Героические страницы Первой мировой войны

Разделы: История и обществознание


Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне.

Задачи:

  • Образовательные: уяснить причины втягивания России в мировую войну, цели и планы участников войны; сформировать представления о роли России в Первой мировой войне, ходе и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг.
  • Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать фактический материал, делать выводы, работать с картой, документами, таблицами.
  • Воспитательные: на примерах героических подвигов русских воинов воспитывать чувство гордости, любви к Отечеству; подвести учащихся  к осознанию того, что мировая война – это глобальная катастрофа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы  обучения, применяемые на уроке:

  • словесные (объяснение преподавателя)
  • наглядные ( презентация, таблицы)
  • практические (работа с текстами, документами, таблицами)

Применяемые на уроках элементы педагогических технологий:

  • технологии проблемного обучения
  • уровневой дифференциации

Основные знания: причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон; ход военных
действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг., итоги войны.

Основные термины и понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв.

Оборудование и наглядность урока: Атлас и карта «Россия в годы Первой мировой войны»; презентация «Героические страницы Первой мировой войны» (Приложение 9), мультимедийный экран,  исторические документы, материалы из книги  А. Н. Деникина «Путь русского офицера».
Опережающее задание: сделать подборку материалов о героических подвигах русских воинов в годы Первой мировой войны. Повторить материал из курса истории 9 класса об отступлении советских войск летом 1941 года.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
Мотивационная беседа.
      2.1 Начало Первой мировой войны
      2.2 Россия в военных кампаниях 1914, 1915 и 1916 гг.
            2.2.1 Восточный фронт в 1914 г.
            2.2.2 Восточный фронт в 1915 г.
            2.2.3 Восточный фронт в 1916 г.
      2.3 Результаты и последствия войны  
3. Итоги урока.
4. Домашнее задание.  

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Мотивационная беседа:

В 2014 г. совпали два печальных юбилея: 100-летие Первой мировой и 75-летие Второй мировой. На глазах одного поколения XX века начались сразу две мировых войны. Эти две катастрофы существенно изменили облик современного мира. О Первой мировой войне писали, что это «несправедливая, бесцельная, империалистическая война».     
О Второй… В сознании политиков стран Восточной Европы стерто главное понятие – «нацизм» и заменено на понятие «сталинизм», а Великой Отечественной будто бы и не было, только Вторая мировая.
Первая мировая война долгое время находилась в тени истории в силу многих обстоятельств.
Рассматривая старые, порой истертые временем фотографии солдат, офицеров и генералов русской армии Первой мировой, знакомясь с забытыми и неизвестными страницами этой войны, испытываешь чувство обиды, неловкости, стыда и глубокой тоски за русских воинов, ушедших в небытие. Свой вклад в славные страницы побед в этой войне, внесли не только солдаты, но и генералы русской армии – А.И. Деникин, А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, и др. Их сознательно забыли, вычеркнули «красным колесом» из истории этой войны, т.к. «белые» генералы, «золотопогонники», сражались  в годы Гражданской войны против советской власти. Спустя сто лет с удивлением и гордостью мы узнали правду о русском воинстве в годы Первой мировой войны, о героических сражениях, о собственной забытой истории.
Итак, мы можем с вами сформулировать тему урока: «Героические страницы Первой мировой войны».

Слайд 1

2.1  Начало Первой мировой войны

Слайд 2

Преподаватель: В начале XX века сложились два противоборствующих военно-политических блока: Антанта (Англия, Франция, Россия) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).

Слайд 3

В ходе беседы, используя материал прошлого урока и актуализируя знания учащихся, совместно с учащимися определяются основные причины Первой мировой войны – это:
– борьба за передел мира и колоний;
– борьба за сферы экономического и политического влияния;
– борьба за преобладание на море и суше в военном отношении.

Слайд 4

Поводом к войне послужило убийство сербским националистом Г. Принципом наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда.
Г.Принцип, конечно же, представлял последствия выстрела для себя лично, но о последствиях покушения для всей Европы … вряд ли.
Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, который был отклонен.

Слайд 5

28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Война захватила не только Европу, но и стала мировой. 38 стран оказались участниками Первой мировой войны. Каждое из противоборствующих государств, имело свои далеко не бескорыстные цели.

Цели и планы сторон раскрываются в ходе работы учащимися в группах. Учащиеся используют раздаточный материал. После выполнения задания один из учащихся учебной группы подводит итоги и обобщает материал. Правильно выполненное задание оценивается 10 баллами, после сдачи его эксперту. (Приложение 1)

Для определения готовности России к войне и соотношения вооруженных сил противоборствующих сторон используется раздаточный материал. Учащиеся работают группами. После его изучения предлагается наиболее сильным учащимся ответить на вопросы и сделать вывод. (Приложение 2)

Преподаватель: Что же касается Германии, то по оценке немецкого Генерального штаба, Германия уже в 1909 году была совершенно готова к войне. В 1911-1912 годах прошли через рейхстаг законы о чрезвычайном военном налоге, об увеличении контингента и больших формированиях специальных частей. А в 1913 г. состоялось новое увеличение набора, усилившее мирный состав германской армии на 200 тыс. человек, т.е. на 32%.

