Устный журнал «12 апреля – День космонавтики»

Разделы: Внеклассная работа


Оборудование:

  • Доска оформлена картой России, на которой нанесены флажки, обозначающие месторасположения космодромов “Байконур”. “Плесецк”, “Свободный”.
  • Выставлены рисунки учащихся посвященные данной дате.
  • Планшет, имитирующий страницы журнала с названиями материала по теме.
  • Использование мультимедийной презентации.
  • Используются песни “Нежность” А. Пахмутовой, “Притяжение Земли” Д. Тухманова.
  • Материалы используются на классном часе в 9 -11 классах.

Страницы журнала:

I страница - Почему Гагарин?

II страница - История развития космонавтики:

1. Зарождение ракетной техники;

2. Американский гений;

3. Немецкий гений;

4. Советский гений;

III страница - Люди космоса:

1. Циолковский Константин Эдуардович;

2. Королев Сергей Павлович;

3. Титов Герман Степанович;

4. Терешкова Валентина Владимировна;

IV страница Космодромы:

1  Космодром “Байконур;

2. Космодром “Плесецк;

3. Космодром “Свободный”;

V страница - Будущее космонавтики.

Ход журнала

Учитель:

12 апреля, по традиции, отмечают День Космонавтики (слайд № 2). Эта дата изменила течение времени и приоритеты. Человечество получило широкую возможность выйти за пределы Земли и подумать о том, чего можно достичь в дальнейшем. Мы не можем стоять в стороне от этого события и сегодня постараемся узнать как можно больше об этом. Нашему вниманию предлагается устный журнал посвященный Дню Космонавтики.

Презентация.

Ведущий: 12 апреля 2009 года, в День Космонавтики, исполняется 48 лет со дня полета первого человека в космос. Первым человеком побывавшим в космосе был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. За короткий срок, с момента первого полета в космос, человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. 108 минут проведенные космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. Полет Гагарина доказал, что человек способен переносить в космосе перегрузки, вибрацию, состояние невесомости, может работать, пить, принимать пишу, может думать и писать. В 10 ч 45 мин Юрий Гагарин приземлился в районе деревни Смеловки Саратовской области. По любопытному стечению обстоятельств именно там, где впервые в жизни поднялся в небо на самолете.
Ведущий: По решению Международной авиационной федерации (ФАИ) 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. В этот день, 12 апреля, в 1961 году гражданин СССР майор Ю. А. Гагарин на космическом корабле “Восток” впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

I страница. (слайд № 3)

Учитель: Наша первая страница журнала рассказывает о том почему выбор первого космонавта пал на Гагарина. Она так и называется. Почему Гагарин?

Ведущий: 24 октября 1959 г. по аллеям прекрасного старомосковского парка, радующего взор столетними дубами, стройными кленами и белоствольными березами, легкой уверенной походкой, чуть пружиня шаг, шел невысокий русоволосый лейтенант в летной форме - Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущий: В те дни из разных войсковых частей со всех концов Советского Союза прибывали в Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь летчики, прошедшие предварительный отбор. Вряд ли мог предположить кто-нибудь из них, что их будущая слава вскоре затмит былых кумиров...
Ведущий: В 1959 г, в научном институте авиационной медицины был создан отдел по отбору и подготовке космонавтов. Возглавил его прекрасный авиационный врач и отличный спортсмен - Н. Н. Гуровский.

Ведущий: Космонавтов отбирала медицинская комиссия из самых авторитетных специалистов, в распоряжении которых были самые современные клинические, физиологические, элекгрофизиологические и биохимические аппараты и методы.

Ведущий: Важный этап подготовки - клинике - психологическое обследование. Его предстояло пройти кандидатам в научно-исследовательском авиационном госпитале под руководством признанных опытных психологов Ф. Д. Горбова и К. К. Иосилиани.

Ведущий: Гагарин действовал и отвечал на вопросы точно и безупречно. Внешние помехи не влияли на качество его ответов. Проявилось особое умение Гагарина оценивать имеющееся в его распоряжении время и планировать свои действия, способность без лишних колебаний принимать решения при недостатке информации и времени. Было установлено, что в стрессовых ситуациях и необычных условиях он хладнокровен, находчив, быстро оценивает обстановку, умело реагирует на внезапные изменения условий эксперимента.

Ведущий: Рано утром он уже четко рапортовал врачу А. Р. Котовской и П. М. Суворову: "Лейтенант Гагарин к испытанию готов!" Суворов просит еще раз внимательно изучить инструкцию. Лаборантка Валя Денисова прикрепила электроды для регистрации электрокардиограммы, датчики для определения артериального давления и регистрации гемодинамических показателей. И обнаруживает отличную реакцию. Потом проверяют зрение: все в порядке. Первый этап испытания - воздействие перегрузок в направлении от головы к тазу в три, пять, семь единиц (в течение 30 с каждая) - Гагарин выдержал успешно. А впереди еще более сложное испытание.

