Детская школа искусств – социокультурный центр и школа личностного успеха (из опыта работы ДШИ № 2, г. Новый Уренгой)

Разделы: Администрирование школы


В современном российском обществе художественное образование является национальным достоянием. Уникальная трехуровневая образовательная система школа – училище – ВУЗ позволяет сохранить достижения российской культуры на высочайшем уровне и обеспечить качественную и полноценную подготовку специалистов в этой области.

Первый уровень системы - музыкальные, художественные школы, школы искусств - фундамент и необходимая база всего будущего профессионального образования. Именно на этом, раннем этапе выявляются творческие способности, склонности, интересы, определяется степень дарования, происходит ранняя профессионализация детей в разных областях искусства.

Создание  образовательного   пространства,  способствующего   достижению  качественного   художественного  образования, является важнейшей миссией Детских школ искусств. Но, учитывая тот факт, что во многих населенных пунктах (в малых городах, сельской местности, северных городах) музыкальные и художественные школы являются одними из немногих очагов культуры, они должны выполнять еще одну миссию - создание общекультурного пространства города или региона, в которое будет вовлечено наибольшее количество людей разных социальных групп.

Очевидно, что уже давно назрела необходимость совершенствовать структуру и содержание деятельности ДШИ, которая должна представлять из себя новую модель – модель ШКОЛЫ и КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА – модель, которая способна синтезировать образовательную, просветительскую и досуговую деятельность.

Современное российское общество требует формирования ярко индивидуальной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.

Сформировать такую личность помогает концепция деятельности школы - “Школа личностного успеха”.

Для эффективной работы школы в рамках данной концепции необходим ряд условий:

1. Наличие здорового ребенка.

2. Наличие мотивированного родителя.

3. Наличие высокопрофессионального специалиста-педагога, обладающего широким спектром профессиональных компетенций, владеющего современными технологиями, в арсенале которого как традиционные, так и инновационные методики обучения.

4. Наличие единой, сплоченной команды: руководитель – педагог-родитель.

Наиболее действенной моделью обучения “Школы личностного успеха” является личностно-ориентированная модель, которая предполагает максимальное соответствие форм и методов работы педагога индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Опираясь на лучшие достижения педагогики и психологии, основываясь на собственных педагогических принципах, выработанных и апробированных в процессе работы, педагог должен постоянно корректировать свою методику в соответствии с возрастными, психологическими, поведенческими, креативными изменениями, происходящими в развитии личности ребенка.

Личностно-ориентированная модель обучения предполагает переход от педагогики требований к педагогике сотрудничества. Необходимо выстроить такой стиль отношений, при котором ребенок может проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность и творчество. Отсутствие живого диалога между учеником и учителем, узкая направленность педагогических функций (информирующая, контролирующая и оценивающая), однообразие в формах и методах обучения – все это делает учебный процесс малоинтересным, неплодотворным и блокирует развитие творческой одаренности.

Технологический арсенал личностно-ориентированной модели обучения необычайно широк: технология индивидуального обучения, разноуровневого обучения, исследовательского обучения, модульного обучения, технология саморазвития, технология сотрудничества и т.д.

Поиски оптимальных методов обучения, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям каждого ребенка – это есть творчество педагога, его творческая лаборатория, в которой рождаются и апробируются методические приемы, оттачивается педагогическое мастерство.

Степень успешности профессиональной деятельности педагога зависит от многих составляющих: от уровня его культуры, от духовно-нравственного начала, от способности к творческому самосовершенствованию, от характера мотивации педагогической деятельности.

Критериями эффективности деятельности ДШИ как “Школы личностного успеха” являются:

1. Наличие поступающих в средние и высшие учебные заведения.

2. Наличие стипендиатов Главы города, Губернатора округа, Министерства культуры, Министерства науки и образования.

3. Участие в престижных конкурсах и фестивалях.

4. Участие в социально значимых культурных мероприятиях города, ЯНАО и России.

Статистика ДШИ № 2 г. Новый Уренгой:

1. Обучение в профильных учебных заведениях.

Выпускники ДШИ № 2 поступают и успешно обучаются в средних и высших учебных заведениях в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Владимир, Сургут и др.

