Коррекционно-развивающая работа по физическому воспитанию с детьми с нарушением интеллекта

Разделы: Коррекционная педагогика


Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, требующая от работы педагога по физическому воспитанию использования широкого спектра приемов, средств и методов в достижении положительной динамики коррекции нарушений двигательной сферы для развития оптимального уровня физической подготовленности.

Своевременность коррекции имеющихся и профилактика возможных нарушений играет огромную роль в образовательном процессе.

Характерной особенностью детей с недостатком интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Специфика физического воспитания выражается в том, что обеспечение оптимального физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам осуществляется в единстве с решением основных задач физического воспитания и одновременно с решением коррекционных задач путем преодоления или ослабления недостатков физического развития и нарушений моторики:

  • оздоровительно-профилактических;
  • лечебно-восстановительных;
  • двигательно-коррекционных, включающих:
    • формирование двигательного базиса движений;
    • строгую последовательность упражнений.

Решение перечисленных задач создает условия для коррекции двигательных нарушений и, как следствие, развития двигательного анализатора, устранения дефектов телосложения [2].

Цель: создание условий для эффективного решения педагогических задач по реализации направлений (инновационных подходов) коррекционно-развивающей работы в образовательном процессе по физическому воспитанию с детьми с нарушением интеллекта.

Задачи.

1. Систематизировать и расширить объем знаний в области применения здоровьесберегающих и коррекционно-развивающих технологий.

2. Определить специальные методические приемы, содействующих активизации умственной деятельности детей, коррекции недостатков моторики.

3. Обобщить собственный практический опыт работы с детьми с нарушением интеллекта.

Направления коррекционной работы по физическому воспитанию, реализуемые в нашем ОУ:

  1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях: диагностика, тестирование, медицинское обследование, обеспечивающие формирование умения адекватно оценивать свои силы, понимать соответствие и интенсивность физической нагрузки.
  2. Коррекция недостатков зрительного восприятия: зрительная гимнастика.
  3. Развитие устойчивости внимания, памяти, мыслительных операций: подвижные игры, изменение пространственных характеристик, словесная регуляция движений (развитие познавательных возможностей средствами физической культуры).
  4. Межличностное взаимодействие: упражнения в парах, взаимопомощь, подвижные и спортивные игры, соревновательная деятельность.
  5. Способность управлять своими движениями: коррекция зрительно-пространственной ориентации, вестибулосенсорных реакций; коррекция мелкой моторики рук.

Ценность использования предлагаемых коррекционных средств заключается в том, что эти упражнения побуждают учеников к активной умственной деятельности:

  • восприятие как самих движений, так и результатов движений;
  • установление причинно-следственных связей между характером движения и его результатом = > вносить соответствующие коррективы для совершенствования последующих движений.

и содействуют не только развитию функции двигательного аппарата, но и совершенствуют нервно-психические процессы, при помощи которых осуществляется целесообразная организация двигательных действий у детей с нарушением интеллекта.

Для успешной работы в развитии познавательной самостоятельности детей необходимо создание эмоционально-стимулирующей среды, обеспечение близкой и понятной мотивации деятельности, создание ситуации успеха. Основным побуждающим мотивом детей к занятиям физическими упражнениями является спортивный результат. Главное – соединить в упражнениях эффективность и простоту выполнения, подобрать такие двигательные действия, чтобы они дали быстрый результат и чтобы на освоение данных упражнений уходил минимум времени (перепрыгивание с минимального расстояния, спрыгивание с минимальной высоты, страховка в висах и на высоте).

Внутренняя мотивация к занятиям возникает тогда, когда ребенок испытывает удовлетворение от самого процесса выполнения упражнений, а точнее, от их правильного, технически верного выполнения [1].

У детей одного класса нашего ОУ наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень психического, физического и интеллектуального развития. Реализация оздоровительно-развивающего и коррекционного воздействия выстраивается через составление (создание) индивидуальной траектории саморазвития.

Используемая система – исходный критерий для дальнейшего отслеживания динамики физического развития, основана на определении потенциальных возможностей ребенка, “зоны его ближайшего развития”. Результаты диагностики показателей физической подготовленности служат точкой отсчета для подбора оптимального содержания, средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия.

Метод сравнения индивидуальных показателей (сравнение собственных достижений) – в беге, прыжках, метании, равновесии – позволяет оценивать состояние моторики не только по отдельным показателям, но и по объективным результатам выполнения целостных произвольных двигательных действий, в которых проявляются как собственно двигательные функции детей, так и психологические, интеллектуальные процессы, связанные с произвольной регуляцией движений.

Данная методика позволяет получить качественный анализ особенностей физического развития ребенка с нарушением интеллекта [4].

Для достижения поставленных условий и положительных результатов работы по физическому воспитанию считаю целесообразным использование следующих специальных методических приемов, эффективно содействующих активизации умственной деятельности, коррекции недостатков моторики и соответствующих возможностям учеников:

  1. Приемы, направленные на восприятие учениками собственных достижений и их дифференциацию (изменение темпа, направления, амплитуды и усилия движения).
  2. Приемы, побуждающие учеников к самооценке своих достижений (сравнение, выявление ошибок, накопление двигательного опыта).
  3. Приемы, содействующие развитию регулирующей функции речи в двигательных действиях (повторение терминов, называть выполняемые задания, подсчет). Способствуют развитию познавательных возможностей средствами физической культуры.

Речь обладает мощным коррекционно-развивающим эффектом, контролируя деятельность психических процессов и активизируя в сознании ребенка ход и результат его действий. Таким образом, дети начинают ощущать неразрывную связь между словами, объясняющими технику выполнения движений, зрительным образом и мышечным ощущением.

У каждого ребенка имеется свой потенциал развития, на который педагог может опереться при выстраивании личностно-ориентированного взаимодействия:

  • развивающее взаимодействие начинается с эмоционального контакта, способствующего созданию определенного положительного настроя, формированию уверенности в своих силах, возможностях;
  • умения преодолевать препятствия, самостоятельно выбирать способ действия в зависимости от условий [3].

Создание эмоционально-стимулирующей среды, системность использования здоровьесберегающих технологий позволяют мне оптимально организовать образовательный процесс по физическому воспитанию, способствуя формированию и устойчивости мотивационных установок к самореализации, тем самым, решая задачи коррекционно-развивающего воздействия на двигательную сферу детей с нарушением интеллекта.

Литература

  1. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991.
  2. Игнатова Л.В. Волик О.И. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Маслюков А.В. Развитие координационных способностей у школьников. М.: Чистые пруды, 2008.
  4. Якубович М.А. Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: Пособие для учителя. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2006.