий природы. Даже само происхождение грибов - загадка, которую не одно столетие разгадывали. Та внезапность, с которой гриб вдруг появлялся на поверхности земли, в траве, на коре дерева или старом пне, всегда поражала человека. Это таинственное появление пытались связать с ударом молнии, действием росы, испарениями гниющих органических веществ, или же просто игрой природы.

Грибы любят селиться на опушках, обочинах лесных дорог, в старой хвое и листьях.

Оказывается, лес не может обойтись без грибов. За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращают в перегной, то есть плодородную почву.

Существует множество разновидностей грибов, многие из них имеют причудливую форму и замысловатые названия. Но не все грибы можно употреблять в пищу, некоторые из них – ядовитые. Давай познакомимся с некоторыми грибами, которые можно встретить в кубанских степях и лесах.

Задание “Знакомство с грибами”. Слайд 5-11.

Будь внимателен, рассмотри картинки, прочитай названия грибов правильно, обрати внимание на ударение.

Грибы: мухомор, опята, груздь, лисички, сморчок, рядовка, вешенка, подберезовик, подосиновик, подольшанник, дубовик, шампиньон, гриб-баран, гриб-зонтик, бледная поганка, трутовик, боровик, рыжик, белый гриб, сыроежка.

Задание “ Повтори чистоговору”.

Повтори чистоговорку, соблюдая необходимую интонацию

Ра – ра - ра - собирать грибы пора!
Ро - ро – ро – возьмем корзину иль ведро?
Ру – ру – ру - мухоморы не беру!

Задание “Грибники-звуковики”.

Давай представим, что мы грибники-звуковики и нам нужно пересортировать грибы так, чтобы в одной корзинке были грибы, в названии которых есть звуки Р и РЬ, а в другой – нет.

(выполнение задания)

Задание “Будь внимателен!”. Слайд 12-13.

Но это еще не все, теперь нам предстоит задача распределить грибы следующим образом: справа от себя положи грибы, в названии которых звук Р звучит твердо, а слева – где мягко.

(выполнение задания)

Запомни, мухомор и бледная поганка – грибы ядовитые! А значит им не место в корзине грибника.

Задание “Сравни названия”. Слайд 14-18.

Ты, наверное, заметил, что названия некоторых грибов похожи на названия деревьев, и это не случайно. Выбери эти грибы и постарайся догадаться, у какого дерева растет каждый из них.

  • Подберезовик - под березой
  • Подосиновик - под осиной
  • Подольшанник - под ольхой
  • Дубовик - у дуба
  • Боровик - в сосновом бору.

Задание “Соедини слоги”. Слайд 19.

А вот и следующее задание: постарайся из слогов составить название гриба, выбери соответствующую картинку.

  • ро ка сы еж (сыроежка)
  • вик бо ро (боровик)
  • мор хо му (мухомор)
  • жик ры (рыжик)

Задание “Отгадай загадку, покажи отгадку”. Слайд 20 - 23.

С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: “Это мор!”
В красной шляпке... (мухомор)

Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый... (боровик)

Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)

Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)

Задание “Смышленый повар”. Слайд 24-28.

Из грибов можно приготовить множество разных блюд, попробуй определить их названия:

  • Суп из грибов – грибной суп.
  • Запеканка из грибов – грибная запеканка.
  • Жаркое из грибов – грибное жаркое.
  • Соус из грибов – грибной соус.

Физкультминутка.

Мы с друзьями в лес пошли, (шаги на месте)
Много там грибов нашли, (разводим руками)
Белых, рыженьких лисичек, (загибаем пальцы на руке)
И волнушечек - сестричек. (волнообразное движение пальцами рук)
Мухоморы нам  кивали, (киваем головой)
Мы в корзинки их не брали, (отрицательный жест рукой)
Нам такие не нужны
Ядовитые они. (руки на пояс)

Задание “Заготовка грибов на зиму” (развитие мелкой моторики).

А еще грибы можно сушить. Тебе нужно выбрать из всех предложенных грибов только съедобные, определить их название и нанизать на шнурок, чередуя.

(выполнение задания: чередование грибов рыжиков и боровиков)

Задание “Подбери слова”. Слайд 29-33.

Подбери и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах.

Гриб

тот, кто любит собирать грибы (грибник)

маленький гриб   (грибок)

часть гриба под землёй (грибница)

тёплый летний дождик (грибной)

Задание “Где спрятались грибы?”. Слайд 34.

Посмотри на рисунок внимательно, назови все грибы, которые здесь спрятались. Назови место спрятавшегося гриба.

(выполнение задания: под сосной - боровик, у пня мухомор, под берёзой - подберезовик, на лесной опушке – рыжики и т.д.)

Задание “Не гриб, а грибок”. Слайд 35-38.

Попробуй назвать гриб так, как будто он еще очень маленький.

  • Мухомор – мухоморчик
  • Боровик – боровичок
  • Груздь – груздик
  • Сыроежка – сыроежечка и т.д.

Задание “Установи порядок слов в предложении”. Слайд 39.

  • в, собирали, сыроежки, лесу, дети.
  • для, мухомор, опасен, людей.
  • грибов, можно, разные, блюда, из, приготовить.

(выполнение задания)

Задание “Волшебный конверт”.

В этом конверте лежат трафареты, с изображениями даров осени. Выбери тот трафарет, который подходит к теме нашего сегодняшнего занятия и обведи его.

(выполнение задания: обводит трафарет гриба)

Задание “Послушай, повтори!”. Слайд 40.

Послушай стихотворение про грибы, повтори те слова, в которых ты услышал звуки Р и РЬ.

Вдоль тропинки,
Выгнув спинки,
Строй маслят
(красивый ряд!)
А у ёлки, сбоку

Подосиновики жмутся.
От грибов не повернуться!
Мы с тобой возьмём лукошко,
Соберём грибов немножко.
Сварим очень вкусный суп!
На грибы наш лес не скуп.

Логопед: Слайд 41.

Грибы содержат вещества, необходимые для роста и развития организма. Килограмм сушеных белых грибов - это почти 3 килограмма мяса, 3 килограмма рыбы, 4 килограмма картофеля. Свежие грибы по калорийности питательнее капусты, зеленого лука, а сушенные почти 2 раза калорийнее яиц и вареной колбасы.

Многие грибы используются в традиционной и нетрадиционной медицине. Например, в народной медицине настойки из красных мухоморов уже давно используют для лечения многих, в том числе и онкологических заболеваний. А еще – от радикулита, ревматизма.

Сморчки действуют при лечении и профилактике таких глазных заболеваний: катаракты и глаукомы, близорукости и дальнозоркости. Вещества, содержащиеся в грибе, могут укреплять ослабленные мышцы глаза. Кроме этого сморчки подпитывают глаза и улучшают в сосудах и мышцах глаз обменные процессы. Если проводить длительное лечение сморчками, то можно добиться очищения и осветления помутневшего хрусталика.

Итог занятия. Слайд 42.

Итак, сегодня на занятии мы побывали в грибном царстве, узнали о многообразии грибов, растущих на Кубани и полезных свойствах некоторых из них.

Рефлексия.

Если тебе понравилось занятие, то нарисуй пальчиком на песке солнышко, а если нет, то тучку.

Список литературы

  1. Соколов-Микитов И.С. Русский лес: для мл. шк. возраста/ Худож. Г.Никольского. М.: Дет. лит., 1971

Интернет-ресурсы:

  1. http://mkszhurnal.ru/griby-tainstvennye-sozdaniya/
  2. http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-griby