  • В Санкт-Петербургской консерватории в разные годы учились Краско Юлия (ныне работает преподавателем в ДШИ № 2 по классу аккордеона), Куртева Евгения (закончила композиторское отделение), Харченко Оксана (работала в Мариинском театре в оперной труппе), Вагина Элина (в настоящее время обучается на 4 курсе композиторского отделения).
  • В Московской консерватории по классу альта обучается Чхаидзе Илья.
  • В Нижегородской консерватории в настоящее время проходит ассисентуру-стажировку Базуева Татьяна.
  • Закончила вокальное отделение Уральской консерватории Зуева Лидия.
  • В Российскую Академию культуры им. Гнесиных поступила Мурашова Алина (народный вокал).
  • В ССМШ при Казанской консерватории учатся Томанова Елизавета (класс Народного артиста Татарстана Р.Урасина) и Ахметова Зифа (в ДМШ академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского обучается Колесникова Вероника (6 класс, скрипка).

2. Участие воспитанников МБОУ ДОД ДШИ № 2 в значимых городских, окружных, международных культурных мероприятиях:

  • 2010 год – презентация межрегионального благотворительного фонда “Новые имена” (Томанова Е., Вагина Э.);
  • 2011 год – Гала-концерт “Молодые дарования ЯНАО” в одном из лучших концертных залов Москвы – в Международном доме музыки (Образцовый детский хор “Сияние”, Кононенко А., Томанова Е., Вагина Э.);
  • 2011, 2012 гг. – выпуск дисков “Играют молодые дарования Ямала, лауреаты международных конкурсов”:
  • фортепианный дуэт Е.Томанова - Э.Вагина,
    Э.Вагина (композиция),
    А.Кононенко (народный вокал),
    Образцовый детский хор “Сияние”;

  • 2012 год - Гала-концерт “Молодые даровании Ямала” (г.Салехард) и гастрольный тур по городам ЯНАО (Детский образцовый хор “Сияние”, Е.Томанова, А.Кононенко, З.Ахметова);
  • 2013 год – Фестиваль городов-партнеров (Россиюв г.Касселе представляла Е.Томанова с сольной программой);
  • 2013 год – профессиональные съемки тематических передач на TV “Импульс”: “История одного шедевра”, “Романтическая музыка” (П.Пшегорская, Е.Томанова);
  • 2014 год - Гала-концерт “Молодые даровании Ямала”, г.Новый Уренгой (Томанова Л., Ахметова З., Детский образцовый хор "Сияние")
  • 2014 год – Концерт Сводного детского хора России в Государственном академическом Мариинском театре г. Санкт - Петербург в сопровождении симфонического оркестра под руководством В.Гергиева (Детский образцовый хор “Сияние”);
  • 2014 год – Закрытие ХХII Олимпийских игр в Сочи (Детский образцовый хор “Сияние” и И.Чхаидзе в составе Всероссийского юношеского оркестра под управлением Ю. Башмета)

3. Участие в конкурсах

В настоящее время конкурсно-фестивальное движение активно развивается и расширяется по всему миру, являясь важной составляющей культурной жизни общества. Фестивали и конкурсы становятся частью жизни не только крупных музыкальных столиц, но также малых городов и поселков. Как одна из форм культурной деятельности, конкурсы выявляют таланты и дают возможность для их творческого роста, формируют культурный образ города или региона, способствуют интеграции различных национальных культур. Хотя в среде профессиональных музыкантов отношение к детским конкурсам отнюдь не однозначное. Одни считают, что конкурсы не способствуют музыкальному развитию ребенка. “Конкурсный ребенок” - это всего лишь результат дрессировки и выработки исполнительской сноровки. Очень высока степень “морального травматизма” ребенка. Другие считают, что конкурс – это мощный стимул к занятиям, это возможность проверить способности ребенка и раскрыть их новые грани.

Конкурсы можно разделить на две группы: конкурсы-фестивали и конкурсы-соревнования.

1)  Конкурсы-фестивали. Таким конкурсам не свойствен соревновательный момент, отсутствует жесткая конкуренция. Конкурс больше похож на праздник. Показательна цитата из Положения XIV Международного конкурса им. Ю.Зарембского “Ломянки-Изабелин-Варшава 2014”: “Конкурс не претендует на роль музыкального центра, где устанавливаются “конкурсные рекорды”, скорее конкурс направлен на поддержку идеи любви к музицированию в атмосфере спокойствия и преданности музыке…. Мы хотели бы, чтобы само участие в конкурсе стало для молодого артиста желаемым вознаграждением и помогло в творческих поисках своего назначения в мире музыки….”

