Интеллектуальная игра «Литература Сибири»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Игра была задумана и проведена в связи со 120-летием Новосибирска, поэтому большая часть заданий связана с творчеством писателей и поэтов, чьи биографии каким-либо образом пересекались с Новосибирском.

Цели:

  • расширить кругозор учащихся:
  • стимулировать познавательную активность, стремление к знаниям.

Оборудование: компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран.

Сопровождение игры:

  • Презентация “Литература Сибири” - Приложение 1
  • Лист контроля – Приложение 2
  • Определи жанр - Приложение 3
  • Сюжеты сказок - Приложение 4
  • Кто автор? - Приложение 5

Ход игры

Этап игры Учитель Ученики
1. Организационный
момент
(Презентация 1)

Сообщение темы, этапов игры и правил её проведения (слайды 1, 2)

С одной стороны, это сложная тема, так как современные школьники мало читают. Но, с другой стороны, если вы будете внимательно меня слушать, то сможете воспользоваться полезной информацией при выполнении заданий.

Жюри получает лист контроля (Приложение 2)

Знакомятся с правилами игры и этапами её проведения
2. Актуализация знаний (слайд 3)

Новосибирск сравнительно молод, у него нет уходящего в глубь веков прошлого, как у некоторых старинных сибирских городов. Несмотря на это на протяжении многих десятилетий Новосибирск оставался литературной столицей Сибири, средоточием ее лучших писательских сил. С городом на Оби связаны имена многих известных мастеров слова России. И не случайно многие городские улицы названы именами писателей-новосибирцев. 1-ый тур нашей игры (ЖЗЛ) связан с творчеством писателей и поэтов, чьи биографии каким-либо образом пересекались с Сибирью и Новосибирском.

Слушают учителя
3. ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей) – 1 тур (слайды 4 – 16)

Слайд 11:

5 раз бойцы 22-ой сибирской добровольческой дивизии ходили в атаку, но безуспешно. Наступило временное затишье. Вдруг на бруствер окопа поднялся высокий юноша, без пилотки, с автоматом наизготовку и вместе с другими, последовавшими его примеру, рванулся вперёд. Они пели:

Нас месть ведёт в атаку,
И наш порыв неистов –
Он все преграды превращает в пыль!

Через открытое поле, каждый метр которого простреливался, шли цепи взводов и гремела песня. А впереди – он, её автор, поэт-комсомолец, наш земляк Борис Богатков.

Отвечают на вопросы презентации и относят ответы жюри
4. Полезная информация (слайды 17 – 19)

Сибирская литература многожанрова. Читая эту литературу, мы можем встретить здесь и детские сказки, и прекрасную поэзию, и интересные детективы, и захватывающую фантастику.

Так новосибирский писатель Михаил Яковлевич Черненок пишет детективные повести, в центре которых – непревзойдённый сыщик, Мегрэ районного масштаба Антон Бирюков. “Тайна старого колодца”, “Ставка на проигрыш”, “Кухтеринские бриллианты”, “Завещание ведьмы” - вот лишь небольшой перечень детективов Михаила Черненка.

Другой новосибирский писатель Михаил Петрович Михеев писал детективно-приключенческие и фантастические произведения: “Вирус-В13”, “Тайна белого пятна”, “Запах шипра”, “Адмирал Галактической империи”.

Михаил Михеев ещё в конце 70-ых годов прошлого века создал при Новосибирской писательской организации первый в стране клуб любителей фантастики “Амальтея”. Клуб “Амальтея” внёс существенный вклад в развитие современной сибирской фантастики.

Слушают учителя
5. Определи жанр - 2 тур (слайд 20) Каждая команда получает распечатанные листы с отрывками из четырёх произведений разных жанров (Приложение 3), отвечает, ответы относят жюри, потом сверяют свои ответы с ответами на слайдах
6. Слово учителя (слайд 21)

В Новосибирске жил сказочник Юрий Магалиф, которому очень шла его фамилия: она будто вся состояла из волшебных слов. Маг – алиф - халиф!

Сказки Ю. М. Магалифа – это были-небылицы XX века. Чудеса техники, вошедшие в мир людей, мирно уживаются на этих страницах с ведьмами, говорящими птицами, феями и кикиморами.

Детство видит мир вещей живым, дышащим, одушевлённым. И у Магалифа-сказочника вещи и механизмы говорят, грустят, думают, радуются и обижаются в точности как мы с вами.

Итак, мы начинаем конкурс “Магалифия”, который будет состоять из двух частей: 1 часть – опрос, связанный, в основном, с содержанием сказок (будут предложены варианты ответов) и 2 часть – по сюжету сказки нужно определить её название.

Слушают учителя
7. Магалифия – 3 тур

Опрос

(слайды 21 – 23) Отвечают на вопросы презентации и относят ответы жюри
8. Магалифия – 3 тур

Сюжеты сказок

(слайд 24) Команды выполняют задание, получив распечатанный материал (Приложение 4), и сдают ответы жюри
9. Кто автор? – 4 тур (слайды 25 – 26) Команды выполняют задание, получив распечатанный материал (Приложение 5), и сдают ответы жюри
10. Земляки – 5 тур (слайды 27 – 28) Перечисляют сибирских писателей и поэтов, чьи имена упоминались в презентации и относят ответы жюри
11. Подведём итоги (слайд 29) Жюри подводит итоги игры Слушают результаты игры

24.04.2015