Ведущий: Первый прыжок Гагарина прошел на редкость удачно. Казалось, все благоприятствовало ему. Погода летная, состояние отличное. Конечно, сказались хладнокровие и собранность Юрия, его стабильная уверенность в успех любого дела. А всего на своем счету Юрий Алексеевич имел уже 43 прыжка.

Ведущий: Впереди новые испытания. На этот раз в камере тишины. Ответственными врачами за проведение обследований в сурдокамере, необходимыми для определения нервно-психической устойчивости человека к условиям космического полета, были врачи психологи Ф. Д. Горбов, Г. В. Изосимов, И. А. Колосов и ведущий инженер М. И. Клевцов. Десять суток предстоит ему пробыть одному. Работать, выполнять специальные задания, оставаться собранным и внимательным, полагаясь только на себя.

Ведущий: Предстояли испытания в невесомости. В первом полете они знакомились с состоянием невесомости, отрабатывали ведение радиопереговоров. Во втором - изучалась координация движений, острота зрения, возможность приема пищи. В третьем - регистрировались физиологические параметры.

Ведущий: Результаты каждого полета тщательно анализировали медики. Для изучения заданных усилий в условиях невесомости использовался специальный дозиметр, Левой рукой Гагарин держал его на уровне глаз, а большим пальцем правой руки нажимал на рычаг, создавая мышечное усилие в 750 г. Результаты фиксировала специальная кинокамера. Проводились и пробы письма. Гагарин писал имя, фамилию, дату полета, показывающие, что кратковременное пребывание в состоянии невесомости не влияет на почерк космонавта, закрепленного в кресле. За три параболических полета Гагарин получил оценку "отлично".
Ведущий: Исключительная одаренность и прекрасная память помогли Гагарину стать лучшим из лучших, хотя все шесть космонавтов были одинаково подготовлены, каждый мог выполнить задание Родины. Но большинство ученых и методистов - Н. П. Каманин, С. П. Королев, да и сами космонавты пришли к мнению, что Гагарин лучше других подходит для первого полета. Главный конструктор перед окончательным решением четко сформулировал те качества, которыми должен обладать первый космонавт: патриотизм, отвага, скромность, трезвость мгновенного расчета, железная воля, знания, любовь к людям. 10 апреля 1961 г. Государственная комиссия решила, что первым полетит в космос Юрий Гагарин. Дублером его был назначен Герман Титов. В ответ Гагарин просто ответил; "Задание будет выполнено".

II страница. (слайд № 4)

Учитель: Вторая страница нашего журнала содержит историческую справку о развитии космонавтики. (слайд № 5).

Ведущий:

История развития космонавтики

Чтобы оценить вклад того или иного человека в развитие какой-то области знаний, надо проследить историю развития этой области и попытаться усмотреть прямое или косвенное влияние идей и трудов этого человека на процесс достижения новых знаний и новых успехов. Рассмотрим историю развития ракетной техники и вытекающей из нее истории ракетно-космической техники.

Ведущий: Зарождение ракетной техники. Если говорить про саму идею реактивного движения и первую ракету, то эта идея, и ее воплощение родились в Китае примерно во 2 веке н.э. Движущей силой ракеты был порох. Китайцы сначала использовали это изобретение для развлечений - китайцы до сих пор являются лидерами в производстве фейерверков. А затем поставили эту идею на вооружение, в прямом смысле слова: такой "фейерверк" привязанный к стреле увеличивал дальность ее полета примерно на 100 метров (что было одной третью от всей длины полета), а при попадании цель зажигалась. Было и более грозное оружие на том же принципе - "копья яростного огня".

Ведущий: В таком примитивном виде реактивные ракеты просуществовали до 19 века. Только в конце 19-го века стали предприниматься попытки математически объяснить реактивное движение и создать серьезное вооружение. В России одним из первых этим вопросом занялся Николай Иванович Тихомиров в 1894 году. Тихомиров предлагал использовать в качестве движущей силы реакцию газов, получающихся при сгорании взрывчатых веществ либо легко воспламеняющихся жидких горючих в сочетании с эжектируемой окружающей средой. Тихомиров стал заниматься этими вопросами позже Циолковского, но в смысле реализации продвинулся намного дальше, т.к. он мыслил более приземлено.

