Урок информатики и ИКТ "Вложенные ветвления"

Разделы: Информатика


Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Закрепить знания о разветвляющемся алгоритме.
  • Сформировать понятия о вложенных ветвлениях и способах их записи на языке Паскаль.
  • Применить полученные знания при решении задачи на компьютере.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность учащихся.

2. Мотивационно-ориентировочный этап

Презентация к уроку для интерактивной доски SMART <Приложение 1>.

Учитель задает вопросы

– Какой алгоритм называется разветвляющимся?

Учащиеся отвечают: Алгоритм, в котором та или иная серия команд выполняется в зависимости от истинности некоторого условия, называется разветвляющимся.

– Как изобразить полное ветвление с помощью блок-схемы?.

Учащийся рисует на доске схему полного ветвления:

– Запишите правило записи условного оператора».

Учащийся выходит к доске и записывает:

if <условие> then begin
                   <операторы>
                   end
                   else begin
                   <операторы>
                   end;

Учитель задает задачу: «Даны два числа. Сравнить числа». – (слайд 3).
– Давайте составим протокол выполнения программы, решающей эту задачу.
На экране должно появиться приглашение к вводу чисел: «Введите два целых числа». Пользователь может ввести любые числа, например, 36 и 54. Программа должна вывести на экран результат: «Первое число меньше второго».
– Какой еще может быть вариант?
Учащиеся отвечают: «Пользователь может ввести числа 54 и 36. Тогда программа должна вывести на экран «Первое число больше второго».
– Все ли варианты предусмотрены?
– Числа могут быть равными.
– Алгоритмическая структура ветвление имеет только две ветки, а у нас три варианта, как же быть?
Учащиеся могут предложить три способа решения проблемы:
– Может быть, есть другая структура, где больше двух веток?
– Надо структуру использовать два раза.
– Можно три раза использовать неполное ветвление.
Учитель предлагает остановиться на втором предложении, сказав, что и первое тоже верно, но будет рассмотрено на другом уроке, третье предложение тоже приведет к правильному результату, но не является лучшим способом решения проблемы.
Учитель предлагает нарисовать блок-схему вложенного ветвления. (слайд 4).

– А теперь нарисуем блок-схему для нашей задачи. (слайд 5).
– Как записать условный оператор для вложенного ветвления?
Учащийся выходит к доске и составляет оператор из двух заготовок на доске.
Учитель предлагает записать учащимся самостоятельно решение задачи. Через 5 минут – самопроверка.

program sravnenie;
var a,b: integer;
begin
write('Введите два числа');
readln(a,b);
if a>b then write ('первое больше второго')
                   else
                        if a<b then write ('первое меньше второго')
                          else write ('числа равны');
end.

3. Операционно-исполнительский этап. Практическая работа на компьютере. <Приложение 2>

Учитель: Вам предлагается выбрать вариант по степени сложности.

Учащиеся выполняют свой вариант на компьютере.

4. Подведение итогов

Учитель сообщает о выборе вариантов работ учащимися, проверяет их работы, спрашивает результат самооценки  и выставляет оценку за урок каждому ученику. 

5. Домашнее задание

Выполнить задачи на компьютере. Файлы сдать в электронном виде.