2) Конкурсы-соревнования рассчитаны не на поощрение, а на выявление наиболее ярких исполнителей. Эти конкурсы, как правило, имеют более одного тура, сложные конкурсные требования, большое денежное вознаграждение, транслируются по телевидению, входят в Ассоциацию музыкальных конкурсов России.

Учащиеся ДШИ № 2 принимают активное участие в конкурсах-фестивалях, география которых очень широка: Россия, Германия, Австрия, Италия, Франция, Испания, Бельгия, Чехия, Болгария, Литва.

Большим количеством Лауреатов и Дипломантов сейчас никого не удивишь. И, тем не менее, это – достижение школы, гордость школы, т.к. каждый конкурс, какого бы уровня он не был – это труд, труд ученика, педагога, это дополнительные часы занятий, эмоциональное напряжение, это совместные усилия родителей, педагогов и администрации школы. Многочисленные достижения учеников – это престиж и имидж, который позволяет школе занимать в городском образовательном пространстве не последнее место.

И все же уровень школы определяет не общее количество лауреатов и дипломантов, а участие в профессиональных конкурсах соревновательного плана. Юные дарования ДШИ № 2 принимали участие и становились Лауреатами и Дипломантами в Международном телевизионном конкурсе “Щелкунчик”, Всероссийских Дельфийских игах, в Международном конкурсе им. Д.Шостаковича (Москва) – 2 тура (второй тур – фортепиано с оркестром),во Всероссийском конкурсе исполнителей народной песни им. Л.Руслановой (г.Саратов), в Международном конкурсе “Брат и сестра” (Санкт-Петербург), в Международном конкурсе им. Г.Свиридова (Санкт-Петербург), в Международном конкурсе “Музыкальное искусство и образование” (Москва), Всемирных хоровых олимпиадах в Гратце (Австрия) и Бремене (Германия) и др. Многие из перечисленных конкурсов входят в Ассоциацию международных конкурсов России.

4. За высокие достижения в области культуры и искусства самые талантливые ученики ДШИ № 2 ежегодно награждаются стипендиями различных уровней, среди которых: стипендии Главы города Новый Уренгой, Губернатора Ямало - Ненецкого автономного округа, Министерства культуры РФ (Всероссийский конкурс “Молодые дарования России”), Министерства науки и образования РФ, Российского фонда культуры, Всероссийской Общественной программы “Надежды России”. Учащиеся ДШИ № 2 имеют в своей копилке победу в смотре юных дарований Общероссийского конкурса “Лучший преподаватель ДШИ” в рамках Мега - проекта “Одарённые дети и молодёжь - 2014”, Медаль Парламента Евросоюза, Медаль Сената Республики Италия, медаль М.Ломоносова.

Детская школа искусств № 2 может по праву считаться Школой личностного успеха для одаренных детей. Но также это Школа личностного успеха и для их талантливых наставников. В ДШИ работает 36 преподавателей и специалистов, имеющих профессиональное образование и высокий уровень квалификации.

За большой вклад в развитие культуры преподаватели школы награждены:

  • 1 человек - Медалью ордена “За заслуги перед Отечеством II степени”
  • 1 человек - Медалью ордена “За заслуги перед Отечеством I степени”
  • 4 человека - Благодарностью Министра культуры РФ
  • 1 человек - Почетной грамотой Министерства культуры РФ
  • 2 преподавателя - Благодарственными письмами Законодательного собрания ЯНАО
  • 4 преподавателя - Благодарственными письмами, Почетными грамотами Губернатора ЯНАО
  • 3 преподавателя - Благодарственными письмами Государственной Думы ЯНАО
  • 5 преподавателей - победители окружного конкурса на получение премии лучшим педагогическим работникам образовательных учреждений культуры и искусства ЯНАО
  • 2 преподавателя - обладатели знака за вклад в развитие и сохранение культуры ЯНАО “Серебряная гагара”
  • Т.В.Томанова - победитель III Общероссийского конкурса “Лучший преподаватель детской школы искусств - 2011г.” (учредитель - Министерство культуры РФ) и Общероссийского конкурса “Лучший преподаватель ДШИ” в рамках Мега - проекта “Одарённые дети и молодёжь – 2014 г.”, Заслуженный работник культуры ЯНАО

Преподаватели школы принимают активное участие в окружных конкурсах методических работ “Методист года”, во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, в Окружных педагогических Академиях, в научно-практических конференциях и Международных музыкальных конкурсах.