Слайд 6

Изначально планы сторон предполагали непродолжительность войны. Германское командование планировало молниеносным ударом (план Шлиффена) вывести из войны Францию, нарушив нейтралитет Бельгии, а затем расправиться с Россией и принудить Англию к мирным переговорам.

Слайд 7

Державы Антанты рассчитывали сокрушить противников, зажав их между двумя фронтами – Западным и Восточным. В реальности ни одной из сторон не удалось осуществить изначальные планы. Так «началась великая война — это экономическое разорение, моральное одичание, с миллионами загубленных человеческих жизней. Великая война, которая привела человечество на край пропасти...».

2.2 Россия в военных кампаниях 1914, 1915 и 1916 гг.

В целях экономии времени преподаватель дает краткую характеристику боевых событий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.

2.2.1 Восточный фронт в 1914 г.

Слайд 8

Преподаватель: Сто лет назад первая в истории человечества мировая война начиналась для России с большой неудачи. Спасая Францию от военного разгрома, началось быстрое наступление русских войск в Восточной Пруссии, Галиции, на Кавказском фронте.

Слайд 9

Первая и вторая армии генералов Павла Карловича Ренненкампфа и Александра Васильевича Самсонова за три дня боев продвинулась в глубь Восточной Пруссии. Немцы вынуждены были срочно перебросить с Западного фронта в Пруссию крупные силы, что позволило французской армии отстоять Париж. В этих условиях, вместо того, чтобы закрепить свой успех и продолжить наступление, командование 1-й русской армии приняло решение прекратить преследование противника и остановиться на отдых. Немецкое командование перегруппировало свои войска, обрушив всю мощь своего удара на 2-ю армию. По русским данным в плен попало до 60 тысяч человек. Генерал Самсонов застрелился. Поражение 2-й армии генерала А.В. Самсонова действительно было настоящей катастрофой. Вскоре настал черед 1-й армии Реннекампфа. Немцы закончили сражение на Мазурских озерах и только отсутствие у них кавалерии спасло отступающие русские войска. По докладу князя Н.А. Кудашева «Реннекампф потерял 135 тысяч человек из общего числа 210000. Потеряно громадное количество припасов». Армия П.К. Ренненкампфа не смогла прийти на помощь терпящим поражение войскам, и была вытеснена из Восточной Пруссии.
По мнению германского генерала Вильгельма Гренера «…командующий Северо-Западным фронтом генерал Жилинский… не обнаружил тех способностей, которые необходимы для вождения армий…»
Ряд военных историков в т.ч. Н. Яковлев, считают, что причины этой катастрофы – «неготовность армии к наступлению, неустройство тыла и коммуникаций, несистематичность и чрезмерная форсированность марша, неосведомленность о противнике, чрезмерная растянутость фронта, … переутомление от беспрерывного марша с боями, от бессонных ночей и недостатка продовольствия».
Российское командование выполнило свои обязательства перед союзниками, выполнило их ценой огромных человеческих потерь и отвлекло силы. Маршал Фош сказал впоследствии: «Если Франция не была стерта с лица Европы, то этим, прежде всего мы обязаны России».
В Галиции русская армия заняла Львов, Перемышль, отбросила войска противника за р. Сан. Но успех на этом направлении не закрепила. Под Варшавой и Ивангородом в результате кровопролитных боев русские войска разгромили 1-ю австрийскую армию и поставили 9-ю немецкую армию под угрозу окружения. 
На Кавказском фронте турки вынуждены были отступить к Эрзеруму. Потери были огромными. Война приняла затяжной характер, но главный итог кампании – срыв первоначального плана   Центральных держав.
Изучая Великую Отечественную войну, мы стали свидетелями массового героизма, патриотизма, самопожертвования русских солдат, а вот о подвигах солдат на фронтах Первой мировой в учебниках не упоминается. И этому есть объяснение. Эту войну советская власть всегда считала чуждой. Поэтому и подвиги солдат эта власть не замечала и успешные военные операции генералов царской армии в этой войне не признавались. А ведь было место подвигу в этой войне.

Материал для сообщения учащегося на тему: «Награда за мужество-первый Георгиевский крест». (Приложение 3)

Слайд 10

2.2.2. Восточный фронт в 1915 г.

Преподаватель: В 1915 г основной удар Германии и Австро-Венгрии был нанесен против России. Россия отвлекала на себя более 50% сил противника.    Сконцентрировав на Восточном фронте свои основные силы, обеспечив их необходимым вооружением, усилив артиллерией, Центральные державы начали наступательные операции.