Ведущий: Американский гений. (слайд № 6). За рубежом проблемой реактивного движения одним из первых занялся американский ученый Роберт Хитчингс Годдард. Годдард в 1907 году пишет статью "О возможности перемещения в межпланетном пространстве", которая по духу очень близка работе Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", правда Годдард пока ограничивается только качественными оценками и никаких формул не выводит.. С 1917 года Годдард ведет конструкторские разработки в области твёрдотопливных ракет различного типа, в том числе, многозарядной ракеты импульсного горения.

Ведущий: Немецкий гений. (слайд № 7). 23 марта 1912 года в Германии родился Вернер фон Браун - будущий создатель ракеты ФАУ-2. Его ракетная карьера началась с чтения научно-популярной литературы и наблюдения за небом. Позже он вспоминал: "Это была цель, которой можно было посвятить всю жизнь! Не только наблюдать планеты в телескоп, но и самому прорваться во Вселенную, исследовать таинственные миры". Серьезный не по годам мальчик зачитывался книгой Оберта о полетах в космос, несколько раз смотрел фильм Фрица Ланга "Девушка на Луне", а в 15 лет вступил в общество космических путешествий, где познакомился с настоящими специалистами-ракетчиками.

Ведущий: Советский гений (слайд № 8). Вернемся опять в прошлое, в СССР. 12 января 1907 года в г. Житомире в семье учителя русской словесности П. Я. Королева рождается сын - Сергей Павлович Королев. Королев с детства стал увлекаться самолетами и аэропланами. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С. П. Королев в возрасте 24 лет, и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф.А.Цандер, которому тогда было уже 44 года, добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима - Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты.

Ш страница. (слайд № 9)

Учитель: Следующая страница расскажет о людях непосредственно первыми, стоявшими у истоках космонавтики.

Ведущий: Нет космоса без людей, которые проложили дорогу к нему. (слайд № 10). И таким человеком был -Циолковский Константин Эдуардович(1857-1935).17 сентября 2007 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского ученого, основоположника и теоретика практической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Он родился в семье лесничего. Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициенты сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полита с гиперзвуковыми скоростями. В 1926-29 Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К.Э. Циолковского “За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений”. В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический, институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт. Именем Циолковским назван кратер на Луне.

Королев Сергей Павлович (12.1.1907—14.1.1966) — советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР (с 1958 г.). (слайд № 11). Родился в Житомире. Окончил в 1930 г. Московское высшее техническое училище и одновременно Московскую школу летчиков. После знакомства с К. Э. Циолковским и его работами увлекся идеей создания летающих аппаратов ракетного типа. В 1931 г. вместе с Ф. А. Цандером принимал участие в организации Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которую возглавлял с мая 1932 г. С 1934 г. руководил отделом ракетных летающих аппаратов Реактивного института (РНИИ). В 1942—1946 гг. был заместителем главного конструктора двигателей. Дальнейшая деятельность Королева как руководителя крупного коллектива была направлена на создание мощных ракетных систем. С его именем связано открытие эры освоения человечеством космического пространства. Под его руководством созданы большинство баллистических и геофизических ракет, ракет-носителей и пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", на которых впервые были выполнены космические полеты человека (1961) и выход человека в космическое пространство (1965). Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Титов Герман Степанович родился 9 сентября 1935 г. (слайд № 12) в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. Герой советского Союза, летчик-космонавт СССР, лауреат Ленинской премии, генерал-полковник авиации, кандидат военных наук. Окончив в 1957 г. Сталинградское военное авиационное училище, проходил службу в авиационных частях Ленинградскою военного округа. В 1960 г. прошел отбор в первый отряд космонавтов. Был дублером у первого космонавта мира Ю.А. Гагарина. 6—7 августа 1961 г. совершил орбитальный полет на космическом корабле "Восток-2". За 25 ч II мин корабль сделал 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тыс. км.

Этот полет Г.С. Титова доказал возможность и способность человека жить и работать в космосе. В 1968 г. Г.С. Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Профессора Н.Е.Жуковского. (6.3.1937)

Терешкова Валентина Владимировна первая женщина - космонавт планеты Земля. (слайд № 13). Родилась 6 марта 1937 в деревне Масленникове Тутаевского района Ярославской области. Детство и юность провела в Ярославле. В 1954-1960 работала на Ярославском шинном заводе и комбинате технических тканей. В 1960 окончила Ярославский заочный техникум легкой промышленности. С 1959 занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе. В 1960-1962 освобожденный секретарь комитета ВЛКСМ Ярославского комбината технических тканей. В Советской армии с 1962. В 1962-1997 v в отряде космонавтов.16-19 июня 1963 совершила космический полет в качестве пилота космического корабля Восток-6 продолжительностью 2суток 3 часа. Это был первый полет женщины - космонавта. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Валентине Владимировне Терешковой присвоено 22 июня 1963 года за успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм.

