Звуки [в]-[в'], буква "в"

Разделы: Логопедия


Цель урока: учить детей различать звуки [В]-[В`] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи.

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, записывать их буквенное обозначение тремя цветами.

3. Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов 6 класса;
б) анализа и синтеза предложений из 6 слов.

4. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. 

5. Расширять сенсомоторный репертуар.

6. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

Оборудование: картинки Винни-Пуха, волка, вертолета; слоговые таблицы на каждого ребенка по два синих и зеленых круга для игры “Светофор”; шариковые ручки 4-х цветов (синего, зеленого, красного и черного цвета) на каждого ребенка; тетради; магнитно-маркерная доска; маркеры: зеленого, синего, красного, черного цвета; простые карандаши для выделения мягкого знака.

Ход занятия

I. Орг. момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, а необычен он тем, что к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними, садитесь.

- “Чтобы подготовиться внимательно слушать и хорошо мыслить, выполним следующие упражнения": (выполняются под музыку) 

а) Пригибаем и разгибаем верхнюю часть каждого уха. Ушки должны стать теплыми.

б) Помассируйте мочки ушей.

в) Круговыми движениями помассируйте оба уха одновременно, сначала в одну сторону, затем в другую.

Начинать упражнения с открытыми глазами, затем с закрытыми.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Дифференциация изолированных звуков [в]-[в`].

На доске слоговая таблица и картинка с изображением волка.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

- Кто изображен на картинке?

- Правильно, это волк.

“Что означает волчий вой? Я – свой! Я – сказочный герой”.

В - ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ

 Слоги поются сердитым голосом с одновременным показом их на таблице.

- А теперь все вместе споем песенку волка.

- Как вы думаете, какой любимый звук у Волка?

- Звук [В].

- А это что за сказочный герой? 

- Правильно. Винни-Пух.
“Ну, а мой любимый мишка
Очень добрый. Даже слишком.
Он из милой детской сказки,
Мягкий плюш и кнопки глазки.”

ВЬ - ВЯ - ВЁ - ВЮ - ВИ - ВЕ

 Слоги поются тонким нежным голосом с одновременным показом их на таблице.

- А теперь все вместе.

- А какой любимый звук у В-П?

- Звук [В`]

- Какой буквой на письме мы обозначаем звуки [В] и [В`]

- Правильно, буквой Вэ.

- Кто догадался, какая тема нашего занятия?

- Правильно,“ Звуки [В]-[В`] и буква В”.

- Ребята, Волк и Винни предлагают нам отправиться в Путешествие, на их любимом вертолете. Полетаем? На доске появляется картинка с изображением вертолета.

- Но сначала Волк и Винни запишут в своих бортовых журналах, а вы в тетрадях, дату и тему нашего занятия.

- Мы полетим на Волшебный остров. Там живут звуки и буквы.

- Чтобы обозначить наш маршрут и приземлиться около звуков [В] и [В`], нам нужно дать их точную характеристику  и записать ее в тетрадь.
- Каким цветом мы обозначаем твердые согласные?

- Синим

- А мягкие согласные?

- Зеленым.

- С левой стороны запишите транскрипцию звука [в] синим цветом. Дайте характеристику этому звуку.

С правой стороны под транскрипцией звука [В`] запишите характеристику звука [в'] - зеленым цветом.

Звук [В]

Согласный, т.к он не поется и есть преграда воздуху- (губы и зубы), нижняя губа касается верхних зубов; твердый (произносится легко ,без напряжения); звонкий( потому что есть голос, проверяется двумя способами).

Звук [В']

Согласный (есть преграда); мягкий (обратить внимание, что преграда сильнее и напряжение больше); звонкий (определяется двумя способами).

Звуки сравниваются, отличия заключаются в красную рамку.

- Молодцы, вы дали точную характеристику звукам, Волк и Винни правильно нашли нужные им  звуки на острове. 

2. Дифференциация звуков [В] -[В'] в слогах.

- Но согласные звуки не могут жить без своих любимых друзей гласных.

