Метафорические проективные карты в работе педагога-психолога

Разделы: Работа с дошкольниками


Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают лучше понять себя, узнать что-то новое и интересное. Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году, первая колода называлась “ОН” и способствовал этому Эли Роман, профессор искусствоведения, он хотел приблизить искусство к людям, сделать его более доступным и понятным. В 1983 году Эли Роман знакомится с Моритцом Эгетмейером, который считал, что с помощью карт “ОН” можно побудить человека к искреннему разговору о себе и своих проблемах. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, карты стали новым инструментом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент арт-терапии, применяемый психологами в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам, используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Карты могут содержать только изображение либо изображение с картинкой – словом или фразой. Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты.

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них. Первый – это немецкий “ОН-институт” под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства “ОН”. Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: “Дуэт” Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, “Аниби” - для работы с детьми и с внутренним ребёнком, “Ключевая фигура” Тамар Стон и “В ритме сердца” Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, “Картинка, слово и вопрос” Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, психолога, психотерапевта.

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся:

- чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

- создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

- возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

- развитие творческих способностей;

- гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

- привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.[1]

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова.

Карты стимулируют взаимодействие работы обоих полушарий головного мозга (образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым оформлением представления), что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.[2]

Есть два способа выбирать карту: “вслепую” - карты лежат кверху рубашкой, и “в открытую” - карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это “сознательное” мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить ещё несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному. Нет правильного или неправильного способа выбирать карты, отличие заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности.

Чтобы получить ответы на волнующие вопросы, нужно рассмотреть карту:

  • Если на картинке изображён человек – кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова её точка зрения на проблему?
  • Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
  • Если на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
  • Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
  • Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Следующим упражнением с выпавшей картой будет “изменение масштаба”. Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова, они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово “конфликт”, связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом “достаток”, встречаются интерпретации как по типу “причина развода – отсутствие достатка в семье”, так и по типу “с меня достаточно”), либо по антониму (например, выпадает карта “общность”, “общение”, “близость” - это как раз то, чего не хватает партнёрам в распадающемся браке, это неудовлетворённые потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт:

1 этап. Знакомство с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог берёт карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Затем психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты.

2 этап. “В чём проблема?” Клиент в открытую выбирает 1-3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он её видит, и комментирует свой выбор.

3 этап. “Чего вы хотите добиться?” Просим выбрать 1-3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить “мостик” из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающих желаемый исход.

4 этап. “Что ещё можно сделать по этому поводу?” Просим клиента вслепую вытянуть 3-5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы.

5 этап. После осмысления всех карт просим вытащить ещё две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, “присоединения к будущему”, просим вытащить ещё одну карту – возможно, из портретных колод “Семейный альбом”, “Миби”, “Персона” - она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.[1]

Дополнительные правила, связанные с использованием проективных карт.

Эксклюзивным правом интерпретировать карту обладает тот, кто её вытащил. У карт нет фиксированного “правильного” значения, что подразумевает различные толкования одной и той же карты разными людьми, в разных контекстах, в разное время и в разное настроение.

Правило невмешательства: если человек по личным причинам не хочет говорить о своих картах, он может отложить их и отказаться от интерпретации. Он может никому не показывать вытянутые карты.

Если по инструкции нужно вытянуть одну карту, а участник желает взять две или даже больше, это допустимо. В обсуждении прислушайтесь к тому, какие аспекты карт, следующих за первой, оказались особенно важны для участника.

Метафорические, они же ассоциативные, они же терапевтические, они же проективные. Все эти названия используются как синонимы, хотя чаще используется термин “метафорические”, потому что основная психологическая суть работы с ними – работа со зрительной метафорой. [2]

Метафора - это переносное употребление слова, образование такого значения. Ассоциативные – устанавливаемые по ассоциации (связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти). Проективные – свойственные проекции (изображению пространственных фигур на плоскости), характерные для неё.[3]

Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы людей, с которыми работает психолог, это всегда приглашение к рассказу – о вымышленных событиях или реальных, не важно. Важно, что это рассказ о Человеке. Надо только научиться этот рассказ слышать. Метафорические карты – это отнюдь не новый вид терапии, не её отдельное направление, такое, как, например, психоанализ, когнитивно-поведенческая или др., это всего лишь инструмент, который может быть использован любым специалистом, к какой бы школе он ни принадлежал.

Список литературы.

  1. Кац, Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е.Мухаматулина.-М.: Генезис, 2014.
  2. Киршке, В. Клубника за окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества/В.Киршке.-OH Verlag, 2010
  3. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога.- Одесса: Институт Проективных Карт, 2012