Слайд 11

Во время Первой мировой войны был применен огромнейший арсенал вооружений: подводные лодки, танки, самолеты, отравляющие вещества.
И снова мужество. А как еще можно назвать оборону крепости Осовец в Белоруссии!

Материал для сообщения учащегося на тему: «Русские не сдаются!» (Приложение 4)

Преподаватель: ГенералА.И. Деникин в годы Первой мировой войны, возглавлял так называемую Железную дивизию. Свое название дивизия получила еще во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Начало ее известности относится к знаменитому переходу через Балканы отряда ген. Гурко и славным боям на Шипке, куда бригада пришла форсированным маршем на выручку к истомленному и истекавшему кровью гарнизону, и отстояла перевал. С тех пор она носила название «Железной».

Слайд 12

Для определения готовности России к войне используется раздаточный материал. После его изучения предлагается учащимся ответить на вопросы и сделать вывод. (Приложение 5)

Преподаватель: Всю тяжесть войны нес на себе русский солдат: земский доктор, учитель, мелкая чиновная братия и крестьянин, крестьянин, крестьянин… Испытываешь чувство глубокого уважения и гордости перед неугасимым воинским духом, доблестью и самоотверженным патриотизмом русских солдат. И в который раз мужество, стойкость, героизм …

Материал для сообщения учащегося на тему: «Железные стрелки Железной бригады». (Приложение 6)

Слайд 13

Преподаватель:В 1915 г.  Болгария разбила сербские войска, что привело к сплошной линии фронта против России. Союзники высадили десант в Турции, который был разгромлен.
В результате Германия усилила натиск на восток, что привело к отступлению русских армий.

Итоги 1915 года учащиеся выполняют, изучая предложенный материал по вариантам. Один из представителей каждого варианта отвечает устно. Письменные ответы сдаются на проверку эксперту для оценки. (Приложение 7)

Слайд 14

2.2.3  Восточный фронт в 1916 г.

Преподаватель: Германия и Австро-Венгрия перенесли основную тяжесть своих ударов на Западный фронт, полагая, что Россия не способна к решительным действиям. По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование срочно разработало план наступления на Юго-Западном фронте.

Слайд 15

Войска под командованием А.А. Брусилова смогли прорвать фронт и продвинулись на запад на 150 км. (брусиловский прорыв). Число взятых в плен достигало более 400 тыс. человек, общие потери противника составляли 1,5 млн. человек.  Именно в этом сражении армия генерала А.М. Каледина наголову разбила 4-ю австрийскую армию и в течение 9 дней продвинулась на 70 верст вперед.  Успех Юго-Западного фронта не дал решающих стратегических результатов, так как не был поддержан наступательными операциями других фронтов. Успешное наступление России вынудило Германию прекратить атаки на французскую крепость Верден и перебросить подкрепления на Восточный фронт.
Одним из результатов успехов русских войск стало вступление в войну Румынии на стороне стран Антанты. Румынская армия была разбита и России на прикрытие возникшего Румынского фронта, пришлось выделить 46 русских дивизий.

Роль и значение Восточного фронта в войне учащиеся определяют, работая с документом. Наиболее подготовленный студент подводит итог.  (Приложение 8)

2.3 Результаты и последствия войны

Преподаватель: По мере того как война затягивалась, патриотические настроения в обществе и в армии сменились апатией, а затем недовольством. В России проблемы приобрели наиболее острый характер, которые выразились в нежелании и в неумении самодержавия наладить диалог с обществом, в роспуске в сентябре 1915 г. Государственной думы, а далее последовавшей «министерской чехардой».

Слайд 16

К 1917 г. Россия потеряла убитыми около 2 млн. человек, ранеными – около 5 млн. человек, пленными – около 2 млн. человек.  Росло дезертирство на фронте, упала дисциплина, вновь поднялось рабочее движение, выдвигающее политические и антивоенные лозунги. Главным настроением армии становилось стремление к миру, скорейшему окончанию длительной и кровопролитной войны. Трон российской империи зашатался.

Слайд 17 

Революция 1917 г. ввергла страну в хаос. 3 марта 1918 г. в г. Брест – Литовске был заключен сепаратный мир России с Германией. Россия вышла из войны, потеряв Польшу, Литву, часть Латвии, Белоруссии и Закавказье. Война за четыре года привела к распаду Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской империй.

Слайд 18 

Подведем итог уроку словами Л. Аннинского: «Страшно подсчитывать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей «в последний момент» Россию из числа стран-победительниц. Еще страшнее, и горше, и обиднее глухая бесследность трагедии в нашей истории. Ни одна война не оказалась так затерта в сознании потомков, как эта. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914-1918 годов – у нас их нет. Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Герои той, первой, скрывали свои награды от новой власти. Поколения, угробленные в 1914 – 1918 годах, взывают к нам из безвестности».

Слайд 19

3.  Подведение итогов урока

4. Домашнее задание: Подготовить презентацию или сообщение с подборкой фотоматериалов о памятниках воинам Первой мировой войны в Европе и в России.