Анализ воспитательной работы МКОУ «Малоатлымская СОШ»

Разделы: Администрирование школы


Целью воспитательной работы школы является:

совершенствование воспитательной системы школы, направленной на формирование устойчивого нравственного поведения учащихся в системе личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Задачи.

  1. Изучать личностные качества личности, выявлять их потребности в различных видах деятельности, поддерживать творческую и общественную активность воспитанников.
  2. Создавать условия для нравственного, коммуникативного, интеллектуально, эстетического, физического самовыражения учащихся.
  3. Способствовать развитию навыков саморегуляции, самореализации личности, социально-адаптивного поведения учащихся.
  4. Активизировать работу педагогов по формированию системы ученического соуправления в школе.
  5. Активизировать работу педагогов по вовлечению учащихся группы риска в воспитательные мероприятия, работу кружков, споритивных секций.
  6. Повысить уровень воспитанности на 5 процентов.
  7. Активизировать деятельность детской организации.
  8. Расширить зону деятельности волонтёрского движения.

Воспитательная работа школы осуществляется в процессе обучения и во внеурочное время. Работа строится по тематическим периодам и видам деятельности: познавательная, трудовая, общественная, художественная, спортивно-оздоровительная и ценностно- ориентированная. При планировании   воспитательной работы в 2013-2014 уч. году был сделан упор на следующие аспекты воспитательной работы:

  • патриотическое и гражданское воспитание учащихся
  • духовно-нравственное воспитание учащихся
  • совершенствование работы по традиционным направлениям;
  • ученическое самоуправление: развитие форм и методов работы;
  • пропаганда ЗОЖ (профилактика ПАВ и ДТП), спортивно-оздоровительная работа;
  • укрепление сотрудничества с родителями;
  • научная работа;
  • работа классных руководителей;
  • социальная работа в школе.

С анализом воспитательной работы вы можете ознакомиться в приложении 1

Приложение 1

Воспитательная работа школы осуществляется в процессе обучения и во внеурочное время. Работа строится по тематическим периодам и видам деятельности: познавательная, трудовая, общественная, художественная, спортивно-оздоровительная и ценностно- ориентированная. При планировании   воспитательной работы в 2013-2014 уч. году был сделан упор на следующие аспекты воспитательной работы:

  • патриотическое и гражданское воспитание учащихся
  • духовно-нравственное воспитание учащихся
  • совершенствование работы по традиционным направлениям;
  • ученическое самоуправление: развитие форм и методов работы;
  • пропаганда ЗОЖ (профилактика ПАВ и ДТП), спортивно-оздоровительная работа;
  • укрепление сотрудничества с родителями;
  • научная работа;
  • работа классных руководителей;
  • социальная работа в школе.

1. Патриотическое и гражданское воспитание учащихся.

Целью данного направления ВР является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- воспитание личности учащегося, как   гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- воспитание отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведет к человеческим жертвам.

В течение учебного года согласно плану работы школы проводились мероприятия по патриотическому воспитанию:

  1. Проведены тематические классные часы: “День толерантности”, “Пионеры-герои Великой отечественной войны”, “Книга, прочитанная мною, о пионерах-героях”.
  2. Участие с 7 февраля по 28 февраля 2014 года в месячнике военно-патриотического воспитания “Готов служить России”. В рамках  месячника были проведены различные мероприятия, спортивные соревнования  тематические классные часы, которые были нацелены на воспитание детей на судьбах наших предков, на прошлом и настоящем нашей Родины, на Памяти. Обучающиеся школы приняли участие в:

- окружном интернет конкурсе “Письмо солдату из будущего в прошлое”;

- дне здоровья “В здоровом теле – здоровый дух”, посвящённый открытию зимних олимпийских игр;

- классных часах с просмотром видеофильма “Сталинградская битва”, “Дорогами Великой Отечественной войны”, “Мы будущие защитники отечества”;

3. Участие в творческом периоде “Готов служить России”: просмотр презентаций “История по улицам идёт”; участие в Дне здоровья “В здоровом теле – здоровый дух”, посвящённый открытию зимних олимпийских игр;