Многогранная деятельность творческого коллектива ДШИ № 2 была высоко оценена на Окружном и Всероссийском уровне.

Детская школа искусств № 2 - победитель:

Окружного конкурса проектов “Школа года – 2006” г. Салехард,

Всероссийского конкурса на участие в издательском проекте “Детские школы искусств – достояние Российского государства” 2007г. г. Москва,

Ежегодного Национального Реестра “Ведущие учреждения культуры России” 2012 г.,

III Окружного конкурса образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства “Школа года – 2011”, г.Салехард.

Создание условий эффективного обучения и развития одаренных учащихся для дальнейшего получения ими профессионального образования в сфере искусств – не единственная миссия ДШИ. Создание современного открытого КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА, осуществляющего систематическую просветительскую и досуговую деятельность – еще одна важнейшая миссия школы.

Основными задачами такого центра являются:

  • удовлетворение духовных потребностей и повышение качества организации культурного досуга жителей города через организацию концертной деятельности учащихся и педагогов ДШИ;
  • проведение массовых мероприятий музыкально-эстетической направленности;
  • организация совместных проектов с учреждениями образования, культуры и здравоохранения;
  • пропаганда и сохранение традиций семейного и коллективного музицирования;
  • организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи.

Для успешной деятельности ДШИ как культурного центра необходимы следующие условия:

  • наличие высокопрофессионального творческого коллектива во главе с талантливым руководителем, обладающим реактивностью, мобильностью, умеющим чутко воспринимать культурные потребности современного общества и быстро реагировать на все изменения, умеющим предвидеть и прогнозировать краткосрочные и долгосрочные результаты деятельности педагогического коллектива школы, поощряющим творческие поиски и эксперименты;
  • наличие разносторонне талантливых педагогов, способных быть режиссерами, сценаристами, постановщиками, организаторами, и даже массовиками-затейниками;
  • хорошая материально-техническая база (наличие концертного зала, музыкальных инструментов, аппаратуры, костюмов, библиотек, фонотек и т.д.).

Критериями эффективности деятельности ДШИ как социокультурного центра являются:

  • пролонгированность творческих проектов (ежегодная реализация);
  • инновационность научно-методической базы;
  • наличие системы социального партнерства (с библиотеками, домами творчества, дворцами культуры, музеями, общеобразовательными школами, дошкольными учреждениями, культурными творческими объединениями и т.д.);
  • количественный охват населения различных социальных групп (детей дошкольного и школьного возраста, молодежи, людей с ограниченными возможностями, пенсионеров и т.д.).

Одним из ключевых направлений деятельности ДШИ № 2 является просветительская и досуговая деятельность. С 2003 года школа работает по модели КУЛЬТУРНОГГО ЦЕНТРА или ШКОЛЫ-ФИЛАРМОНИИ. До 2003 года культурные мероприятия носили разовый характер, а с 2003 года проектная деятельность оформилась в определенную структуру (был создан художественный совет, назначены руководители проектов, определены участники проектов), появилась система планирования и отчетности.

Структура деятельности социокультурного центра ДШИ № 2 состоит из нескольких блоков:

Имиджевые мероприятия ДШИ № 2

  1. Открытие творческого сезона.
  2. Вечер новогодних премьер.
  3. Закрытие творческого сезона с вручением премии “Золотая нота”.

Участие в городских мероприятиях

  1. Презентации выставок.
  2. Музыкальное оформление городских конкурсов.
  3. Торжественные приемы высоких гостей.
  4. Праздники, приуроченные к памятным датам.

Арт-проекты

  1. Творческие образовательные проекты, рассчитанные на подготовленную аудиторию (Проекты “Музыкальная гостиная”, “Академия современной музыки”, “Музыкальные мастерские”).
  2. Творческие проекты культурно-развлекательного плана для организации досуга жителей города (Проекты “Милосердие”, “Art-bebi”, “Маленькая Академия”).
  3. Творческие проекты духовно-нравственного направления (Проекты “Уроки мужества”, “От сердца к сердцу”).
  4. Творческие проекты совместно с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и др. (Проекты “Городская детская филармония”, “Горенка книгочеев”, “Художественный салон”, “Воспитание искусством”).

