Интегрированный урок русского языка и урока психологического развития «Развитие мыслительных и творческих навыков» с компьютерными технологиями. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: развитие умения применять имеющиеся знания в различных видах деятельности, развитие мышления и творческих навыков.

Задачи:

  • отработка орфографического навыка правописания безударных окончаний прилагательных;
  • способствовать развитию мышления, словарного запаса, воображения;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков саморегуляции.

Формы работы: фронтальная, парная, тестирование.

Необходимый материал: мультимедиа проектор (для демонстрации слайдов), карточки с заданиями, мяч.

Примечание: В презентации слайды 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15 активны (с использованием анимации).

Ход занятия

1. Представление. Гимнастика мозга (3 мин.)

Учитель: Сегодня мы с нашим школьным психологом проведем совместный урок - урок русского языка и психологического развития.

Психолог: А чтобы настроиться на урок мы сделаем с вами упражнение Гимнастики мозга “Позитивные точки”, которое помогает стать спокойнее, увереннее, настроиться на урок.

Положите три пальца обеих рук на точки, находящиеся на лбу над глазными яблоками, посередине между линией бровей и волос.

Подержим пальцы на этих точках до возникновения тепла или пульсации. Дышим спокойно.

Для того чтобы лучше думать, читать и писать мы сделаем упражнение “Кнопки мозга”.

Положите одну руку ладошкой на пупок.

Другую руку разместите под ключицами, слева и справа от грудины. Массируем точки с одной стороны большим пальцем, с другой средним и указательным.

Меняем руки и повторяем упражнение.

2. Минутка чистописания (4-5 мин.). Слайды 2–5. Презентация

Слайд 2

ая яя ий ый ой ые ие

Учитель: Прочитайте эту строку. Что она вам напоминает?

Дети: Окончания имён прилагательных.

Учитель: Обратите внимание на нижнее и верхнее соединения букв. Спишите, распределив окончания имён прилагательных, в несколько групп по какому-либо признаку. Объясните свои действия.

Дети могут распределить окончания следующим образом.

Вариант 1. Слайд 3

1гр. Окончания имён прилагательных женского рода.

-ая, -яя

2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода.

-ий, -ый, -ой

3 гр. Окончания имён прилагательных во множественном числе.

- ые, - ие

Вариант 2. Слайд 4

По звуковому составу.

1 гр. Звуков больше, чем букв.

-ая, -яя, -ые, -ие

2 гр. Звуков столько же, сколько и букв.

-ий, -ый, -ой

Вариант 3. Слайд 5

1 гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие мягкость согласных звуков на письме:

-яя, -ий, -ие

2 гр. Окончания, которые начинаются на гласные буквы, обозначающие твердые согласные звуки на письме:

-ая, -ый, -ые, -ой

3. Формулирование темы и цели урока (2 мин.). Слайды 6, 7

Учитель: Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

Дети: Безударные окончания имён прилагательных. Их правописание. (Слайд 6)

Учитель: Кто сможет определить цель нашего урока?

Дети: Тренироваться в выборе верного безударного окончания имени прилагательного.

Учитель: Что мы будем делать для того, чтобы достичь поставленной цели?

Дети: Необходимо составить план действий на уроке.

Учитель: Составим план действий.

Дети называют свои варианты плана действий на уроке. На экране появляется план. (Слайд 7)

1. Вспомнить, какую часть речи называют прилагательным.

2. Вспомнить способы проверки безударных окончаний имен прилагательных.

3. Выполнить тренировочные упражнения по выбору окончаний имён прилагательных индивидуально и по парам.

4. Подвести итог урока.

Учитель предлагает детям дать определение имени прилагательного и способы проверки безударных окончаний, используя Слайд 8, 9

4. “Пятый лишний” (6 мин.). Слайды 10, 11, 12,13.

Психолог: Здесь в строчке написано пять слов (предложить одному ученику зачитать их). Четыре слова можно объединить в одну группу, а одно слово к этой группе не относится. Это слово лишнее. Его надо найти и исключить.

Возможные варианты объединения в группы:

  1. С точки зрения части речи.
  2. Синонимы-антонимы.
  3. Словарные слова.
  4. По составу слова.

5. Разбор слова по составу.

