Педагогические мастерские

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Сегодня может быть не каждый
Всё принял, понял и достиг,
Но безусловно очень важно
Почувствовать хоть малый сдвиг.
Ведь после ваших мастерских
В душе не будет уж покоя,
Творить захочется такое!!!
Что уж не вместит этот стих.

Ирина Б.

Младший школьный возраст – важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребёнок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.

Как повысить интерес к обучению? Как сделать, чтобы школьники не только усвоили определённые знания, но стали умнее, научились самостоятельно мыслить? Как развивать у учащихся не только исполнительские, но и творческие способности? Эти вопросы волнуют каждого педагога.

Современная школа ставит перед собой задачи развития инициативы детей, их творческого потенциала. Деятельность ребёнка должна быть направлена на создание чего-то нового, в данном случае – знаний.

Современная жизнь школьников требует от них больше смекалки, сообразительности и творчества. Всё это можно развивать в начальных классах на уроках, которые проводятся в форме игр, сравнений, показывают связь с окружающей жизнью. Учителя начальных классов находят новые формы проведения уроков. Одним из таких открытий были педагогические мастерские.

В 2000 году группа учителей города Астаны в течение месяца обучалась в Санкт-Петербургском Государственном Университете педагогического мастерства. Семена новой педагогической технологии, посаженные в стенах этого университета, дали свои ростки. Появилось желание создавать мастерские. В нашем городе ежегодно проводятся семинары-тренинги, на которых обучаются учителя, желающие познакомиться с инновационными технологиями Нельзя сказать, что все учителя, посетившие эти семинары, создают мастерские или используют данную работу на практике. Может быть не все мастерские, отвечают требованиям, но положительные моменты всё-таки есть, и заключаются они в переломе стереотипов построения уроков. Педагогические мастерские открыли простор для творчества самого учителя.

Чем отличается педагогическая мастерская от урока?

Мастерская – это специально подготовленное действо, событие в жизни мастера и учеников, где в специально подготовленном пространстве ученики создают, конструируют, строят свои знания. Учитель выступает в роли мастера – консультанта, советчика, помогающего осмысливать учебную работу, передать не информацию, а способы деятельности (исследования, анализа, обобщения, создания творческих работ). Цель мастерской – не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Проблема ставится учениками, как необходимость, а мастер помогает учащимся пройти путь от создания хаоса к построению знаний.

Взаимоотношения участников мастерской строятся на ряде гуманистических принципов: “все свободны”, “все способны”, “все равны”, ученик достоин такого же уважения и признания, как учитель.

Существует многообразие типов мастерских: мастерские конструирования или построения знаний, мастерские письма, позиционные мастерские, проектные мастерские, мастерские сотрудничества и многие другие. Каждая мастерская несёт в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества. И тайна раскрывается только в том случае, когда весь процесс будет пережит. Рождается радость открытия, вера в собственные силы. Знания, полученные таким путём, не забудутся, отложатся в сознании каждого ученика. Творческие личности получат толчок для творческой деятельности.

Можно ли построить такую работу с учениками первых классов?

Организация работы мастерских с учениками первых классов нуждается в предварительной подготовке. Начинать работу необходимо с проведения дидактических игр, заданий и упражнений, выполняемых в парах, в четвёрках, в группах малого состава. Во время проведения таких игр и упражнений необходимо соблюдать правила общения и сотрудничества, развивать коммуникативные способности, воспитывать объективную самооценку. И только после такой предварительной подготовки можно пережить мастерскую, построенную в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Создавая мастерские необходимо помнить о жизненном опыте, о зоне ближайшего развития каждого ребёнка, о круге его интересов.

В 2-х, 3-х и 4-х классах удаются мастерские построения новых знаний по литературному чтению, по познанию мира, творческие мастерские письма. Ученикам 3-х, 4-х классов можно предлагать такие мастерские, в которых учащиеся, используя свои знания и навыки, дружно работая в поисковых группах, смогут самостоятельно вывести, “открыть” орфографическое правило, способов решения математической задачи, и т.д. В четвёртых классах можно проводить проектные мастерские и мастерские сотрудничества.

Каждый этап мастерской должен быть тщательно продуман, чтобы “запустив индуктор”, суметь “завести весь механизм” педагогической мастерской, и в конечном итоге достичь поставленной цели урока.

Пример. Перед учителем стоит цель: подготовить учащихся к восприятию рассказов о войне. Для достижения поставленной цели необходимо через зрительное и слуховое восприятие включить эмоции и чувства.

Индуктором выбрано обращение к ассоциативному и образному мышлению. Доска делится на три части, в каждой из которых записываются ассоциации: 1) к слову война, 2) к прослушанному музыкальному произведению “Песня бравого солдата”, 3) к прослушанному стихотворению Т.Молдагалиева “Отец” (литературное чтение 2 класс).

Второй этап – работа с материалом: ученикам предлагается написать эссе на тему “Война”.

На этапе социализации происходит соотнесение своей деятельности и деятельности других. Дети представляют результаты своего труда.

Появляется запрос, желание узнать, как жили люди в то тяжелое время? В хрестоматии по литературному чтению для 2 класса есть произведение А.Жарикова “Максимкин орден”, оно поможет ребятам найти ответ на возникший вопрос. После самостоятельного прочтения данного рассказа учащимся предлагается обсудить прочитанное произведение у в группах, затем предложить на выбор способ предъявления результата всему классу.

Последний обязательный этап – рефлексия. Самоанализ. Не оценочное суждение: “это хорошо, это плохо”, а анализ собственных мыслей, чувств, знаний, мироощущений…

Мастерскую трудно пересказать, её нужно видеть.

Педагогическая мастерская – творческий акт. Однако, как и любой другой творческий акт, процесс обучения, чтобы быть эффективным, требует хорошо осознанных знаний, позволяющих преподавателю варьировать характер обучения в соответствии с его целями и требованиями конкретной ситуации. Для этого педагог должен понимать, что такое умственное развитие, по каким показателям о нём следует судить, каковы те основные принципы, реализация которых может обеспечить высокий темп психического развития учащихся, и те условия, при которых каждый из этих принципов будет наиболее эффективным.

Педагогические мастерские дают большие возможности для творческого роста детей, позволяют каждому ребёнку включиться в поисковую работу. Мастерская позволяет в рамках учебной деятельности смоделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к субъекту, решающему её.

Проанализировав работу по внедрению педагогических мастерских в практику можно назвать положительные результаты:

  1. Повышается познавательная и творческая активность учащихся;
  2. Учащиеся получают навыки самостоятельной работы с научной и художественной литературой;
  3. Происходит развитие мыслительных процессов: умение анализировать, синтезировать и классифицировать учебный материал;
  4. Приобретаются навыки коллективной работы.