Брейн-ринг по предметам естественно-научного цикла

Разделы: Внеклассная работа


Для проведения интеллектуальной игры «Брейн-ринг» по предметам естественнонаучного цикла мною была разработана презентация. Презентация содержит занимательные вопросы по  трем предметам: химии, биологии и географии. Внеурочная работа.  Игра-соревнование. Игра начинается со случайного выбора номера вопроса помощником ведущего. После нажатия на соответствующую цифру, появляется слайд с вопросом, а следующий слайд несет информацию об ответе на поставленный вопрос. После определения кому достается или не достается балл за разыгрываемый вопрос, ведущий возвращается к исходному слайду с номерами вопросов и так далее.

Интеллектуальная игра  «Брейн-ринг» по предметам естественнонаучного цикла

Цели и задачи.

  • Активизировать познавательный интерес к химии, биологии, географии;
  • выявление эрудированных учащихся, развитие их одаренности;
  • развитие творческого подхода при решении интеллектуальных нестандартных задач;
  • развитие и тренировка логического мышления, памяти, внимания;
  • развитие коммуникативных качеств у подростков при решении общей задачи в малой группе;
  • расширение кругозора, формирование устойчивой мировоззренческой позиции;
  • поощрение одаренных учащихся.

Оборудование:

  • 2 стола, по 6 стульев вокруг каждого стола;
  • гонг;
  • секундомер;
  • таблички с названиями команд;
  • 2 свистка;
  • музыкальное сопровождение;
  • карточки с номерами вопросов (от 1 до 81, можно использовать лото);
  • презентация;
  • для награждения: дипломы, грамоты.

 1. Правила игры

Цель игры состоит в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос в строго отведённое время
В игре принимают участие команды 9, 10  классов
В игре может принимать участие 6-7  команд, имеющих название и капитана.
Состав команды входит 4-6 человек. Замены участников по ходу боя запрещены.
Команды-соперницы определяются по жеребьевке.
На ринге состязаются две команды. Бой длится до трех баллов.
Каждый бой состоит из нескольких вопросных раундов. В каждом вопросном раунде задается один вопрос.  В течение вопросного раунда команда может дать не более одного ответа. Команды могут давать ответы по очереди, но не одновременно.
Бой длится до  тех пор, пока одна из 2-х команд не наберет три балла.

2. Проведение вопросного раунда

Началом вопросного раунда являются слова Ведущего «вопрос номер», помощник ведущего тянет листочек  с номером вопроса, Ведущий объявляет номер вопроса в текущем бою и нажимает на соответствующую цифру в табло презентации. Ведущий зачитывает вопрос, подаёт сигнал "Время" и засекает время. На обсуждение и ответ командам даётся 60 секунд. Отвечает та команда, которая первой изъявит желание отвечать. Если ответ готов, команда подает звуковой сигнал (или другим оговоренным способом сообщает о своей готовности отвечать). Если сигнал подан  до удара гонга, фиксируется так называемый «фальстарт», и данная команда лишается права ответа, команда-соперница имеет все права на ответ.
После того как одна из команд подала сигнал о готовности отвечать, Ведущий должен объявить, какая команда получила право на ответ. После этого капитан
отвечающей команды должен либо дать ответ сам, либо сообщить имя игрока, дающего ответ. Правильность ответа определяется Ведущим. В нашем случае, демонстрируется следующий слайд, подтверждающий правильность ответа.
В случае правильного ответа команда получает 1 очко.
Помощник ведущего нажимает  на знак «Домой» и возвращается на исходный слайд с номерами вопросов.
Если обе команды подняли сигнальные карточки одновременно, то ответы жюри они дают в письменном виде.
В случае ничейного результата задаётся дополнительный вопрос (вопросы).
После определения победителя в каждой паре, на ринг приглашаются победившие команды. И так продолжается до тех пор, пока, в конечном итоге, не останется 2 команды победителей для суперигры.