4. В мае организована декада, посвященная 69-годовщине  Великой Победы, в рамках которой учащиеся школы приняли участие конкурсе чтецов “Мое любимое стихотворение о Великой Отечественной войне”. В рамках акции “Дом без одиночества” прошли встречи с ветеранами, которые для учащихся нашей школы давно стали традицией, дети поздравили открытками пожилых людей- тружеников тыла, детей войны. Интересной формой общешкольного мероприятия стало проведение  концертной программы “Поклонимся Великим тем годам!”- отв. методическое объединение учителей гуманитарного цикла. Учащийся и педагог школы  приняли участие в районном этапе Всероссийской акции “Георгиевская ленточка – 2014”. 9 мая в день 69-летия Победы все учащиеся  1-11 классов и педагоги школы участвовали в акции “Победа входит в каждый двор”, в рамках которой посетили семьи ветеранов. В целях привлечения учащихся к социально-значимой деятельности организованы акции  “Открытка ветерану”,  9 мая обучающиеся приняли участие в акции “Я помню, я горжусь!”.

5. В рамках окружного экологического марафона “Моя Югра - моя планета!” все учащиеся приняли участие в викторине “Пернатые знатоки”, выставке детских рисунков “Пернатые друзья”, в работе секции “Художник – орнитолог”, в просмотре фильма о птицах России.

Вся запланированная работа по данному направлению выполнена. Тем не менее, в новом учебном году работа по патриотическому воспитанию должна быть продолжена. 

2. Нравственное воспитание учащихся.

Нравственно-эстетическое воспитание являлось одним из основных направлений   воспитательной работы в классе в прошедшем году.

Для реализации поставленной цели в начале учебного года были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:

1. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, уважения   к правам и обязанностям человека.

2. Расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств.

3. Развитие диапазона управлением учащимися своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармонического межличностного взаимодействия.

4. Поддержка творческой активности учащихся.

5. Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности за воспитание и обучение детей.

6 Качественное улучшение индивидуальной работы с учащимися, работы по охране детства.

В процессе педагогической работы всеми классными руководителями уделялось особое внимание формированию нравственного поведения школьников.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

В течение 2014 г проведены тематические классные часы, направленные на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся:

“Учимся делать подарки” (поздравление мальчиков и девочек с 8 Марта и 23 февраля),

“Дружбой дорожить умейте”.

“Что значит быть гуманным”.

“Благодарю тебя”.

“Учимся делать комплименты”.

“Чтоб чувства добрые согрели”.

Традиционно в школе проводится акция, посвященная Дню Матери, Все дети школы приняли участие и в праздничном концерте. С целью воспитания толерантности в школе прошёл кустовой фестиваль “Творчество народов Югры”, в котором приняли участие 80% обучающихся и 45% родителей.

В этом году велась работа по изучению Основ Православной культуры, данный курс изучается обучающимися 4 класса.

Учащиеся школы приняли участие в районном творческом конкурсе “Предпринимательство сегодня” по итогам которого диплом первой степени и ценный приз получила ученица 9 класс Груненкова Анастасия, диплом 3 степени выпускница 11 класса Викторова Ольга, шесть учащихся получили дипломы участников. В IV районной исследовательской конференции “Юный изыскатель” приняли участие 25 учащихся. Диплом 1 степени у учащихся второго класса за работу “Какие варежки теплей”, и диплом 2 степени за работу “Сказка своими руками” у учениц третьего класса.

Обучающиеся школы продолжают участие в различных олимпиадах (УРФО, Югорский умник).

Традиционно в рамках акций и предметных недель проводятся  творческие конкурсы, в которых ребята принимают активное участие. Во время творческого периода “Великие ценности” (участие в спортивных соревнованиях, посвященных всемирному Дню здоровья, час общения “Знакомство с КОАП”, День космонавтики)

3. Ученик и его здоровье.

Физкультурно-оздоровительное направление деятельности школы осуществлялась в ходе реализации программ “Мы за ЗОЖ”, “Наркостоп” и “Нарконет”, целью которых являлось создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у   школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

В соответствии с программами были определены основные направления работы:

- профилактика и оздоровление – физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, утренняя зарядка, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно-консультативная работа – лекции медицинских работников, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни:  тур слеты, спортивные соревнования, работа спортивных секций.

