Урок русского языка по теме "Приставка". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Эпиграф к уроку:  «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

К. И. Чуковский

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны:

  • знать основные морфемы, в том числе приставку;
  • уметь выделять их в слове.

Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.

Приложение 1. Слайд 2

Цели:

  • уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
  • показать роль приставок в образовании слов;
  • учить выделять приставки, определять их значения.

 Задачи:

  • Образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,уметь выделять их в слове;
  • Развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Учитель: Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я люблю учиться.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
У меня сегодня всё получится.
Я начинаю учиться.

Слайды 3,4

Сегодня на уроке вас встречают  следующие слова:  настроение – вера в себя – результат. Ответьте мне, формулой  чего является ряд этих слов? (формулой удачи)  Учащиеся рассуждают, почему эти понятия являются формулой удачи.

– Ребята, я надеюсь, что на сегодняшнем уроке удача будет нам улыбаться.

2. Проверка домашнего задания

Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока.

3. Изучение  нового материала

Учитель: Ребята,  всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения –  из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла –  «смыслиночку».
Вопрос классу: как называются эти «кирпичики», из которых состоит слово? (Морфемы)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой  морфемой, название   которой вам уже известно.    Слайд 5
В  данном тексте (текст распечатан)  найдите все слова с приставками и разберите  их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить  тему и  цель нашего урока.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии.
Они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал
веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия  « … – ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.) 

Вывод: приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать.

Наблюдение над теоретическим материалом учебника.

4. Закрепление темы

Слайд 6

Задание 1. На доске написаны слова: с-, вы-, пере-: давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.

(Учащимся 1 группы предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).

Ответ учащихся:  Образовать с помощью приставок глаголы.

 Оценивают работу в рабочей карте урока.

Слайд 7

Задание 2 (2 группа). Определите, из каких морфем состоит  слово? Все ли они участвуют в образовании слов?  Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу.

Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка – образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Оценивают работу в рабочей карте урока.

Слайд 8

Задание 3 (3 группа) (развитие умений определять значение приставки) – работа по группам. Выпишите слова со значением:

1) лишённый чего-то,
2) покрытая чем-нибудь сплошь,
3) пространство, находящееся позади чего-то. Обозначьте приставки.

Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.

Оценивают работу в рабочей карте урока.

Физкультминутка

Учитель: Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.

Слайд 9

Задание 4 (всему классу) Игра «Составь слово».

Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.

Обговорить – приставка
Думать – корень                                                          Обдумать 
Читать – суффикс
Петь – окончание

Словарная работа. Запишите  слова, помещённые в рамке на с. 157-158, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго – с суффиксом: грамотный, паркет.
(безграмотный, неграмотный, паркетный).

Слайд 10

Задание 5 (4 группа) Занимательная лингвистика.

Выпишите слова:

а) с приставкой подо-;
б) с приставкой под-;
в) с приставкой по-;
г) без приставки.

Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать;
б) подосиновик, подоконник;
в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник;
г) подовый).

Оценивают работу в рабочей карте урока

5. Рефлексия

Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и  в тетрадях для правил появляется запись:

Слайд 11

1. Вижу и выделяю все морфемы.
2. Среди морфем выделяю приставку.
3. Знаю, что приставка – это значимая часть слова.
4. Приставка образует новые слова.
5. Знаю, что приставки имеют различные значения.

Учитель: Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером.

Оцените  устные ответы в рабочей карте урока.

– Довольны ли вы тем, как прошел урок?
– Было ли интересно?
– Были ли вы активны?
– Было ли трудно?
– Сумели ли вы показать свои знания?

Слайд 12

Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока.

Слайд 13

6. Дифференцированное домашнее задание

– Те, кто не выполнил какое-либо из предложенных заданий, дорабатывают дома. Нарисуйте, каким вы представляете Приставку и расскажите о её жизни. Письменно выполните упражнение 406 учебника.

Слайды 14, 15

– Всем спасибо за урок! Удачи!