Урок музыки «А. Вивальди "Времена года". "Весна"»

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Задачи:

  • расширение кругозора юного музыканта;
  • развитие слуховых навыков;
  • воспитание «умных эмоций» (эмоции искусства).

План:

1. Стиль барокко
2. Жизнь А.Вивальди /1678-1741/
3. Венеция – город парадоксов
4. «Времена года» – шедевр музыкального искусства
5. Путешествие в страну «Весна»

Использование на уроке оборудования и дидактического материала:

  • компьютер;
  • диск с записью музыкального материала;
  • презентация с анимацией;
  • фотоматериал;
  • изоматериал.

 Методы: беседа, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие. Название темы. Вступительное слово учителя

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.

За много веков древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души». Удивительное дело, даже если не знать слов этой песни, всё и так понятно без перевода – это и есть волшебная сила музыки, голоса, интонации, если угодно.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы неповторима, являясь источником вдохновения. Композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Сегодня мы познакомимся с волшебной музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди, который своей музыкой отразил красоту родной природы. Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой.

Барокко (Barocco по-итальянски – вычурный). Эпоха барокко прославилась в истории мировой культуры, прежде всего именами двух крупнейших композиторов – Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное искусство Барокко является во всём величии только в самом конце своего исторического периода. Это Бах и Гендель – в Германии; за Моцартом явился Вивальди – в Италии.

Антонио Вивальди (1678-1741) был первенцем в многодетной семье (три сына и три дочери) брадобрея и скрипача Джованни Вивальди. От отца старший сын унаследовал исключительную музыкальную одарённость, страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос. Музыкальная среда, в которой формировался юный музыкант, сыграла определённую роль в его дальнейшей судьбе. Изучив азы музыкальной науки вместе с отцом, Антонио в короткие сроки овладел искусством скрипичной игры. Уже в возрасте десяти лет он смог замещать отца в оркестре собора Св.Марка. Первые сочинения Вивальди относятся к 1691 году, когда молодому композитору должно было исполниться всего тринадцать лет! Уже в этих первых музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма, присущий Вивальди. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить прославленную итальянскую скрипичную школу, вершиной которой стали Дж.Тартини, П.Локаттели и др.Вся Европа когда-то знала и любила этого гениального скрипача-виртуоза. Кому не известны его знаменитые скрипичные концерты «Времена года»? Да, Вивальди был «Maestro di Violino» и в этом качестве начал свою блестящую педагогическую да и творческую жизнь. К началу педагогической деятельности маэстро в знаменитой «Ospedale della Pieta» (Ospedale в переводе – госпиталь сострадания) во времена Вивальди в них находилось уже более шести тысяч детей. Композитор начал свой творческий путь с сочинения инструментальной музыки, преимущественно скрипичной.

Преподавая в «Ospedale», он ввёл обучение пению, игре на нескольких инструментах-скрипке, контрабасе, чембало, флейте, габое… Оказавшись в творческой, кипящей музыкальной атмосфере «консерватории», к преподаванию в которой приглашали лучших музыкантов, Вивальди почувствовал грандиозные просторы, открывающиеся для его музыкального таланта. Он непрерывно сочинял, написав для концертов учащихся огромное количество музыки разных жанров, работая с хористами, проводил оркестровые репетиции и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки.

Насыщенная многогранной деятельностью, жизнь Антонио Вивальди была неразрывно связана с Венецией – в прошлом крупным портовым городом, который сохранил редкую музыкальную атмосферу. Венеция – город парадоксов. В ней переплелись, казалось бы, несовместимое – готика и византизм, тирания и демократия, свобода мысли и инквизиция, благочестие и буйство карнавалов. И вот одним из парадоксов оказались её «консерватории». Они возникли из сиротских приютов при монастырях. Такое было невозможно ни в одном из больших европейских городов. Ещё в далёком XV веке, в той золотой Венеции, уже были созданы детские приюты при монастырях, а позже к ним присоединились разрешившие многие проблемы «Ospedale» (госпитали).Венеция с восхищением открывает в знаменитом скрипаче-виртуозе талантливого оперного композитора. Главным оперным жанром, сформировавшемся в конце XVII века под влиянием неаполитанской оперной школы, стала так называемая опера-seria, т.е.серьёзная опера. Её композиция состояла из множества чередующихся арий и речитативов, «разбавленных» зрелищными сценами. Многие иностранные музыканты мечтают учиться у Вивальди. Отдельного внимания заслуживает талант Вивальди как дипломата. В течение всей своей творческой деятельности он был собственным импресарио, с высоким искусством разрешая возникающие конфликты и привлекая к своим оперным постановкам лучших певцов.

В конце 1740 года Вивальди принял решение покинуть родину и направился в Вену. 28 июля 1741 года всеми забытый, вдали от родины скончался Антонио Вивальди, великий музыкант, за творчеством которого когда-то следила вся музыкальная Европа.