 В течение 2013-2014 уч. года в школе работали спортивные секции “Баскетбол”, “Волейбол”, для обучающихся среднего и старшего звена и “программа ОФП” для обучающихся начальных классов, “Шахматный” для обучающихся всех возрастов. Школьники приняли участие во всех районных соревнованиях. Проведены 4 дня здоровья, турслёт, посвящённый Всемирному дню туризма. В феврале в зональных соревнованиях школ Южной группы Б в соревнованиях по баскетболу среди девушек 5-8 классов и в соревнованиях по баскетболу среди юношей 5-8 классов обе команды заняли 3 место, 27 обучающихся (47%) приняли участие в лыжных гонках “Лыжня России” имеются дипломы всех степеней, в зональных соревнованиях школ Южной группы Б в соревнованиях по волейболу среди девушек 9-11 классов 1 место и соревнованиях по волейболу среди юношей 9-11 классов заняли 2 место. В марте в районных соревнованиях “Безопасное колесо – 2014” 1 место, в районных соревнованиях “Весёлые старты” - 1 место.

В течение учебного года школьники приняли активное участие в Днях здоровья, “Веселых стартах”. В рамках творческого периода “Творчество. Сотрудничество. Поиск” ученики школы приняли участие в спортивных состязаниях “Мама, папа, я – дружная семья”, в просмотре кино- и телефильмов, посвящённых экологии, рациональному природопользованию, в акция “Пешеход, на переходе!”, “Живые знаки”, “Внимание - дети!”. Проведены классные часы “Мы знаем правила гигиены”.

Таким образом, реализован комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей, включающий в себя организацию и проведение каникулярного отдыха детей, инструктажей по правилам техники безопасности, мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся, детского травматизма на дорогах, табакокурения, встреч детей с представителями правоохранительных органов, медработником, участие коллектива класса в  спортивных, общешкольных мероприятиях.

К сожалению, не все учащиеся школы посещают спортивные секции. 

 Возможные пути решения проблем:

1. Охват 100%  занятостью спортом учащихся школы.

2. Привлечение родителей к участию в спортивных мероприятиях.

3. Привлечение медицинских работников к совместной профилактической деятельности.

4. Работа с родителями.

4. Правовое воспитание

Правовые недели, проводимые раз в четверть позволяют осуществлять профилактику безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних и решать задачи по внедрению комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности, защищать права и законных интересов детей и подростков, снижению подростковой преступности. Мероприятия, проводимые в рамках недели позволяют формировать гражданскую позицию, нравственные качества, духовную культуру учащихся.

В школе проведены следующие мероприятия:

- Конкурс “Жизнь учит лишь тех, кто её изучает” (5-6 кл.)

- Тематические классные часы:

  • Дети имеют право.
  • Права ребенка – твои права.
  • Мы выбираем, нас выбирают.

- Конкурс детского рисунка “Права детей”, конкурс рисунков на асфальте в 1-4 классах “Мир и семья”;

- Внеклассные мероприятия “Ваши права!” (4-5 кл.), “Давайте задумаемся над Законом (7-11 кл)”, “Права и обязанности школьника” (1-11 кл), “Режим дня школьника” (1-11 кл), “Я и Закон” (9-11 кл);

- Внеклассное мероприятие “Права детей”;

- Тренинг “Изучаем права человека”;

- Викторина “Конвенция о правах ребенка”;

- На классных родительских собраниях выступали с лекциями на тему: “Счастлив тот, кто счастлив дома”, “Права ребенка в семье”

5. Спортивно-оздоровительная деятельность

Большая работа была проведена по профилактике употребления ПАВ. Педагогами школы второй год ведётся работа по программе профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди учащихся МКОУ “Малоатлымская СОШ” разработанной Тутыниным А.С. Основной целью программы является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

В сентябре, ноябре и в апреле были проведены единые дни профилактики правонарушений и употребления ПАВ. Задачи: пропаганда здорового образа жизни (научить детей делать здоровый выбор, иметь свою точку зрения, уметь говорить “нет”).