- Прочитайте ,пожалуйста, слоги со звуком [В] и скажите с какими гласными дружит твердый звук [В]. Какие гласные обозначают твердость согласного на письме?

- Гласные А, О, У, Ы, Э

- Прочитайте слоги со звуком [В'].

- Какие гласные обозначают  мягкость согласного звука на письме?

- Я,  Ё, Ю, И, Е.

- Как еще можно обозначить мягкость согласного звука на письме.

3. Дифференциация звуков [В]-[В'] в словах.

а) Игра  “Светофор”

- Винни и Волк на своем волшебном вертолете облетели много городов и стран.

- У вас на столе лежат синие и зеленые круги. В правую руку возьмите синий круг, а в левую зеленый. Я вам буду называть страны и города, где побывал волшебный вертолет, а вы, если услышите в их названии твердый звук [В], поднимайте синий круг, а если мягкий звук [В`] - зеленый круг (включайте зеленый свет) У детей по два зеленых и синих круга.

- А в слове вертолет, какой звук слышите?

- Дети показывают зеленый круг.

- Воронеж, Владимир, Вильнюс, Выборг, Витебск, Венеция, Волгоград, Вьетнам, Верона, Вологда, Гватемала, Бавария, Ливия, Гавана, Ганновер, Москва, Благовещенск, теперь “хитрые” слова: Владивосток, Воропаево, Вилково, Иваново, Вестервик, Вишневогорск.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- На вопрос - что?

- C  какой буквы они пишутся?

- Правильно с заглавной буквы, так как имена собственные.

Физминутка.

1) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Вертолет вертел винтами, (руки на плечах, круговые движения вперед).

Шевелил траву с цветами.(руки на плечах, круговые движения назад).

2) Развитие мелкой моторики рук.

“Грибок – поляна”.
“Коза - корова”.

б) Анализ и синтез слов.

Игра “Отгадай загадки”.

- Волк и Винни очень любят загадывать загадки. Давайте попробуем их разгадать. А отгадки запишем в тетрадь. Если в отгадке есть звук [В], то запишем  слова слева, под характеристикой этого звука. Если в отгадке есть звук [В`], то запишем справа, под характеристикой этого звука.

В тихую погоду
Нет нас нигде.
Ветер подует -
Бежим по воде (Волны) 

- С какой стороны нам записывать отгадку?

- Правильно слева. Пишем тремя цветами.

Он всегда стоит в углу,
Возле печки на полу,
Если кто-то сор бросает,
Он охотно убирает. (Веник)

- С какой стороны нам записывать отгадку?

- Правильно, с  правой, потому что в отгадке есть звук [в].

Что за птица - просто диво,
Распускает хвост красиво,
Ну, а если запоет,
“Караул”, - кричит народ. (Павлин) 

В черном небе светлячки,
Не дотянешь к ним руки.(Звезды)

- Молодцы, Волк и Винни очень рады , что вы разгадали все их загадки.

4. Дифференциация звуков [В]-[В`] в предложениях.

- Ребята, они еще хотят с вами немножко поиграть. Винни хотел составить предложение про своего друга Кролика. Но у него не получилось. Он просит вас ему помочь.

- Поможем ему?

- Да!

 Слова написаны на карточках, боковые края которых вырезаны по типу пазлов. Дети читают слова, составляют из них предложение.

- Давайте проверим, правильно ли мы его составили? 

 “Кролик ухаживает за своей вкусной морковью”.

- Правильно, молодцы!

- А теперь запишем это предложение в тетрадь тремя цветами, мягкий знак выделите простым карандашом.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сравнивали на занятии?

- В чем их сходство?

- В чем различие?

- Какие гласные нам нужны для обозначения мягкости согласного  звука [В`] на письме?

- Как еще можно обозначить мягкость согласного звука [В`]?

- Какие гласные нам нужны  для обозначения твердости согласных звуков на письме?

- Наше путешествие подошло к концу. Вы сегодня молодцы!