Урок литературного чтения по теме «В.К. Железников "Солдат на посту"»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создание условий для анализа доступного по содержанию художественного текста, осознания роли названия произведения;
  • создание начальных представлений о нравственных понятиях; условий для формирования понимания нравственного содержания поступков людей, любви и уважению к Родине.

Оборудование: УМК В.А Лазаревой Литературное чтение 1-4 классы, 3 класс, в 2 частях.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята!

- Сегодня у нас очередной урок литературного чтения, на котором вы продолжите раскрывать секреты художественного произведения, поставите новые задачи и проблемы.

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

II. Актуализация знаний.

- Кто в нашей жизни занимает важное место?

- А кто занимает особое место в семье?

- Что значит опора семьи?

- Кого называют защитниками Отечества?

- Найдите слова, которые соответствуют слову защитник.

- Как вы думаете, судя по названию, о чем пойдёт речь в этом тексте?

Чтение текста учителем.

- Как вы поняли смысл названия рассказа?

- Что вам показалось странным и неожиданным в этом рассказе?

- Как вы оцениваете такое отношение отца к сыну?

- Вы считаете его правильным или нет?

- Найдите в рассказе строчки, в которых автор рассказывает о строгом обращении с сыном, пятилетним мальчиком.

Выборочное чтение.

- Найдите слова, в которых говорится, как автор относится к таким действиям отца: оправдывает он его или осуждает?

- Зачем автор, рассказывая нам о таком строгом воспитании человека, назвал эту историю “военными” словами: “ Солдат на посту”?

- Что он хотел этим сказать?

- Какой человек станет защитником Родины?

Повторное чтение.

- Когда и как надо воспитывать будущего защитника Родины?

- Вернитесь к его названию.

- Подумайте, зачем такое название дал автор?

III. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, судя по названию, о чем пойдёт речь в этом тексте?

Чтение текста учителем.

- Как вы поняли смысл названия рассказа?

- Что вам показалось странным и неожиданным в этом рассказе?

- Как вы оцениваете такое отношение отца к сыну?

- Вы считаете его правильным или нет?

- Найдите в рассказе строчки, в которых автор рассказывает о строгом обращении с сыном, пятилетним мальчиком.

Выборочное чтение.

- Найдите слова, в которых говорится, как автор относится к таким действиям отца: оправдывает он его или осуждает?

- Зачем автор, рассказывая нам о таком строгом воспитании человека, назвал эту историю “военными” словами: “Солдат на посту”?

- Что он хотел этим сказать?

- Какой человек станет защитником Родины?

Повторное чтение.

- Когда и как надо воспитывать будущего защитника Родины?

- Вернитесь к его названию.

- Подумайте, зачем такое название дал автор?

Физкультминутка.

Шмель тяжёлый, полосатый,
Целый день летал по саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.

IV. Закрепление нового материала.

Выполнение заданий в группах.

1 группа

  • Чтение по ролям

2 группа

  • Инсценирование произведения.

3 группа.

  • Составление рассказа от имени мальчика.

V. Подведение итогов.

- Какова роль названия произведения?

- Каким должен вырасти будущий солдат?

- Оправдал ли наш герой доверие отца?

- Оцените свою работу.

- Спасибо. Вы молодцы!