Новые митрофанушки на рынке труда

Разделы: Литература, Экономика


Экономика: Раздел: Рынок труда и качество образования.

Литература: Рефлексия. Актуальность творчества Фонвизина на примере образа Митрофанушки из комедии «Недоросль».

Деятельностная цель:

  • формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания экономики и текстов по литературе;
  • формирование способностей учащихся к оценке ситуаций как в жизни, так и в произведениях художественной литературы, умений связать понятия из различных школьных предметов для составления целостного мировоззрения.

Содержательная цель:

  • построение обобщенных понятий о ценности знаний, получаемых в школе, и выявление закономерностей в поведении человека на рынках товаров и рынке труда;
  • развитие речи и умений учащихся формировать и выражать свою позицию на основе полученных знаний;
  • совершенствование умения выразительного ролевого и анализирующего чтения.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: текст комедии «Недоросль», интерактивная доска, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний.
    1. Приветствие учителя. Объявление темы урока. – 1 мин.
    2. Диалог госпожи Простаковой и учителя экономики. 1 мин.
  2. Постановка задачи, выявление цели урока.
    1. чтение по ролям (действие III явление VII) 6 мин.
    2. Слайды-сценки 2 мин.
    3. Слайды (реклама) 1 мин.
    4. Определение цели урока 1 мин.
    5. Слайды со списком товаров – определение компетенций покупателя 5 мин.
    6. Слайды со схемой и анализ раздаточного материала по вакансиям 5 мин.
  3. Оценочно-рефлексивный этап
    1. Интерпретация полученных данных 5 мин.
    2. Вывод по результатам исследовательской работы 5 мин.
    3. Применение новых знаний в учебной деятельности 5 мин.
  4. Итоги урока и выставление оценок 3 мин.
  5. Резерв времени 5 мин.

Ход урока 

Учитель экономики: Приветствие. Объявление темы урока. (Презентация. Слайд 1-3)

– Кто такие Митрофанушка, госпожа Простакова, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман? (герои комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») Кратко охарактеризуйте их.

Ответы: Госпожа Простакова – провинциальная помещица, в девичестве Скотинина, властная, бесцеремонная и деспотичная госпожа, грубая и невежественная женщина, но при этом нежная и любящая мать.

Митрофан – сын Простаковой, шестнадцатилетний увалень, невежда, эгоист, лентяй, тунеядец.

Цыфиркин (Пафнутьич) – учитель Митрофана, отставной солдат, трудолюбив, честен. Он пытается научить Митрофана азам математики, получает за свой труд от Простаковой жалкие гроши.

Кутейкин (Сидорыч) – недоучившийся семинарист, жадный и хитрый человек, обучал Митрофана грамматике русского и церковнославянского языков.

Вральман Адам Адамыч – бывший кучер Стародума, невежественный немец, хвастливый и амбиционный, мошенник, обучал Митрофана «по-французски и всем наукам».

– А вот и сама госпожа Простакова. Сударыня, скажите, как ваши родители относились к образованию?

Простакова: Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет.

Учитель экономики: Вы, однако ж, своего сынка кое-чему обучаете.

Простакова: Да ныне век другой, матушка! Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить. Митрофанушка, моя забота, моя отрада, уж четыре года как учится, из-за книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда. Вить вот уж ему, матушка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе и чины. Чем же плоше Митрофанушка? Жених хоть кому, а все-таки учители ходят, часа не теряет, и теперь двое в сенях дожидаются.

Учитель экономики: Ребята, давайте заглянем на урок к Митрофанушке. (Чтение по ролям действие III явление VII)

Учитель литературы: Как вы думаете, заинтересован ли Митрофан в получении знаний? Какими качествами обладает этот ученик?

Учитель экономики: Можно ли доверить Митрофанушке расчёт стоимости покупок и проверку сдачи в магазине?

Ответ. Конечно, нет.

Учитель литературы: Уже при жизни Д.И. Фонвизина имя «Митрофан» стало нарицательным, обозначавшим лентяя и невежду. Заслужить такое прозвище означало опозориться. Говорят, один из молодых дворян узнал себя в Митрофане и до того был потрясён, что взялся за учёбу: изучил языки, философию, историю, живопись; впоследствии стал художником, президентом Академии художеств. Это был Алексей Николаевич Оленин – один из образованнейших людей своего времени. Как вы думаете, в чём сила созданного Фонвизиным образа Митрофанушки?

Учитель экономики: К сожалению, и сегодня можно встретить некоторых учеников, которые не слишком усердно осваивают науки.

Просмотр слайдов (сценка о русском языке) с комментариями учителя литературы.

Учитель экономики: А теперь давайте попробуем сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.

Ответ. Мы попытаемся выяснить, является ли учёба в школе основой будущего успеха в профессии и может ли рассчитывать человек с низким качеством образования на хорошую зарплату.

Учитель экономики: Можно ли доверить митрофанушкам покупку сложных технических товаров: например, видеокамеры, многофункциональной стиральной машины?

Ответ. Они не смогут разобраться в инструкции и правильно использовать приборы.