Вопросы к брейн-рингу (Презентация)

  1. Какие химические элементы утверждают, что могут «другие вещества рождать»?
  2. В названиях каких химических элементов входят названия животных?
  3. Какое животное причастно к открытию йода?
  4. В одной из горных областей жители страны стали страдать от заболевания щитовидной железы. Медики посоветовали им потреблять в пищу больше морской капусты. Почему?
  5. Какой металл погубил Древний Рим?
  6. Какое молоко нельзя пить?
  7. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем остальным гостям было обидно до слез – ведь им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего же были изготовлены вилки для почетных гостей?
  8. В организме человека его содержится около 3 г. Из них примерно 2 г – в крови. Первоначально единственным его источником были упавшие на Землю метеориты, содержавшие его в чистом виде. На языке многих народов его называют “небесным камнем”. О чем идет речь?
  9. Назовите древнюю науку, из которой выросла химия
  10. Какой древний философ первым высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших и невидимых частиц?
  11. Как называется камень, который пытались найти алхимики? 
  12. Как Резерфорд предложил назвать модель атома, которая похожа на Солнечную систему?
  13. Если верить древнему историку, то во времена похода Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, но вот посуда разная. Посуда для офицеров была изготовлена из ...
  14. Какой металл А.Е. Ферсман называл “металлом консервной банки”?
  15. Кто автор следующего определения: “Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое на огне плавить и холодное ковать можно?”
  16. Что такое “купоросное масло”?
  17.  «…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую  львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем,  глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся  головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я".
    Узнали? Артур Конан-Дойль “Собака Баскервилей”.  Какой элемент замешан в этой скверной истории?
  18. Без какого вещества невозможно отутюжить пересушенные вещи?
  19. Назовите металл, находящийся при комнатной температуре в жидком состоянии.
  20. Человечество с древних времен использовало консерванты для хранения продуктов. Назовите основные консерванты.
  21. Какой химический элемент назван в честь России?
  22. Какие металлы можно расплавить на ладони?
  23. Самый распространенный элемент на Земле?
  24. Кто ввел современное обозначение химических элементов?
  25. Самый распространенный элемент во Вселенной?
  26. Что обозначает выражение: "Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу"?
  27. Самый пластичный металл, из 1 г которого можно вытянуть проволоку длиной 2,4 км?
  28. Назовите аллотропные модификации кислорода.
  29. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови?
  30. Всем вам известна сказка "Конек-горбунок". Ее написал учитель гимназии, в которой учился Д. И. Менделеев. Назовите фамилию автора сказки.
  31. С именем какого ученого связано начало производства цветного стекла в нашей стране? (подсказка: в собственной лаборатории этот ученый со своими учениками собрал мозаичное панно “Полтавская битва”)
  32. Какая кислота вырабатывается в желудке и используется для процесса пищеварения?
  33. Сколько кругов кровообращения в организме человека?
  34. Сколько ребер входит в состав грудной клетки?
  35. Главный органоид клетки?
  36. Массовое заболевание людей?
  37. Питаются за счёт живых организмов?
  38. Как звали англичанина, первого обнаружившего существование клеток?
  39. Как называется наука, изучающая сезонные явления в жизни растений и животных?
  40. Этот плесневый гриб специально разводят, чтобы получить лекарство для лечения многих болезней. 
  41. Самое высокое растение на свете?
  42. Организмы, питающиеся органическими веществами отмерших организмов.
  43. Взаимовыгодные отношения между организмами. 
  44. У хвойных растений не бывает цветков, зато есть эти образования.
  45. Самая большая змея. 
  46. Самое крупное млекопитающее.
  47. Как называется процесс уничтожения бактерий в помещении, где находится больной?
  48. Листья какого растения используют, чтобы остановить небольшое кровотечение из ссадины
