Организационно-управленческие основы введения комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Разделы: Администрирование школы


Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план всегда выдвигалось нравственное формирование личности. Сегодня государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций и культуры народов России (слайд).

С 1 сентября 2012 года во всех школах Российской Федерации появился новый учебный курс – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включенный в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часов (слайд). Это шаг на пути последовательного осуществления новой государственной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного компетентного гражданина России.

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей.(слайд). Один из модулей изучается обучающимися с его согласия и по выбору  родителей.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания.

В КРИПКиПРО были проведены курсы повышения квалификации «Теория и практика духовно-нравственного воспитания и образования» для тьюторов-преподавателей и педагогов, реализующих в образовательном учреждении программы курса ОРКСЭ.

Администрацией нашей школы были изучены нормативные документы (слайд), составлена и утверждена дорожная карта по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательном учреждении в 2012 /2013 учебном  году, которая позволила:

  • осуществить руководство и контроль выполнения мероприятий по введению в 2012/2013 учебном  году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в установленные сроки;
  • обеспечить методическое, консультационное и информационное сопровождение введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательном учреждении (дорожная карта представлена в папке).

Урок ОРКСЭ в начальной школе – один из предметов, с помощью которого можно научить ребенка думать, размышлять, воспитывать любовь к природе, к близким людям, к окружающему миру и, конечно же, к Родине. 

Урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина.). 

При подготовке и проведении урока ОРКСЭ учитель должен понимать следующее:

  • зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;
  • что является содержанием данного предмета;
  • как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

При  этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

Уважаемые коллеги! Обучение с использованием технологической карты (слайд) позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС. 

Структура технологической карты (представлена на слайде)

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы: контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся (слайд).
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Давайте вспомним методическую систему любого урока

1. Целевой компонент урока (слайд).
Цели обучения – это идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов.

2. Содержательный компонент урока (слайд).
Содержание урока отражает различные элементы социального опыта, которые усваиваются учащимися: знания, навыки и умения; опыт творческой деятельности; опыт ценностного отношения к объектам и явлениям.

3. Методы обучения – это способы взаимосвязанной упорядоченной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач образования. Отдельные детали метода, его составные части являются методическими приемами.

4. Средства обучения (слайд) характеризуют оборудование педагогического процесса. Основным средством обучения, как правило, является учебник. В дополнение к нему используются различные учебные пособия и другая учебная литература, тетради с печатной основой, дидактические материалы, наглядные пособия, технические средства обучения, лабораторное оборудование, приборы, инструменты, материалы и др.

5. Формы учебной работы (слайд).Формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и  режиме.

Задачи урока необходимо соотносить с результатами. В соответствии с ФГОС НОО это могут быть предметные, метапредметные и личностные результаты  (слайд).

На уроке могут использоваться различные измерители результатов: проверочные работы, диктанты, тесты, специальные диагностические задания и др.

Общие требования к современному уроку  и структура урока в соответствии с деятельностным подходом (данные таблицы представлены в папке).

Урок ОРКСЭ имеет свои особенности, он должен включать: (слайд)

1. Коммуникативные ситуации, нравственные ситуации, проблемные ситуации для эмоциональной включенности ребенка.
2. Эмоционально-смысловую кульминацию.
3. Работу с текстами, ключевыми словами, нравственными понятиями, со словарем.
4. Работу с иллюстративным материалом.
5. Совместную деятельность учащихся (учебное сотрудничество – диалоговая форма, задания на осмысление и выражение собственного мнения, инсценировки, разыгрывание по ролям…).
6. Дидактические игры и игры на общение (ритуалы).
7. Дифференцированные задания.
8. Дополнительный материал (художественные и научно-познавательные тексты, иллюстративный материал).
9. Рефлексию для создания завершенного эмоционального образа  урока.

Задание группам. Предлагаем Вам разработать критерии оценки урока ОРКСЭ.

Давайте сравним с  критериями урока ОРКСЭ, предложенными лабораторией гражданского становления личности при Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н.А. Добролюбова (представлены в папке).

На первый план в курсе ОРКСЭ выходят (слайд) игровые технологии, технологии работы в малых группах, технология критического мышления, выполнение творческих работ и реализация исследовательских проектов, наконец, использование мультимедиа. 

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности:

  • понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;
  • понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;
  • потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
  • мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;
  • развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;
  • стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;
  • определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;
  • существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования.

На уроке ОРКСЭ  используются: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей  различных конфессий; репродукции,  макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.

На занятиях  звучит музыка, рассказ учителя  сопровождается демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Следует помнить, чтомузыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.

На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить без ущерба для понимания. Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма. В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. Любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной и (только с письменного разрешения родителей).

Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной  задачи – воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

Преподаватель  заботится о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.

Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу; взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп.

После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.  

Взаимообъяснение

В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа

В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью

Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы).

Драматизация (театрализация)

Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она, может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Мультимедийная презентация к уроку не может быть перегружена материалом, на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна «работать» на концепцию урока.
Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

Обучение в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции. Ученики 4 класса уже имеют первоначальные представления о работе в команде. Чтобы учащиеся  осознавали себя в качестве команды, учились  объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности, можно провести с детьми такие упражнения-разминки: «Комплименты», «Пусть выйдет ко мне…», Построение, Подпись,  Давай поздороваемся, Сундучок комплиментов.

Рекомендации к домашним заданиям

Итак, необходимая для личностного развития ребенка позиция «Я – сам!» культивируется и организуется, направляется учителем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребенок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

  1. Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).
  2. Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).
  3. Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
  4. Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов.
  5. Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном непременном условии: перегрузок быть не может. Самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Рефлексию учащихся можно организовать с помощью упражнения «Градусник»

Опыт работы по ОРКСЭ в нашей школе  небольшой, но имеются некоторые наработки.
Успешно учителя применяют технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, активно используют  различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения, физминутки. Вместе с этим, используют различные игровые методики. (Презентация. Слайд )
Стараются проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернета, где находят необходимые песни, репродукции, мультфильмы. Постоянно используют компьютер, составляют презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника. Имеют возможность использовать на своих уроках интерактивную доску. Эта доска помогает проводить коллективные игры, делать выводы, составлять итоговые задания. Дети с интересом работают над каждым заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.(Слайд )
Безотметочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся.
Ребята неплохо работают с учебной книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно готовят сообщения к урокам, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться.
Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большое количество времени, так как это новый предмет и незнакомый.
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается при выходе из начальной школы. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Нравственная культура необходима каждому человеку. (Слайд )
Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается.
Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых. Это позволяет улучшить взаимоотношения между поколениями. Замечено, что и отношения между детьми в классе стали более ровными, доброжелательными.
На каждом уроке учителя стараются вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.
Кроме этого, на своих уроках они применяют  элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.
Анкетирование, опрос родителей и детей, позволили сделать следующие выводы: результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам, педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

Приложение 1