По всем классам прошли мероприятия в различной форме:

- 1 класс – беседа врача- терапевта “Тайны нашего организма”,

- 2 класс – устный журнал “ Расти здоровым”;

- 8 класс – беседа медицинского работника “Влияние табака на организм ребёнка”;

- 9, 10 класс – час вопросов и ответов “Курение и здоровье – выбирайте сами” (врач- терапевт Чикишева З.Н.);

7 класс - диалог с элементами игры “О полезных и вредных привычках”, “Влияние табака на здоровье подростка”;

11, 7 класс - дискуссия “Курить или не курить?”, “Правда и ложь об алкоголе”;

7 класс – лекция с иллюстрациями “ Пиво – враг подростка”,

8 класс - анкетирование с беседой “ алкоголь и последствия его употребления”.

В целях профилактики наркомании, формирования у несовершеннолетних потребности в ведении здорового образа жизни проведены следующие мероприятия:

- Организована встреча с медицинскими работниками (октябрь, март);

- Состоялись беседы классных руководителей с обучающимися о поведении на улице и во дворе, о профилактике наркомании и токсикомании, об ответственности несовершеннолетних за правонарушения и преступления (в рамках акций “Наркостоп” - октябрь, “Нарконет” - март)

- В октябре проведена акция “Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам”, с целью формирования у обучающихся стремления к здоровому образу жизни. В рамках акции проведены уроки по формированию ЗОЖ, заключительным мероприятием акции был КВН, в котором приняли участие 2 команды юношей и девушек.

- Легкоатлетическая эстафета в сентябре и мае среди уч-ся 1-4 классов (24 чел.), среди уч-ся 5-10 классов (30 чел.)

- Родительские собрания по темам “Здоровая семья – здоровые дети”, “Духовно-нравственное воспитание”.

Согласно районному плану работы были проведены дни профилактики ДТП, целями которых является – предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. В связи с этим: во всей школе классными руководителями проводились в разной форме внеклассные мероприятия, оформлен ежемесячно обновляющийся стенд по ПДД, проведены классные часы на тему: “Безопасное поведение”, проведены инструктажи по ТБ на дорогах в осенний, зимний, весенний периоды, “Безопасный маршрут в школу”, “Противопожарная безопасность в школе”, “Личная безопасность на улице”, “Действия при захвате заложников”, “Противопожарная безопасность в быту”, оформлены и распространены листовки среди учащихся школы “Внимание опасность”, проведены родительские собрания на тему: “Исполнение закона “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, проведены акции “Живые знаки”, “Внимание – дети!”, “Пешеход, на переход!”, разработаны индивидуальные безопасные маршруты в школу, которые в свою очередь размещены на стендах и в дневниках обучающихся, проведены учебные эвакуационные тренировки.

Составлены локальные акты:

  1. №179 – од от 01.09.2013 “О назначении ответственных за организацию безопасной работы”,
  2. №181 – од от 01.09.2013 “О назначении ответственного за проведение общешкольных мероприятий”,
  3. №166 – од от 22.08.2013 “Об обеспечении безопасности образовательного процесса”,
  4. №177 –од от 01.09.2013 “Об охране труда и соблюдении правил ТБ”.

В рамках мероприятия “Декада дорожной безопасности детей” с 19 по 28 сентября в школе прошли беседы на тему: “Права и обязанности пешеходов”, внеклассные мероприятия по правилам дорожного движения, беседы с родителями по правилам дорожного движения, PR – акция “Я – маленький пешеход!”, ученики занимались изготовлением и распространением листовок среди водителей “Будь внимателен, водитель!”. Наиболее интересные мероприятия в рамках месячников это - организация Дня здоровья в сентябре с применением практических навыков езды на велосипеде, знаний ПДД.

Кроме этого, школа второй год работает по программе “Зелёный огонёк”, разработанной Тутыниным А.С. педагогом школы. Основной целью программы является создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД и сохранение жизни и здоровья.

В рамках реализации программы были организованы встречи с инспектором ГИБДД. На них ребята повторяли правила, отрабатывали практические навыки перехода перекрестка, участвовали в различных играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирали ошибки в поведении пешеходов, получали много новой, интересной и важной информации.

6. Ученическое самоуправление

Практические навыки и умения, социальные установки и ценности, которые формируются в процессе самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы наших выпускников. Сегодня многие старшеклассники входят во взрослую жизнь, не пройдя школу самоуправления, поэтому вынуждены приобретать необходимый опыт путем проб и ошибок. Но это многим очень дорого обходится.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

7. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.  

