Здоровьесберегающие технологии в работе с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа


“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

В.А. Сухомлинский

(Слайд 2). Презентация

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он. (Слайд 3)

- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);

- честен, самокритичен (нравственное здоровье);

- коммуникабелен (социальное здоровье);

- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. (Слайд 4)

(Слайд 5) В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. В эти годы формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма. В последнее время увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребёнка. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2-3 часов у телеэкрана. А в выходные и каникулярное время практически целый день. По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5–3 часов. Продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия, уличный шум, громкая музыка, сотовые телефоны, неправильное питание – это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. В 6–7 лет ребёнок садится за школьную парту и нагрузки на его неокрепший организм возрастают. Чего стоит, например, просидеть целый урок, да не один, а 3 или 4 и при этом не отвлекаться. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи. Именно учитель нередко первым замечает отклонения в здоровье детей и именно от учителя зависит, насколько меньше отклонений будет у его воспитанников. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость? Прежде всего, рациональная организация учебно-воспитательного процесса. (Слайд 6) Основные здоровьесберегающие идеи, лежащие в основе обучения и воспитания, вытекают из закономерностей жизнедеятельности школьника:

- снижение утомляемости путём чередования различных форм и методов проведения занятий;

- рационально составленного расписания;

- создание комфортной психологической обстановки во время проведения учебных занятий (поддержание позитивного контакта, преобладание положительных эмоций, доброжелательность учителя);

- индивидуальный и дифференцированный подход; оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса.

(Слайд 8) В своём классе каждое утро перед началом занятий провожу гимнастику, которую организуют сами дети под ритмичную музыку. Уроки начинаю с эмоционального настроя, в которые включаю стихи, музыку. Слова произносятся негромко, но быстро.

Например:

Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Каждый урок - урок без принуждения, который характеризуется атмосферой доверия, добрыми уважительными отношениями, комфортным психологическим климатом, демократическим стилем общения. Эмоциональный фон на уроке очень важен. Например, при проверке усвоения учебного материала можно успешно реализовать здоровьесберегающий потенциал урока. Если сравнить два начала этапа проверки знаний:

а) … - А сейчас проверим, как вы усвоили материал…

б) ... - Давайте проверим нашу память, быстроту реакции, воображение.

В последнем случае ребёнок “врабатывается” в урок с удовольствием, видя свои успехи, корректность и объективность оценки собственной деятельности со стороны учителя, искреннее уважение и доверие к ученикам.

Стараюсь избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. Практикую нестандартные уроки: уроки-конкурсы, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-соревнования. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий помогают решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего “да”, “нет”, “прошу слова” Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.

Одним из обязательных условий организации здоровьесберегающего урока являются физминутки. Приложение

Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель прежде, чем предложить детям проведение физминутки. Каждый учитель должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!

Гимнастика для глаз

Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1–2 минуты, но очень необходим ученикам.

Упражнения для кисти рук

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

Пальчиковая гимнастика.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Самомассаж пальцев рук

Он оказывает положительное действие на функцию внутренних органов. Такой массаж можно делать в любое время и в любом месте, даже в транспорте. Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Например, массаж большого пальца повышает функцию деятельности головного мозга

Ученые-физиологи доказали, что упражнения на мелкую моторику рук способствуют развитию речи, мышления, интеллекта. Сначала руки “учат” мозг, затем мозг учит руки. Хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта. Предлагаю использовать следующие упражнения (раздаю примеры на листочках).

Писчий спазм

Чрезмерное усердие ребенка может вызвать писчий спазм. Он вызывается хроническим переутомлением мышц предплечья.

Вот так постепенно мы дошли до усталого позвоночника, а он, наверное, устаёт быстрее всего. Дети не готовы сидеть подолгу за партой, выгибают спину дугой или буквой S, ложатся на парту и сразу видно, что требуется физминутка.

Упражнения для позвоночника

Отдохнуть можно, превратившись в животных (раздаю примеры на листочках).

Для того чтобы ваш позвоночник был здоров, регулярно делайте такую зарядку.

Упражнение 1.

Сядьте на стул, руки уберите за голову, сделайте вдох и прогнитесь назад, опираясь лопатками о спинку стула.

Делая выдох выпрямите спину. Упражнение необходимо повторить 3–5 раз.

Упражнение 2.

Встаньте прямо, руки опустите вниз.

Делая вдох, руки вытяните вверх, после чего выдохните и прогнитесь немного назад, опять вдохните.

Затем, руки необходимо опустить, наклониться вперед, округлив при этом спину и опустив голову и плечи, выдохните.

Упражнение 3.

Поставьте ладонь напротив своего лба и посильнее надавите лбом на нее, стараясь напрячь мышцы шеи. Упражнение нужно выполнять в течение 7 секунд.

Выполните 3 подхода.

После этого, надавите на ладонь затылком.

Также проделайте это упражнение 3 раза по 7 секунд.

Упражнение 4.

Напрягите мышцы шеи и надавите левым виском на левую ладонь, а затем сделайте то же самое, но в другую сторону. Упражнение необходимо выполнять 7 секунд.

Сделайте три подхода в каждую сторону.

Оздоровительную работу следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, т.е. она охватывает и предметы учебного цикла. Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки окружающего мира. На них школьники получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене и т.д. На уроках математики и русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма. Многие считают, что физкультуры достаточно для здоровья ребёнка, но это не так. Школа и семья должны помочь своему ребёнку полюбить своё здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья. (Слайд10-11) В школе творчески организована спортивная работа с учащимися: много и часто проводятся спортивные соревнования, игры, проводятся дни здоровья, а во время каникул проводятся спортивные мероприятия и с участием родителей.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья детей, выступление на родительских собраниях, советы, рекомендации - все это лежит на плечах, как медработников, так и учителей. Тематика бесед:

  • “Соблюдение личной гигиены”.
  • “Профилактика простудных заболеваний”.
  • “Режим школьника”.
  • “Витамины - наши друзья”.
  • “Правильное питание младшего школьника”.
  • “Уроки доктора Айболита”.
  • “Знаешь ли ты лекарственные травы”.

Тематика классных часов:

  • “В гостях у Мойдодыра”.
  • “Если хочешь быть здоров...”.
  • “Лесная аптека”.
  • “В гостях у Гриппуса”.

Понятно, что состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам. Немаловажным считаю продолжать работу по сохранению здоровья учащихся на уроках, во внеурочное время и дома. Вся эта работа воспитывает у школьников культуру здоровья, формирует знания, умения и навыки по развитию, укреплению и сохранению здоровья. (Слайд 12)

Основными задачами данного направления работы являются:

- развитие навыков самопознания (знание своего организма, развитие навыков гигиены тела, труда, отдыха);

- формирование навыков профилактики заболеваний (представление о заболеваниях, способы защиты);

- совершенствование навыков гигиены питания (следование принципам здорового питания);

- совершенствование навыков безопасного поведения (освоение модели поведения в экстремальной ситуации).

Вывод. (Слайд 13). Школа является образовательным, а не медицинским, здравоохранительным учреждением, но она должна решать проблему сохранения здоровья детей, т.к. нормальное или хорошее состояние здоровья школьников является необходимой предпосылкой получения высоких образовательных результатов, продуктивной мотивации, положительного отношения к школе. Школа, как учреждение просветительное, по традиции занимается передачей детям не только духовной, но и физической культуры, что приобретает формы движения за распространение здорового образа жизни.

Использованная литература

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва: Вако, 2004.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва: Вако, 2004.

3. Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва-Ставрополь: Народное образование, 2004.