ART-BEBI - многосоставной проект, включающий:

  1. Цикл театрализованных музыкально-познавательных концертов для самых маленьких горожан и их родителей, который называется “Маленькая Академия” (в настоящее время “Маленькая Академия” стала частью Детской городской филармонии, которая проводится по инициативе Департамента образования г.Новый Уренгой).
  2. Выездные концерты в детские сады города (проектом охвачено 9 детских садов).
  3. Лекторий для родителей.

За период с 2003 по 2014 год было проведено около 160 мероприятий, 9574 человека (самые юные новоуренгойцы и их родители) посетили концерты и спектакли в рамках данного проекта.

Еще один проект является базовым проектом-долгожителем – “Милосердиe”.

В 2003 году школа впервые приняла участие в конкурсе социально-значимых проектов “Юкос”. Победителем конкурса школа не стала, но проект оказался жизнеспособным. Проект направлен на работу с детьми с ограниченными возможностями. В рамках проекта предполагалось создать и реализовать постоянно действующую систему оказания нравственной, духовной помощи детям-инвалидам. Для юных музыкантов участие в мероприятиях такого проекта является важным воспитательным моментом. Это школа милосердия, сострадания, любви и внимания к тем, кто в силу разных обстоятельств оказался в сложной жизненной ситуации.

За период с 2007 года (когда мероприятия стали проводиться систематически) по 2014 год было проведено более 60 мероприятий, слушателями стали 2700 детей с ограниченными возможностями.

Из имиджевых проектов нужно особо выделить Закрытие творческого сезона с вручением премии “Золотая нота”. Администрацией школы разработано положение профессионального конкурса “Золотая нота” по нескольким номинациям: Лучший методист года, Лучший творческий коллектив года, Лучшее творческое мероприятие года, Открытие года, Событие года и многие другие. Победителям конкурса вручаются дипломы и статуэтки “Золотая нота” на отчетном концерте школы, который проходит в форме торжественной церемонии. Это мероприятие способствует пропаганде музыкального искусства среди горожан, укреплению статуса школы как культурного центра. Мероприятие широко транслируется в средствах массовой информации.

Сотрудничество со СМИ является важнейшим компонентом для формирования позитивного образа ДШИ, распространения знаний о ее образовательных и социокультурных функциях.

ДШИ № 2 тесно сотрудничает со средствами массовой информации. Всевозможные статьи, публикации о деятельности школы можно найти на страницах городских газет “Правда Cевера”, “Время Уренгоя”, “Красный Север”, в рекламно-информационных журналах “Сигма”, “Неделя”, “Посмотри”, в журнале “Новый Уренгой”, в информационно-аналитическом сборнике “Культура Ямала”. Деятельность школы широко и подробно освещают ТРИА “Импульс”, телерадиокомпании “Сигма” и “Ямал-регион”.

Только за последние 6 месяцев раз транслировались по телевидению тематические передачи и сюжеты о деятельности ДШИ № 2. Агенством “Импульс” было изготовлено 16 видео-роликов о школе, 4 документальных фильма “Симфония судьбы”, “Линия жизни”, “Семейная династия”, “Сияние – 30 лет” (в 2-х частях). Педагоги школы – постоянные участники телепередач “Экзамен для взрослых”, “Диалог в прямом эфире”.

Таким образом, ДШИ № 2 является важным объектом информационного поля, за которое конкурируют телерадиокомпании города.

Система деятельности ДШИ в современных условиях должна быть открытой, динамичной, способной гибко реагировать на духовные запросы и потребности разных слоев населения.

Правильно сбалансировать процесс образовательной и просветительско-досуговой деятельности в ДМШ - вот главная и очень сложная задача, стоящая перед руководством школы и педагогическим коллективом.

Обновляя, совершенствуя, расширяя свою деятельность, школа сохраняет, приумножает и транслирует духовные, интеллектуальные и материальные культурные ценности общенационального значения, раскрывая перспективные направления развития начального профессионального художественного образования.

Презентация