Нестандартный бинарный урок информатики и изобразительного искусства в 5-м классе. Тема: «Рамка для новогодней открытки»

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


УРОК ИНФОРМАТИКИ

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-беседа, урок-практика).

Цель урока:

  • ввести понятия о растровых и графических форматах;
  • сформировать осознанное отношение к понятию формат графического файла;
  • научиться работать с векторным графическим редактором;
  • ознакомить с технологией работы в графическом редакторе, встроенном в программу MS PowerPoint;
  • закрепить умение сканировать рисунки;
  • развитие интереса к предмету;
  • развитие воображения;

Задачи урока:

  • образовательная: научиться обрабатывать графическую информацию стандартными средствами ОС WINDOWS; научиться сканировать изображения; задавать требуемый размер слайда (формата А4); научиться распечатывать нужные слайды; создавать и редактировать простейшие векторные изображения; создавать градиентные и текстурные заливки; группировать и разгруппировывать объекты; изменять порядок расположения объектов; создавать несложные изображения с помощью графического редактора;. развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией.
  • развивающая: развивать способности к обобщению, классификации, выделять общие черты и различия, изучаемых понятий, развитие творческих способностей; показать нестандартное использование программы MS PowerPoint2013; развивать ИКТ- компетентность.
  • воспитательная: воспитание чувства ответственности за результаты своего труда, умения выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; воспитание уверенности в себе и своих знаниях.

Оборудование: ПК, программа PowerPoint2013, презентация

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Организационный момент

  • Повторение правил техники безопасности;
  • Объявление темы урока.
  • Рассказ о ходе урока.

Вступительная часть

Графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Компьютерная графика — область деятельности, в которой компьютеры используются в качестве инструмента, как для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.

Компьютерная графика – это еще один вид графики, с которым мы встречаемся ежедневно. Вспомните заставки к телепрограммам, выполненные с помощью компьютерной графики. На компьютере выполняются различные чертежи, шрифты, можно печатать текст. Но на компьютере можно еще и создавать произведения изобразительного искусства, творить. На уроках информатики вы освоили многими приемы работы в графическом редакторе.

Преимущество работы на компьютере– это возможность менять изображение. перемещать его по рабочей плоскости, изменять размер, менять элементы рисунка. Вы можете что-то добавить в свою работу и снова убрать, чтобы добиться гармоничного заполнения элементами изображения своей творческой работы.

Векторные графические изображения используют для хранения высокоточных графических объектов с четкими и ясными контурами. Векторное изображение формируется из стандартных геометрических фигур (примитивов) и описывающих их математических формул.

Над объектами изображения в векторных графических редакторах можно выполнять операции: копирование, перемещение, удаление, поворот, изменение размеров, группировка, накладывать один на другой не склеивая их между собой. Для того чтобы выполнить какую-либо операцию над объектом, его надо сначала выделить, щёлкнув по нему ЛКМ (левой кнопкой мыши).

Качество изображения остается неизменным, как при уменьшении, так и при увеличении размера изображения.

Сегодня мы используя компьютер сначала переведём ваш рисунок, сделанный на роке ИЗО в цифровой вид – отсканируем его, а потом вы к своему рисунку сделаете рамочку и получим готовую открытку, которую мы сможем распечатать и подарить к новогоднему празднику.

Объяснение нового материала

У программы PowerPoint2013, которая входит в комплект Microsoft Office 2013, есть огромные возможности для рисования, вы сможете создавать сложные рисунки за короткое время. Мы используем самую новую версию – PowerPoint2013, которая, на мой взгляд, по своим возможностям не уступает многим векторным редакторам, при этом оставаясь достаточно простой и удобной в использовании.

В этом уроке мы научимся рисовать компоновать рисунки из набора заготовок.

Открываем PowerPoint2013.

Сначала научимся задавать размер слайда, размер слайда А4, равный размеру стандартного листа, на котором вы будете рисовать.

Я подготовила для вас заготовку, в которой много элементов для создания красочной новогодней рамки, в которой вы используя трафареты создадите новогодний рисунок. Из заготовки можно брать любые элементы, копировать и вставлять в свою работу любое количество копий.

Каждый элемент изображения можно поворачивать на любой градус, отражать по горизонтали и вертикали, перемещать вперёд и назад, группировать, изменять размеры. Программа PowerPoint2013 позволит за короткое время создать рамочку.

Самостоятельная творческая работа учащихся

Учащиеся самостоятельно выполняют работу за компьютером, используя заготовку Презентеция1.ppt, используют сеть Интернет для поиска рисунков.

Итог

В итоге каждый из учеников получит готовую открытку и распечатывает свою работу на цветном принтере.

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-беседа, урок-практика).

Цели и задачи:

  • углубление эстетического познания о декоративно-прикладном искусстве и открытках;
  • закрепление навыков работы в графическом редактору;
  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, презентация, конверт с заданием, трафареты и фломастеры.

Формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

1. Организационный момент.

Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и я хотела бы с вами им поделиться. А для того, чтобы поднять друг другу настроение, достаточно улыбнуться друг другу.

2. Вступительная часть.

А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской.