 В нашей школе ученическое самоуправление осуществляется через Организацию Объединённых Классов.

Основными целями и задачами школьного самоуправления являются:

* становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

* приобщение личности к общешкольным ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы;

* создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;

* развитие творчества, инициативы, формирование активной гражданской позиции школьников;

* создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Членами детской школьной организации, являются все учащиеся. Каждый месяц воспитательной работы проходит под эгидой определенной тематики, с которой учащихся школы знакомят лидеры школьного самоуправления. С этой целью проводятся тематические линейки.

Большинство общешкольных мероприятий было организовано и проведено силами членов ООК. В октябре в школе прошел фестиваль “Творчество народов Югры”, день самоуправления, “День учителя”, “День матери”, Новогодние представления, акции “Дари добро”, “Дом без одиночества”, “Живи - лес!”, “Георгиевская ленточка”, “Семья и спорт против наркотиков”. Члены детской организации выполняют функции организаторов и помощников музыкального сопровождения каждого школьного мероприятия, являются полноправными членами жюри в различных конкурсах и соревнованиях, обеспечивают порядок и дисциплину во время прохождения общешкольных мероприятий.

Общим голосованием работа членов детской организации была признана хорошей. Похвальные грамоты получили самые активны члены детской организации: Греку Ирина, Груненкова Анастасия, Киш Ирина, Прокопенко Никита, Галитбарова Елизавета.

В этом году представителям от ООК не удалось побывать на выездной школе актива, организованного Управлением Образования. В конце года Греку Ирина, Груненкова Анастасия и Киш Ирина побывали на Рождественском приеме главы Октябрьского района в качестве поощрения активных и талантливых детей.

Уровень общественной активности учащихся растёт с каждым годом, но несмотря на это вопрос совершенствования школьного самоуправления остается одним из главных направлений работы в следующем учебном году.

8. Укрепление сотрудничества с родителями.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Анализ социального положения показал, что в школе обучаются дети из самых разных семей: рабочие – 37%, служащие – 33%, пенсионеры – 2%, безработные – 21%. Неоднороден состав семей и по материальному благополучию: многодетные -3 %, малообеспеченные – 28%, неблагополучные – 3 %, опекаемые – 1 %.

Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Целенаправленность и эффективность данной работы обеспечивались посредством реализации программы “Образ жизни”, в соответствии с которой осуществлялась работа по следующим направлениям деятельности: диагностика семьи, взаимоотношения с родителями учащихся, организация полезного досуга. Успешно проведены классные родительские собрания, организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты, общешкольные родительские собрания, тематические консультации. Активная работа велась на заседаниях Совета школы и Совета профилактики безнадзорности и правонарушений, в состав которых входит родительская общественность. Ежемесячно осуществлялось родительское патрулирование в места отдыха молодежи.

Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям

Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса. Анализ анкетирования показал, что 96% родителей полностью удовлетворены учебно-воспитательным процессом в школе, 3% - частично и только 1% - нет. Родители принимают участие в решении школьных проблем (84%), активно участвуют в классных и общешкольных собраниях, научно-практических конференциях, педагогических лекториях (63%). Проведенное анкетирование показывает, что родители, как и учащиеся, в целом положительно относятся к школе, доверяют нашим педагогам (75% опрошенных).

9. Организация работы классных руководителей.

Отработана система работы классных руководителей. Коллектив классных руководителей школы работает в соответствии с воспитательными подпрограммами, в рамках которых планируется и проводится работа в классах. Для повышения профессионализма и педагогического мастерства учителя школы ежегодно принимают участие в районном конкурсе педагогического мастерства “Учитель года”.

Все классные руководители уделяли в текущем году большое внимание формированию у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, гуманистического мировоззрения, осознания своих прав и прав других людей, решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Важное место отводится классными руководителями работе “Семейного клуба”, созданию условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно - воспитательного процесса, организации целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использованию активных форм просветительской деятельности, созданию благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания. Формы работы, которые используют классные руководители разнообразны, это тематические классные часы, фотовыставки, круглые столы, практикумы, лектории, игры, участие родителей в патрулировании, в общешкольных мероприятиях. Хорошо поставлена работа родительских комитетов. Наиболее распространенными формами остаются: родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, психолого - педагогические диагностики, дневник и звонок по телефону.

