Урок биологии по теме "Внутреннее строение птиц"

Разделы: Биология


Дидактическая цель - создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки условия усвоения системы знаний и умений.

1.Образовательные цели – обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету, внутренним строением и размножением.

2.Развивающие цели: показать место птиц в системе живой природы, сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, установить степень родства между живыми организмами на планете, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;

3. Воспитательные цели: учить видеть прекрасное в мире птиц

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: индивидуально-коллективная, парная, групповая.

Прогнозируемый результат:

  • умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
  • проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • умение работать с источниками информации;
  • умение вести монолог, диалог
Номер учебного элемента Последовательность действий при изучении материала Рекомендации по освоению нового материала
УЭ - 0 Интегрирующая цель: в процессе овладения содержанием модуля вы получите представление об особенностях внутреннего строения птиц, связанных с полетом;

Выясните усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;

Научитесь устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; продолжите развитие навыков учебной деятельности (обобщение, сравнение, анализ)

Внимательно прочитайте цели урока
УЭ - 1 Входной контроль

Цель: проверить себя, как усвоил материал по темам “Внешнее строение, скелет и мускулатура птиц”, убедись, сто готов изучать новый материал. Выполни задания.

Биологический диктант.

Вставьте пропущенные слова

а) Наука о птицах - ...

б) У большинства птиц грудина имеет высокий гребень - ...

в) Цевка – это часть ...

г) Контурное перо состоит из твердого ... и расположенного по бокам ...

д) Первый шейный позвонок называется ...

2. Выберите правильные ответы.

1.Только птицы из позвоночных животных:

а) приспособились к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2. Крылья поднимают:

а) большие грудные мышцы ( на их долю приходится 20% массы тела птицы);

б) подключичные мышцы;

в) большие грудные и подключичные мышцы.

3. Приспособлением к преодолению сопротивления воздуха в полете у птиц служат ...

а) подвижная шея и развитые органы чувств;

б) обтекаемая форма головы и туловища, черепицеобразное расположение перьев на теле;

в) сухая кожа, развитие копчиковой железы;

г) грубая кожа с роговыми чешуйками на пальцах ног.

4. Длина шеи у птиц зависит от:

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

5. В связи с приспособлением к полету скелет птиц отличается легкостью и прочностью. Легкость скелета обеспечивается ...

а) срастанием многих костей;

б) маленькими размерами многих птиц;

в) превращением передних конечностей в крылья;

г) наличием в костях воздухоносных полостей.

6. Прочность скелета обеспечивается ...

а) срастанием многих костей;

б) маленькими размерами многих птиц;

в) превращением передних конечностей в крылья;

г) наличием в костях воздухоносных полостей.

7. Скелет собственно передней конечности состоит из:

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.

8. Киль на грудине птиц:

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значения, как приспособление к полету.

9. Цевка у птиц – результат приспособления к:

а) поднятию туловища над землей;

б) смягчению при приземлении;

в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

10. Одним из приспособлений к полету не является:

а) отсутствие зубов;

б) срастание нескольких отделов позвоночника;

в) большой объем мозгового отдела черепа.

Работайте индивидуально
3. Оцените свою работу по пятибалльной шкале:

“5” - все задания выполнены правильно;

“4” - иногда ошибался, но выполнил все задания;

“3” - часто ошибался, но выполнил половину заданий;

“2” - почти ничего не выполнил правильно;

“1” - вообще не выполнил задание.

Количество баллов ...
4. Обсудите результаты работы. Работайте вместе с классом
УЭ - 2 Цель: получить представление об особенностях внутреннего строения птиц, связанных с полетом; выяснить усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

1. Откройте п.55 учебника “Внутреннее строение птиц”

2. Перечертите в тетрадь таблицу

Система органов Органы Функциональная приспособленность к полету
1.Пищеварительная    
2.Дыхательная    
3. Кровеносная    
4.Выделительная    
5. Нервная    
6. Половая    

3. Выполни задания, прочитав соответствующий раздел п.55

4. Сделайте сообщение для всего класса о результатах вашей работы.

5. Слушая сообщения других, заполняйте таблицу.

6. Оцените свое выступление по пятибалльной шкале.

Внимательно прослушайте инструктаж учителя

 

 

Работайте самостоятельно.

Не забудьте записать дату и тему урока.

 

 

Работайте в тетради

Прочитайте карточки с заданиями. Работайте вместе с классом.

Количество баллов ...

УЭ - 3 Закрепление.

Цель: выясни, как ты усвоил новый материал.

Выберите правильные ответы.

Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов:

а) зоб;

б) мускульный отдел желудка;

в) железистый отдел желудка;

г) тонкий кишечник.

2. Во время полета акт вдоха и выдоха осуществляется ...

а) за счет опускания и поднятия грудной кости;

б) за счет опускания и поднятия крыльев.

3. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а) передние воздушные мешки;

б) задние воздушные мешки;

в) легкие;

г) трахеи

4. Усложнение кровеносной системы птиц проявляется в появлении

а) двухкамерного сердца и одного круга кровообращения;

б) трехкамерного сердца и неполной перегородки в желудочке;

в) трехкамерного сердца, двух кругов кровообращения;

г) четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.

5. Какая кровь поступает у птиц во все органы, кроме легких?

а) только артериальная;

б) только венозная;

в) венозная и артериальная;

г) смешанная

6. Какая кровь течет у птиц в артериях малого круга кровообращения?

а) венозная и артериальная;

б) смешанная;

в) только артериальная;

г) только венозная

7. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц:

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

Поменяйтесь модулями, проверьте друг у друга. Возникли трудности при ответе на некоторые вопросы, помогите друг другу. Оцените работу друг друга по пятибалльной шкале

Работайте самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте парами

Количество баллов ...

УЭ - 4 Подведение итогов урока

Прочитайте цели урока

Достигли ли вы цели урока? Что помешало вам достичь?

Что узнали для себя нового на уроке?

Чем вам понравился урок? Чем не понравился? Ваши предложения.

Оцените свою работу на уроке:

  • “отлично”
  • “хорошо”
  • “удовлетворительно”
  • “плохо” (не огорчайтесь, у тебя будет возможность все исправить)

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке

а) выполнил все УЭ без ошибок, подумайте над вопросом “Особенности половой и нервной системы, связанные с полетом”;

б) иногда испытывал затруднения в работе, допускал ошибки – повтори тему по учебнику;

в) было трудно работать, часто ошибался – проработай модуль еще раз.

Работайте индивидуально.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

Если нужна помощь, то обращайтесь к учителю

Приложение.