Урок-викторина «Русские народные промыслы»

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Данный урок можно организовать как заключительное занятие по народным промыслам России. Презентация поможет учащимся закрепить полученные знания о глиняной игрушке, посуде и особенностях ее росписи.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Наглядные пособия в виде изображений ярмарки.
  • Краски. Кисти.
  • Бумага А-4

Методические рекомендации

Разработка данного урока подразумевает, что учащиеся уже знают основные народные промыслы России. Презентация составлена в виде кроссворда с заключительным словом, чтобы повысить интерес учащихся.

План конспект урока “Русские народные промыслы”

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Цель урока: Закрепить полученные знания о народных промыслах России.

Задачи:

  • Развивать память, познавательную активность.
  • Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям.
  • Способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений.
  • Прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.

План проведения занятия:

  1. Приветствие (1-2 мин.)
  2. Кроссворд (7-10 мин.)
  3. Практическая работа (25-30 мин)
  4. Подведение итогов. (3-5 мин.)

Ход урока

Здравствуйте, ребята! В течении прошлых уроков мы с вами знакомились с народными промыслами нашей Родины. Кто может вспомнить, какие промыслы являются традиционно русскими ? <Слайд 1>

Учащиеся отвечают.

Молодцы! Я вижу, вы помните материал, но помните ли вы особенности каждого направления? Чтобы это проверить мы с вами разгадаем вот этот кроссворд. <Слайд 2>. Как вы видите, в нем есть одно выделенное слово. Разгадав наш кроссворд, мы узнаем место, где можно было увидеть все игрушки, посуду и другие вещи вместе.

Итак, первый вопрос на экране. Что же это? <Слайд 3>.

Учащиеся отвечают.

Правильно! В замечательной подмосковной деревне Жостово до сих пор изготавливают подносы и расписывают их масляными красками. Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет украшающий его, великолепен, прост и выразителен. А цветы как будто бы светятся изнутри! <Слайд 4>.

Переходим ко второму вопросу. <Слайд 5>. Кто ответит?

Учащиеся отвечают.

Молодцы!

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера
И сине белые бутоны
Прекрасны нынче как вчера!

<Слайд 6>.

Третий вопрос, как и два первых относится к разделу посуды. <Слайд 7>.

Учащиеся отвечают.

Вы опять правы!
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!

<Слайд 8>.

Теперь я думаю вас не затруднит и ответить на четвертый вопрос! <Слайд 9>.

Учащиеся отвечают.

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.

<Слайд 10>.

А теперь перейдем к игрушкам! В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. Но чтобы детишки могли играть, нашлись в деревнях и пригородах замечательные выдумщики и умельцы.

Переходим к пятому вопросу! <Слайд 11>.

Учащиеся отвечают.

Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.

Еще не догадались, какое главное слово? <Слайд 12>.

Тогда разгадываем шестой вопрос!<Слайд 13>.

Учащиеся отвечают.

Да, действительно, полкан- сказочное чудище с головой и руками человека и туловищем лошади является отличительным персонажем каргопольской игрушки. В наше время каргопольские игрушки можно и в магазине, и на выставке, и в музее. <Слайд 14>.

Осталось два вопроса! <Слайд 15>.

Учащиеся отвечают.

У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Краше всех индюк.
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.

Какие вы знатоки глиняных игрушек! Тогда ответьте название этой игрушки!

<Слайд 16>.

Учащиеся отвечают.

Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Молодцы! Вы действительно помните многие народные промыслы России! А теперь мы можем отгадать наше последнее слово. <Слайд 17>.

Конечно же, ярмарка!

<Слайд 18>. Ярмарка, ребята, это регулярные торги широкого значения, организуемые в традиционно определенном месте. На ярмарке кто приходил купить новые сапожки. А кто то и продать свое мастерство. Ярмарки всегда сопровождались плясками, музыкой, играми и пирогами!

В настоящее время многие ярмарки проводятся в рамках выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты.

А теперь я предлагаю вам нарисовать вашу ярмарку! Может это товары, выставленные напоказ. А может быть традиционные игры и пляски. Или же наивкуснейшие пироги и блины. А в помощь вам будут эти картинки на доске. Удачи!

В целом с заданием вы справились. Давайте подведем итоги нашего урока.

  • Какие народные промыслы мы с вами знаем?
  • Где мы можем увидеть все перечисленные игрушки и посуду вместе?
  • С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока?

Спасибо за урок! До свиданья! <Слайд 19>.