  49. Организмы, способные самостоятельно образовывать питательные вещества.
  50. В человеке более 200 костей. Самая длинная кость – бедренная (ее длина составляет 27, 5 % от роста человека). А как называется самая короткая кость, длина которой всего 3-4 мм?
  51. Что именно описал географ М.Ф.Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат холодные воды, между которыми быстро струятся её тёплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он»?
  52. Экспедиция, которую возглавлял великий русский путешественник, долго разыскивала это озеро в глуши центральной Азии. В том месте, где оно было показано на старой китайской карте, озеро найти участникам экспедиции не удалось. Оно находилось значительно южнее. Удивительно, но через несколько десятилетий озеро вернулось на старое место. В 1923 году другая экспедиция нашла его там, где указывали старые китайские карты. Что это за странное блуждающее озеро? В чём причина этого? Назовите имя путешественника, посетившего его берега.
  53. Самое мелкое море России.
  54. Самое глубокое озеро России и мира.
  55. Самое большое по площади озеро России и мира.
  56. Самый большой остров России.
  57. Нужно угадать природное явление. «…Здесь всё пропитано запахом серы. Склоны покрыты диковинными цветами из кристаллической серы, белесые узоры из нашатыря, розы тончайшей работы. Везде видны кремнистые отложения солей минерализированной воды. Это отложения то жемчужного, то коричневого, то ярко-оранжевого оттенков. Вокруг множество озерков и просто лужиц самого разного цвета от небесно-голубого и бирюзового до кирпично-красного. В зарослях шеломайника фыркают и плюются грязевые котлы, а на склонах каждый сантиметр попыхивает, булькает…»
  58. На Земле есть место, где, куда ни повернись, везде юг. Как оно называется?
  59. Какую серьезную ошибку допустил М.Ю.Лермонтов, сравнивая кавказскую реку с львицей?
     …И Терек, прыгая, как львица
     С косматой гривой на хребте,
         Ревел.
  60. На каком материке нет змей?
  61. Александр Блок:
    Как женщина усталая, оно
    Раскинулось внизу и смотрит в небо,
    Туманится и даль поит туманом,
    И отняло у неба весь закат…
    – Угадайте, о каком природном географическом объекте идёт речь в стихотворении?
  62. Самые чувствительные организмы к загрязнению окружающей среды  на Севере?
  63. Эта бурая, с белой грудкой птичка может нырять в воду и бегать по дну, цепляясь за неровности дна, камешки. Она ловит на дне насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу она всегда выносит на берег и здесь съедает. Под водой ноздри и ушные отверстия закрываются складками кожи, перья не намокают, так как обильно смазаны жиром. Назовите эту птичку.
  64. Какие животные спят с открытыми глазами?
  65. Этот грызун живёт в Венесуэле и Колумбии. На местном наречии его название означает “господин травы”. Питаясь травой на болотах, этот “господин” набирает 50 – 60 кг веса и 1,5 м длины. Самый крупный грызун.
  66. Самое быстрое животное мира?
  67. Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «…производил мёд без помощи пчёл». Назовите это растение
  68. Что древние греки называли:  «великая река, обтекающая всю Землю»?
  69. Назовите четыре «цветных» моря.
  70. Исследователь Г.А.Ушаков назвал это природное явление «улыбкой Арктики».
  71. Где в среднем холоднее: на Северном или Южном полюсе?
  72. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
  73. Какие точки земли имеют только одну географическую координату?
  74. С каким государством Россия имеет самую короткую сухопутную границу?
  75. Самая полноводная река на Земле?
  76. Панакс (от греческого «пан»– всё и «акос»– исцеляющий)– это родовое название дал растению К.Линней в 1753 году. Что это за растение? Что вам о нём известно?
  77. Какое морское животное может задержать дыхание на целых два часа? 
  78. Какой паук умеет себе строить дом под водой из воздуха?
  79. У какой птицы самые длинные перья на Земле? 
  80. Какое государство находится внутри одного большого города?
  81. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки

Средства информатизации

http://chgkmoskalenki.ru/doc/prav.html
http://windflower.spb.ru/ke/common/reglaments/brainlaws.html
http://www.krylenko.com/chgk/games/brain-ring.html