Сценарий праздника русского языка. 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью…    (А.Н. Толстой)

Цели:

  • Расширять знания о русском языке.
  • Развивать творческое мышление обучающихся.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Пояснение

Данный сценарий предполагает подведение итогов недели русского языка. До заключительного «Праздника русского языка» в классах начальной школы проходили различные творческие конкурсы.  Среди них:
Конкурс каллиграфии (оценивалось чистописание, красивое правописание букв и их соединений).
Конкурс диктантов «Король письма» (оценивалась грамотность письма).  
Творческий конкурс для каждого класса был свой. Задания для первого класса: нарисовать букву в виде предмета или картинки, ребята второго класса придумывали ребусы, третьеклассники находили высказывания великих людей о русском языке, ребята четвёртого класса писали сочинение на тему «Зачем нужно изучать русский язык?»
В ходе праздника активным участникам выдаются жетоны, по количеству которых в конце праздника определяется «Знаток русского языка».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 2. Сегодня на нашем празднике русского языка вы узнаете много нового о явлениях и тайнах русского языка, попытаетесь стать артистом «Театра одной буквы» и доказать нам всем, что вы знаете русский язык на «5».
Итак, в нашей программе Новости русского языка.

Ведущий 1. Новость первая. Знаете ли вы, что в старину всех чужеземцев называли немцами, даже если они были другой национальности? Русский человек считал, что немец – тот, кто говорит непонятно, немой для русских людей.

Ведущий 2. Новость вторая. Букву «эФ» называют буквой-бездельником. В славянской азбуке было две буквы «фита» и «ферт», которые обозначали один звук «ф». Сейчас вы можете увидеть, что в русском языке очень мало слов с чистым звуком «Ф»: ФИ, УФ, ФЫРКНУТЬ, ТЬФУ.

Ведущий 1. Новость третья. Самым древним знаком препинания является точка. Её можно встретить в памятниках древнерусской письменности 15-го века. Раньше точка ставилась посреди строки, а не внизу. Самым распространённым знаком препинания в русском языке является запятая. Слово произошло от запяти(ся), что означало  «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться».

Ведущий 2. Новость четвёртая. Знаете ли вы, что в городе Ульяновске в 2005 году установили памятник букве, которая сейчас постепенно исчезает из печати? Это памятник букве «Ё». Первый автор, который использовал в своём творчестве эту букву, был Николай Карамзин, а Ульяновск – город, в котором он родился.

Ведущий 1. Все вы, ребята, знаете рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблёве. Один из таких рассказов под названием «Фантомас» нам исполнят ребята.

Сценка по мотивам рассказа Виктора Драгунского «ФАНТОМАС»

Мальчик: Однажды наши ребята во дворе посмотрели фильм «Фантомас». И решили пугать жителей дома разными записочками. Ну например…
(мальчик прикрепляет магнитом на доске записку: «Бириги сваю плету! Она ща как подзарвется!», читая её текст)
А в подъезде как раз старый учитель жил. Худой и высокий. Очень на кол был похож. Досталось и ему.
(мальчик прикрепляет на доске записку: «Кол, а Кол! Фкалю ф тибя укол!». Читает текст.)
Учитель (читает): Так…(Качает головой). Исправлю-ка я ошибки. Единица! (Обращается к зрителям в зал). Кому бы ты ни писал, нельзя писать на таком грязном, облезлом обрывке бумаги. И еще: советую повнимательней заняться грамматикой.
Мальчик: А я ему так напишу: «ПЛЕВАЛ Я НА ГРОМАТИКУ!»
(мальчик прикрепляет на доске записку)
Учитель (читает, потом обращается в зал): Бумага значительно чище. Хвалю. Совет: кроме заучивания грамматических правил, развивай в себе еще и зрительную память, память глаза, тогда не будешь писать «громатика». Ведь в прошлом письме я уже употребил это слово. «Грам-мати-ка», две «эМ». Надо запомнить. Пока единица!
Мальчик: А однажды в классе у нас был проверочный диктант. Там были подобраны самые трудные слова со всего света. Например, «Мы добрались до счастливого конца». Кто-то написал: «Мы добрались до щасливого конца», а кто-то – «до щесливого конца». И только я написал диктант неплохо. А вечером мне пришлось взять большой белоснежный лист бумаги и на нем написать:
Спасибо тебе, Кол!
У меня по русскому тройка!
Первый раз в жизни. Ура!
Уважающий тебя
Фантомас!
Учитель: Молодец! Так держать!