IV страница. (слайд № 14)

Учитель: А теперь мы познакомимся с самыми крупными космодромами, и конечно не обойдем космодром свободный.

Ведущий: Космодром “Байконур”. (слайд № 15). Космодром СССР. Расположен в районе села Капустин Яр в Астраханской области, в низовье Волги в 'точке с координатами 48,4 0 северной широты и 56,5 0 восточной долготы. Функционирует с 1947 года. Предназначен для пусков боевых баллистических ракет, геофизических и метеорологических ракет, а также космических объектов небольшой массы. Выводимые на орбиту искусственного спутника Земли космические объекты имеют наклонение орбиты к плоскости экватора в пределах от 480 до 510. С 1988 года не эксплуатируется.

Ведущий: С 18 октября 1947 года начинается отсчет функционирования космодрома Капустин Яр. Именно в этот день в 10 часов 47 минут по московскому времени произведен первый старт баллистической ракеты в СССР. Ракета поднялась на высоту 86 километров и достигла поверхности Земли в 274 километрах от старта. Первая серия пусков была произведена с 18 октября по 13 ноября 1947 года. В этот период были запущены 11 ракет А-1. Были удачи, были отказы, но это касалось ракет, а не наземного оборудования. На 10 лет (с 1947 по 1957 год) Капустин Яр был единственным местом испытаний советских баллистических ракет.

Ведущий: Космодром “Плесецк” Космодром "Плесецк" (слайд № 16). (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Распологаясь на щитообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. История космодрома начинается с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 января 1957 года, когда было принято решение о создании военного объекта с условным наименованием "Ангара" - первого соединения межконтинентальных баллистических ракет "Р-7". В том же году началось строительство первых стартовых комплексов.

Ведущий: СВОБОДНЫЙ — НОВЫЙ КОСМОДРОМ РОССИИ. (слайд № 17). История рождения космодрома.

Так как возникли проблемы с космодромами “Байконур” и “Плесецк”, необходимо было выбрать территорию для нового космодрома. В этом плане работали комиссии. На основе проведенного анализа территории России комиссия пришла к выводу, что потенциально пригодными для реализации поставленных задач являются только южные районы дальневосточного региона и острова Сахалин. Несмотря на столь значительную территорию России, более близких к центральной части страны мест, пригодных для размещения космодрома не имеется.

Ведущий: Так, регион юга европейской части России, в восточной части которого находится полигон Капустин Яр. широко освоен, что затрудняет размещение такого крупного объекта как космодром, и не удовлетворяет требованиям обеспечения запусков: трассы запусков на низкие наклонения проходят над территорией иностранного государства (Республики Казахстан), а на высокие — над крупными городами и промышленными центрами.

Ведущий: Регионы юга Сибири и Забайкалья в основном представляют собой труднодоступную гористую местность, и оттуда невозможны запуски на орбиты с низкими наклонениями, необходимые, в первую очередь, для геостационарных ИСЗ, поскольку при этом активные участки полета ракет-носителей проходили бы над территориями МНР и Китая.

Ведущий: Для размещения космодрома также оказались подходящими и не все районы Дальневосточного региона. К сожалению, непригодной с географической точки зрения оказалась южная часть Дальневосточного региона — район около городов Владивосток и Уссурийск. Географическая широта данного района (в диапазоне 43-44° с.ш.) является для Российской Федерации одной из самых южных Для сравнения можно заметить, что это даже южнее района космодрома Байконур на 2-3°. Расположенная севернее отданного района местность — Сихотэ-Алиньский горный массив — практически недоступен и не освоен, Минимально необходимые условия для размещения космодрома имеются лишь в диапазоне от левобережья реки Амур и г. Советская Гавань, где заканчивается Байкале-Амурская магистраль и обеспечиваются все наклонения запусков ракет-носителей, а районы падения их отделяющихся частей приходятся на акватории Тихого океана и Охотского моря, что не требует отчуждения территорий на суше.

Ведущий: Ближайшим к центральным районам России в западной части этой области на Транссибирской магистрали располагается район г.Свободный Амурской области, откуда также обеспечиваются возможности запусков на все необходимые наклонения Основным требованиям и ограничениям по размещению космодрома удовлетворяет и территория О.Сахалин, особенно его южная оконечность в районе п Озерский и Новиков, расположенная на широте 45° Но этот район крайне удален от остальной территории России, не имеет железнодорожного сообщения, и там отсутствуют производственная и строительная база и ресурсы. Таким образом, задача выбора места расположения космодрома была сведена к двум основным районам: г.Советская Гавань и г. Свободный.