Психолог: Запишите слово “серенький” в тетради (Слайд 14) , разберите его по составу. Какие однокоренные слова можно подобрать? Запишите.

В это время Учитель раздает детям на выбор Карточки с заданием 1 желтого и зеленого цветов.

6. Текст для фронтальной работы. Презентация с пропущенными буквами (5 мин.) Слайд 15

Учитель предлагает детям выполнить задание: вставить пропущенные буквы и объяснить почему, указывая род, число, падеж.

Под небом (каким?) голубым,

улыбка (какая?) обаятельная,

без ложки (какой?) серебряной,

вышли на улицы (какие?) тихие,

для решения (какого?) верного,

на лодке (какой?) лёгкой.

Затем учитель предлагает детям выполнить задания карточки 1 для самостоятельной работы.

Дети выполняют задания по выбору и по степени сложности (дифференцированный подход).

Карточка с заданием 1 (желтого цвета)

Вставить пропущенные буквы, указать падеж.

О з…лён… ёлке, от бер…жлив… хозяина, в прекрасн…м настроении, за б…льн… сестрой, от в…твист… дер…ва, перед к…пустн… гря…кой, в медн… т…зу, от кисл… м…л…ка, с заботлив… …тцом.

Карточка с заданием 1 (зеленого цвета)

О з (и/е)лён… ёлке, от бер(е/и)жлив… хозяина, в прекрас(_/т)н..м настроении,, за б(о/а)льн… сестрой, от в(е/и)твист… дер(е/и)ва, перед к(о/а)пустн… гря(д/т)кой, в медн… т(о/а)зу, от кисл… м(о/а)л(о/а)ка, с заботлив… (о/а)тцом.

Карточки не проверяются, остаются на рабочих столах учеников до конца урока.

Учитель: Придумайте словосочетания. (Приложение. Карточка 2)

Вспомните, какого рода данные имена существительные.

Подберите подходящие имена прилагательные к именам существительным, запишите.

Шампунь, кенгуру, кофе, какао, тюль, рояль.

(Например: душистый шампунь, огромный кенгуру, ароматный кофе, сладкое какао, белоснежный тюль, чёрный рояль).

Учитель: Настало время физкультминутки.

6. Физкультминутка “Какой? Какая? Какие?” (3 мин.)

Психолог: (игра с мячом) Ребята, давайте поиграем в игру. Отложите ручки. К словулесподберите как можно больше имен прилагательных. Будьте внимательны, слушайте друг друга и не повторяйтесь.

7. Антонимы. 3 карточка. Для проверки работы. Слайд 16.

Работа в парах.

Учитель: Подберите антонимы к каждому прилагательному и запишите их во множественном числе. Работая в парах, решите сами, кто будет записывать сначала, кто потом (см. Приложение. Карточка 3)

8. Тест для фронтальной работы. Выбери правильный ответ.

Букву правильного ответа записывают в тетради в строчку. Слайды 17, 18, для проверки слайд 19. Версия для печати (Приложение. Карточка 4).

9. Упражнение “Составь предложения” (работа в парах). (4 мин.)

Психолог: Я выбрала для вас три слова “дерево, снежная, земля”. Сможете написать предложение, в котором эти три слова встречаются одновременно? Окончания слов можно менять.

Работать сегодня будем в парах. Составьте одно предложение, которое звучит разумно и одно предложение, которое звучит смешно. В предложениях укажите части речи. На это у вас есть 2 минуты. Предложения записывает каждый в своей тетради.

Договоритесь в парах, кто будет зачитывать предложения.

10. Рефлексия: (1 мин.). Слайд 20

Учитель: Наше занятие подходит к завершению (учитель предлагает ребятам закончить предложения).

Я узнал….

Я научился…

Мне понравилось…

Моё настроение…

По окончании учитель предлагает записать домашнее задание.

Учитель: Выберите себе домашнее задание по желанию:

1 вариант. Записать 6-8 предложений на тему “Солнечный зимний день” с использованием прилагательных (с указанием падежей).

2 вариант. Выписать 15 слов из толкового словаря слова, которые характеризуют хорошие качества человека.

3 вариант. Выписать 15 слов из толкового словаря слова, которые характеризуют отрицательные качества человека.