Ведущий 2. Мы с вами убедились, как знают русский язык Денис Кораблёв и его друзья, теперь настала пора, узнать, кто же у нас знает русский язык хорошо и может ответить на Вопросы-головоломки. В конце праздника мы подведём итоги и узнаем Знатока русского языка. Сейчас прозвучат лёгкие вопросы.

1. Какую строчку нельзя прочитать? (Строчку, сделанную на швейной машине).
2. Сколько букв в современном алфавите? (33)
3. С помощью чего человек выражает свои мысли? (Слов)
4. Благодаря кому появился первый славянский алфавит? (Благодаря братьям Кириллу и Мефодию)
5. Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Расписка)
6. Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка)
7. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)

А теперь мы все станем участниками «Театра одной буквы». Задание: изобразить букву. Давайте все встанем и изобразим сначала букву «О», потом «Я», а потом «М». У кого получится интереснее?

Ведущий 1. Мы немного отдохнули, настала пора Вопросов-головоломок. Это трудные вопросы, решая которые, сначала подумайте, а потом отвечайте.

1.Что значит «идти гуськом»? (Идти друг за другом, след в след)
2. У поэта есть такая строчка: «Вьётся белая позёмка». А что такое «позёмка»? (Низовой ветер, ветер по земле)
3. Суффиксы, так же, как и слова, имеют значение. Например, суффикс -арь имеет значение принадлежности к профессии (звонарь, аптекарь). Давайте попробуем подобрать синонимы с суффиксом –арь к словам и словосочетаниям: 1) врач (лекарь), 2) народный целитель (знахарь), 3) хлебороб (пахарь), 4) хлебопёк (пекарь), 5) средневековый воин (рыцарь), 6) работник библиотеки (библиотекарь).
4. Можете ли вы назвать существительное, обозначающее неодушевлённый предмет с эти же суффиксом? Подсказка: вспомните, по какой книге вы учились читать? (Букварь)
5. В русском языке есть два похожих слова: «колоб» и «колобок». Как вы думаете, что эти слова обозначают? (Колоб – большой хлеб в виде шара, колобок, или колобышек/колобушек – это небольшие шары из теста).
6. Подумайте, как во времена М. В. Ломоносова могли называть восклицательный знак, чёрточку, скобки? Какой знак вместительный, какой – удивительный, а какой знак препинания могли назвать единительный? (Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку – единительным, а скобки – вместительным.)
7. Как вы считаете, являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка? (Гимн – торжественная песня – символ, гимназист – учащийся гимназии, гимнаст – спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка – верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными)

Ведущий 1. Звуковой конкурс. Давайте теперь попробуем слова на язык. А для этого приглашаются желающие прочитать правильно и чётко стихотворение М.Яснова «Шумный лес».

Что у нас на букву ш?
Это шишка шлёпнулась, шурша.
Шмель и шершень
Шустро шарят в кашке.
Шебаршат в шиповнике букашки.
Что у нас на букву ш?
Шум и шорох возле шалаша.
Ну а если полон рот морошки –
Шыроежки и шороконожки!

Ведущий 2. Подведём итоги недели русского языка. Что такое русский язык без красивого написания? Конкурс каллиграфии. Пришла пора узнать результаты, чьи тетради самые красивые, самые аккуратные.
У нас проводился ещё один конкурс диктантов «Король письма».  Вот как мы оценили ваши работы.
Творческий конкурс для каждого класса был свой. Для первого класса: нарисовать букву в виде предмета или картинки, ребята второго класса придумывали ребусы, третьеклассники находили высказывания великих людей о русском языке, ребята четвёртого класса писали сочинение на тему «Зачем нужно изучать русский язык?» Итоги по конкурсам.
А закончить наш праздник мы предлагаем вопросом. Ребята, как вы думаете, зачем же русскому человеку нужно знать свой язык, он же его уже знает? (отвечают все желающие).
Теперь пришла пора определить «Знатока русского языка» (победитель определяется по количеству жетонов, полученных за игру).

Презентация