V страница (слайд № 18)

Учитель: Рассматривая космос, встает вопрос о будущем. Наша очередная страница журнала попробует ответить на этот вопрос.

Ведущий: Все успехи орбитальных станций оказались значимыми только для биологии и собственно пилотируемой космонавтики, которая пока не приносит реальной и очевидной отдачи обществу, к тому же перестала быть средством агитации и оружием в завершившейся холодной войне. Так стоит ли, возникает у обывателя законный - с его точки зрения - вопрос, расходовать на это дело колоссальные средства? К сожалению, органы, руководящие космонавтикой в разных странах, до сих пор не выработали ответа на него. Отнюдь не потому, что такового не существует. Это привело космонавтику к кризису, в котором она находится с начала 70-х гг. XX в. Главные его признаки - стабилизация объёмов грузопотока "Земля - космос" (примерно на уровне 100-150 т в год) и замедление или прекращение разработок новых транспортных и пилотируемых космических систем. Оба явления тесно связаны между собой. Устойчивость грузопотока объясняется совершенствованием бортового оборудования космических автоматических аппаратов, что позволяет решать те же задачи, оперируя меньшей массой. Однако отсутствие новых задач, в свою очередь, связано с тем, что возможности космического транспорта остаются почти неизменными с конца 60-х гг. XX в.

Ведущий: В самом деле: большая часть эксплуатируемых сегодня ракет-носителей создана на базе их боевых аналогов, разработанных ещё на заре космической эры. Так, отечественный "Союз" - модификация той же ракеты, с помощью которой был запущен первый спутник, "Протон" летает с 1966 г., американские "Титан", "Дельта" и "Атлас" - модификации боевых ракет, созданных в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. Нынешний облик космического корабля "Союз" определился в 1963 г., в 1966-м появились модули, использовавшиеся при сооружении станций "Мир" и Международной космической станции, в 1974 г. закреплён облик воздушно-космического самолёта "Спейс шаттл". Ракеты-носители, сконструированные для замены аппаратов предыдущего поколения (советские "Зенит" и "Энергия", американские "Атлас-5" и "Дельта-1У", европейский "Ариан-5"), несмотря на многочисленные технологические усовершенствования, не содержат принципиальных новшеств, меняющих их технические характеристики. Создание систем, основанных на качественных изменениях (американские "Дельта Клиппер", "Венчур Стар", британский "Хотол", немецкий "Зенгер"), по разным причинам было прекращено.В результате почти не снижается стоимость доставки грузов в космос, не растёт и грузоподъёмность ракет. Космические корабли не могут решать какие-либо практические задачи, кроме обеспечения полёта. Не гарантируется, по современным представлениям, безопасность запуска грузов и полёта человека. А проще говоря, нет средств, поскольку нет решаемых задач, а задачи не ставятся из-за отсутствия средств их решения...

Ведущий: Индустриализацией космоса космонавтика отнюдь не исчерпывается. Просто есть вещи, которые необходимы для физического выживания, а есть, говоря высоким стилем, вечный поход в неведомое, бесконечная битва с непознанным. И очевидно, что, опираясь на космическую (лунную, например) промышленную базу, исследования Солнечной системы и космоса вообще можно будет развернуть в несоизмеримо больших масштабах, чем при запусках с Земли!

Ведущий: Следует отметить, что для физического существования человечества, предотвращения массового голода и геноцида, всё равно придётся тем или иным образом радикально менять научно-промышленный фундамент нашей цивилизации, причём достаточно скоро. Известны два возможных варианта таких перемен: вовлечение в народно-хозяйственный оборот внеземных ресурсов энергии и переход на совершенно новые технологии. Из последних сегодня на слуху нанотехнология, или технология атомарной сборки.

Ведущий: Не менее важно и другое. Космическое пространство - среда, абсолютно чуждая человеку. Её исследование и освоение потребует серьёзных усилий, возможных только при одном условии - объединении всех народов в единое Человечество. Этот процесс объективен и потому неизбежен. Вопрос не в том, объединяться или не объединяться, а в том, как и во имя чего. Те формы, которые характерны для наших дней (так называемая глобализация), вызывают отвращение и сопротивление во всё более широких слоях населения многих стран мира.

Учитель: На этой ноте и закончим наш журнал. Учитывая все сказанное, следует предполагать грандиозное развитие космонавтики. Пусть сейчас темпы развития очень медленны, но как показывает история - рано или поздно люди возвращаются к идеям и воплощают их в жизнь.

14.05.2015