А теперь дали кисточку и разноцветные краски. Закрасьте все разноцветной краской. Каким цветом было труднее закрашивать?

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

А кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Правильно, в музее.

Ребята, сегодня утром придя на урок, я на своем столе увидела конверт. На нем написан адрес вашей школы и указано: “Детям 5 класса” от директора школы. Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся сегодня. Хотите посмотреть, что в этом письме?

“Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники школы. Мы в нашей школе хотим организовать Новогоднюю выставку рисунков и украсить интерьер. Но для экспозиции не хватает ваших рисунков и открыток на новогоднюю тему.

3. Игра “Собери картинку”.

Для начала предлагаю из готовых элементов собрать Новогоднюю открытку. Перед вами лежит лист картона, украшенный декоративной рамочкой. У каждого отдельные рисунки (снеговик, елочка, гирлянда, поздравительная надпись с Новым годом и т.д.). Давайте из этих декоративных элементов выложим новогоднюю открытку для всех учителей школы. Посмотрите, какая коллективная работа у нас с вами получилась. Открытка дарит радость, удивление и восторг, наполняет благодарностью и признательностью к миру. Ваша открытка- это не просто кусочек картона, это окошко в сказочный волшебный мир, светлый лучик радости и счастья.

4. Физкультминутка: Пора немного размяться.

Под музыку дети рисуют правой рукой, левой рукой, ногтями, носом и т.д.

5. Работа по теме урока, беседа

Сегодня на уроке мы поговорим о новогоднем празднике, о новогодней открытке.

С достижением современной техники в нашу жизнь вошли новые способы изображения. Изобретены фотография, телевидение. Сейчас стали использоваться - компьютер.

На уроке ИКТ вы попробовали поработать с элементами новогодних узоров и выполнили рамочки для своих открыток в электронном виде, распечатали их на цветном принтере и используйте сегодня на уроке. А также, вы будете использовать готовые трафареты с новогодними изображениями для составления своей композиции.

6. Сообщение – презентация по теме “Новогодняя открытка”.

А кто знает, что представляли собой первые открытки?

(Предлагаю посмотреть презентацию и послушать сообщение ученика 5 класса об истории открытки). Презентеция2.ppt,

Почтовые открытки зародились во Франции в 1837 г. В России первые почтовые открытки стали выпускаться с 1895 г. А первым художником, создавшим открытку, был Н.М. Карамзин.

Это были небольшие карточки из плотной бумаги. Лицевую сторону открытки украшали виньетки. Внутри виньетки писался текст. А на обратной стороне указывался адрес, по которому надо было доставить открытку, и наклеивалась марка, так же как на почтовый конверт. Постепенно внешний вид открытки изменялся. Многие художники увлеклись изготовлением открыток. На них изображались пейзажи, виды городов, картины художников. Так появились открытки со знаменитыми картинами Репина, Шишкина, Айвазовского, Васнецова и других художников. Выпускало открытки издательство “Красный крест”, а продавались они в книжных магазинах и киосках. В начале ХХ в. стали выпускать красивые поздравительные открытки к разным праздникам к Пасхе, Рождеству Христову. Открытки отражали важные события в жизни страны, они хоть и не большие по формату, были яркими, красивыми.

Ка вы думаете, а что можно изобразить на новогодней открытке?

На новогодних открытках можно изобразить Деда Мороза и Снегурочку, снеговика, снежинки, лесных зверушек и сказочных героев и обязательно пышно украшенную ель. Важное место на открытке занимает поздравление С Новым годом!

Предлагаю каждому выбрать трафареты с разными изображениями и самостоятельно выполнить композицию на тему Новогодняя открытка. Помните, что открытка отличается от обычного рисунка яркостью и лаконичностью изображения.

Давайте вспомним, что такое трафарет и как с ним работать:

Что такое трафарет, все знают с детства, ведь нет ничего проще, чем создать красивый, сложный и идеально ровный рисунок, (узор), просто приложив лист гибкой пленки с прорезанным изображением к бумаге и прокрасив прорези фломастером, определенного цвета.

7. Самостоятельная творческая работа учащихся. (под новогоднюю песню)

8. Выставка работ учащихся.

Я очень рада, что у вас получились такие красивые работы, вы работали аккуратно. Посмотрите, какие разнообразные и оригинальные у вас получились открытки, не похожие одна на другую. Расскажите пожалуйста, что нарисовано на ваших открытках и кому она предназначена?

9. Рефлексия

Вот и закончилось наше удивительное путешествие в мастерскую Деда Мороза.

Перед вами лежат снежинки. Если вам было интересно на уроке, то прикрепите снежинку на свою работу в правый угол. Если у вас возникли затруднения – в левый угол. А если вам было не интересно на уроке, то совсем не прикрепляйте снежинку к работе.

Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Покажите мимикой.

10. Итог

Где можно использовать ваши открытки?

Правильно, для украшения интерьера школы к Новому году.

Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Все за урок получат “5”. Всем за урок спасибо!

На Рисунке 1 ... Рисунке 8 приведены отсканированные работы некоторых учеников.

Используемая литература.

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. https://urok.1sept.ru/articles/596849/