Учитель экономики: Может ли неграмотный человек стать рациональным потребителем, грамотным покупателем?

Ответ. Нет

Учитель литературы: В том, что русский язык и математику очень важно в школе добросовестно изучать (знания этих учебных предметов всегда пригодятся в жизни), мы убедились. А как же другие предметы?

Просмотр слайдов (сценка о необходимости знаний по географии) с комментариями учителя

Учитель экономики: А теперь изучите раздаточный материал, который лежит на ваших столах. Существуют ли профессии, где не нужно владеть родным языком или математикой. Какие математические навыки должен иметь адвокат? (Приложения 2,3)

Ответ.

Вспомним урок на тему «Рынок труда» (слайд)

– Кто на этом рынке покупатель, а кто продавец?

Какой товар хочет купить покупатель?

А что является предметом купли– продажи на этом рынке? (слайд)

Ответ. Объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.

Учитель экономики: Современным митрофанушкам работодатель будет предлагать среднерыночную зарплату?

Ответ. Нет

– Значит, они попадают в зону безработицы, так как считают себя умными и образованными.

А если они по знакомству устраиваются на престижную работу, какого качества изделия могут произвести? Например, такие рекламные щиты могут создать горе работнички. (слайд)

А теперь давайте вспомним требования, которые предъявляются к соискателям таких профессий, как авиакассир и монтажник. (слайд)

  • Авиакассир/менеджер по продаже авиа и железнодорожных билетов
    Опыт работы от 2-х лет, знание систем Galileo, Сирена, СПЖД, Gabriel.
    Исполнительность, доброжелательность, грамотная речь
    хорошие навыки устного счета.

  • Монтажник
    Опыт работы на монтаже технологических трубопроводов и оборудования‚ Знание требований техники безопасности. Навыки работы с электроинструментом. Грамотная речь, умение читать чертежи и инструкции. Математические навыки

Итак, кто скажет, какие компетенции, умения требуются в этих профессиях?

Ответ. Грамотная речь, математические навыки, компьютерная грамотность.

– А как себя будут чувствовать новые митрофанушки на рынке труда с теми знаниями, которые имеют?

Ответ. Страна, в которой малообразованное население преобладает, не производит сложных товаров, а как следствие -

  • плохие зарплаты
  • бедность
  • воровство, бандитизм
  • и даже революции

Учитель экономики: Снова рассмотрите раздаточный материал и скажите, какой уровень знаний родного языка и математики должен быть у людей самых высокооплачиваемых профессий?

Ответ. Высокий.

Учитель литературы: К соискателям разных профессий предъявляются следующие требования: быть коммуникабельным, культурным в общении, доброжелательным.

А как ведет себя Митрофанушка?

Ответ.

Учитель экономики: Культура поведения – тоже конкурентное преимущество на рынке труда.

Теперь давайте подведём итоги. Как освоение знаний в школе влияет на будущую жизнь человека, на жизнь страны в целом?

Кто хочет высказать свое мнение?

Ответ.

Учитель литературы: Почему комедия «Недоросль», написанная Д.И. Фонвизиным в 1781(!) году, и сегодня актуальна?

Ответ.

– Д.И. Фонвизин надеялся на то, что придёт время, когда молодёжь будет считать позором бездеятельную жизнь: «Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить», и в результате Россия станет образованной, независимой, духовно богатой, ибо достоинство нации определяется делами её народа. Комедия «Недоросль» – современно звучащее произведение, помогающее нам вести непримиримый бой с ещё встречающимися митрофанушками, простаковыми, скотиниными, которые тормозят экономическое, духовное, культурное развитие России.

Решение кроссворда.

Проверка кроссворда.

Учитель экономики: Кто перечислит ключевые слова по экономике, которые нам сегодня понадобились, когда мы разбирались с мотивацией к учению?

Ответ.

Выставление оценок.

Домашнее задание по экономике: ...

Домашнее задание по литературе: написать эссе «Как я понимаю строки из стихотворения А.С. Пушкина «Послание к цензору»:

Старик превосходный
Невежество казнил
В комедии народной…

Дополнительный материал по литературе:

– Почему отец госпожи Простаковой не хотел, чтобы его дети стали образованными, а сама помещица всё-таки пожелала дать какое-никакое образование своему единственному сыну?

Указом 1714 года Пётр I повелел всем дворянам служить в военной или гражданской службе. Не получившие образования дворяне на службу не принимались, и им запрещалось жениться. «Недорослями» официально называли молодых дворян, ещё не имевших свидетельств об образовании, без которых нельзя было поступить на службу.

– Кому из персонажей комедии «Недоросль» на заявлении написали: «От всякого учения уволить: писано то есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»?

Литература:

  1. Д.И. Фонвизин «Недоросль» – М.: Просвещение, 2011.
  2. В.Я. Коровина «Литература 8 класс» – М.: 2011.
  3. В.С. Автономов «Введение в экономику» – М.: Московский учебник, 2006.
  4. Сборник заданий «Прикладная Экономика» – Чехов: Достижения молодых, 2006. 

Приложения