К сожалению, многие произведения композитора были утеряны. В настоящее время известно свыше 450 инструментальных концертов, их них –около 220 скрипичных. Наибольшей популярностью, как у современников, так и в последующие столетия, пользовались первые четыре концерта из опуса №8 (всего 12), известные как «Времена года», в Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Это, пожалуй, единственный в творческом наследии композитора цикл концертов, снабжённых подробной программой или сюжетом. В одном из зарубежных изданий каждый из концертов предвосхищается стихотворным сонетом, в деталях раскрывающим содержание музыки. Автором сонетов, скорее всего, был сам Вивальди.

В цикле сохранился первоначальный порядок концертов – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Музыка настолько изобразительна, что в ней с легкостью можно услышать и фанфарообразные интонации охоты («Осень»), и далёкие раскаты грома («Лето») и пастушьи наигрыши («Весна»), и даже стремительное кружение зимних вихрей («Зима»). Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времён года» и наоборот. Одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко.

Давайте совершим путешествие в страну с названием «Весна».
Мы послушаем отрывок из концерта, который называется «Весна» и вы услышите, как точно, красочно музыкальный язык передаёт нам радостное ощущение прихода весны, как просыпается природа, ликующе кричат птицы, звенят ручьи, гремит первый гром.

Это произведение написал композитор Вивальди. Он же написал и стихи к этой музыке, чтобы люди, мало знакомые с музыкальным языком, смогли распознать в музыке все краски весны.

Вот эти стихи «Весна» (La Primavera)

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло.
Журчат ручьи. И праздничные веси
Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав.
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания:

*скрипки – соло
*оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все вместе)

Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта

Весна – пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала Рождение.

1. Март.Allegro. Пришла весна

Проталины, журчат ручьи, птички щебечут, радуясь весне, небо синеет, тучки разбежались. Солнце, весенние ветры Зефир и Борей разносят волшебство, просыпаются растения. Голубое небо–скрипка передаёт это своим звучанием.

Как композитору удалось так точно нарисовать нам весеннюю природу? В этом ему помогло разное звучание инструментов (весь оркестр – громкое радостное ликование от прихода весны, очень высокое пение скрипок – пение птиц, раскаты грома – стремительно и грозно несутся вперёд звуки всего оркестра, играющим в унисон).Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трёх солистов скрипачей. И вновь, в следующем эпизоде – поют птицы, потом – отгремел гром– птицы начали снова своё прекрасное пение – здесь другое пение птиц. (Слайд 1)

2. Апрель.Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух

Зеленеет трава, первые цветы, природа полна грёз. Температура воздуха повышается, дыхание весны ещё ярче. Животные радуются первой зелёной травке. 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам.
Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина – образец поразительного остроумия Вивальди. Pianissimo sempre (итал «всё время очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина. В альтах резковатое «гав-гав», забавно контрастирующее с мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не сладкозвучное «бай-бай». (Слайд 2)

3.Май. Allegro,danza pactorale. Танец-пастораль /деревенский танец/

Распускаются фруктовые деревья, воздух вокруг ещё больше теплеет, щебет птиц, пение соловья, над полями «пастушеской волынки звук». Все рады приходу весны.

На небольшом звуковом пространстве композитору удаётся передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грусти (в минорном эпизоде). 3-я часть – финал, подвижный, блестящий. (Слайд 3)

Подведение итогов урока

– Что такое барокко?
– Годы жизни А.Вивальди
– С каким городом связана жизнь композитора?
– Назвать самое известное произведение А.Вивальди
– Какими средствами музыки композитор передал пробуждение природы в концерте «Весна»?

Домашнее задание

Прослушать ещё раз концерт А.Вивальди «Весна»
Творческое задание: найти свои краски в звучании произведения
Вопрос: какие эмоции вызывает это музыкальное произведение?
Оформить своё видение концерта «Весна» в виде презентации или буклета

Заключение

Приобщение к музыке создаёт предпосылки для дальнейшего всестороннего развития личности. Музыкальная эстетика должна научить  ощущать звуковые формы, чтобы ребёнок рос добрым, отзывчивым, умел радоваться, от души смеяться.
Современные воспитательно-образовательные программы большое внимание уделяют развитию эмоциональной среды ребёнка. Детская душа одинаково чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Формирование «умных эмоций», художественной и эстетической культуры – актуальная задача сегодняшнего дня. Искренняя, жизнеутверждающая музыка Антонио Вивальди из цикла «Времена года» – «Весна» как раз та, которая воспитывает и формирует те самые «умные эмоции», даёт и дарит радостное настроение слушателям.

Список литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия. Вивальди.
2. ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» Москва, 2008.
3. Интернет–Wikipedia
4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Методические рекомендации к учебнику «Музыка», М. «Просвещение», 2006.
5. С чего начинается Родина? Москва, Росмэн, 2008.