Что касается старших классов, их объединяет работа в рамках профориентационной работы. По данному направлению в текущем году проедена серия классных часов по теме “Выбор профессии” - 7 кл. Беззубова И.Р.., “Ориентация в жизни”, “Выбор жизненного пути”, “О профессии учителя” 10 кл. Галитбарова Н.В.., “Мой выбор”, “Кем быть, каким быть?”, “Как выбрать профессию?” 9 кл. Груненкова Н..В.,“Профессия. Выбираем вместе”, “От экзамена к жизненно – важному выбору” 11 кл. Галитбарова И.М.

Особая забота классных руководителей – это дети “группы риска”. Данным детям и их семьям уделяется особое внимание, и целый ряд мероприятий по профилактике: вовлечение трудных подростков в различные кружки и секции, в работу органов самоуправления, в подготовку и проведение различных мероприятий: спортивных, трудовых. Наиболее распространенными формами работы с проблемными детьми являются: индивидуальные беседы с учащимися, их родителями и учителями - предметниками, посещение учащихся на дому. Постоянно осуществляется связь с родительскими комитетами классов.

Во всех классах достаточно успешно действуют органы самоуправления в основном, сменного состава, систематически проходят классные собрания, на которых учащиеся учатся демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Тематика классных собраний разнообразна: подготовка КТД, поведение отдельных учащихся, выборы и отчет органов самоуправления школы и класса, организация дежурства, участие в общешкольных мероприятиях, анализ проделанной работы.

10. Социальная работа в школе.

Большая социальная работа проводится школой с многодетными и социально-незащищенными семьями. В начале учебного года была сформирована база данных о детях из многодетных семей. Таких семей в школе 10, учащихся – 19.

К социально незащищенным семьям относятся семьи из группы риска. По школе таких семей - 4. Из них в том числе:

- опекаемые - 1 семья в ней 1 ученик школы;

- малообеспеченные – 3 семьи, в них воспитывается 5 учеников, все семьи зарегистрированы в Комитете по социальной защите Октябрьского района;

- неблагополучные - 2 семьи;

- неполные семьи - 11 семей, учащихся 13.

В течение года осуществлялся периодический патронаж семей, которые относятся к группе риска, составлялись акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С родителями проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. Для всех детей из семей группы риска было организовано двухразовое бесплатное питание.

В течение учебного года проводится ежедневный контроль посещаемости учеников, выясняются причины их отсутствия или опозданий, поддерживается тесная связь с родителями и классными руководителями. В случае длительного отсутствия ученика заместитель директора по ВР и классный руководитель посещали обучающихся по месту жительства.

Подростки трудоустраиваются на летний период: организовано 20 рабочих мест с привлечением 18 подростков. Классными руководителями проводится большая работа по вовлечению учащихся, состоящих на разных формах учета, в кружки и секции школы.

Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации поселка, координирующего профилактическую работу, способствует решению некоторых вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении. Кроме того еженедельно педагогический коллектив школы совместно с родителями принимает участие в рейдах общественности по предупреждению правонарушений и контроля свободного времени подростков.

Анализ работы с детьми категории “группы риска” показывает, что 100% детей попадает в нее из-за неблагополучия в семьях, это, так называемые семьи “высокого социального риска”.

Работа с детьми “группы риска” построена на проведении диагностических и практических профилактических мероприятий совместно с классным руководителем.

Исследуются:

- ситуации конфликтного поведения в семье, проблемы общения в подростковой среде;

- профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,

самоопределение и самоутверждение в обществе.

Используются:

- психолого-педагогическая карта-характеристика личности подростка;

- анкетирование родителей “Выявление агрессивности у подростка”;

- тест “Стратегии поведения в конфликтных ситуациях”.

Проводятся:

- занятия с элементами тренинга для подростков “Мир глазами агрессивного человека”,

“Подросток и конфликты”;

- ролевые игры как модель взаимодействия “родитель - подросток”, “Конфликт родителей с подростком и способы его преодоления”;

- диагностика нравственной воспитанности с использованием анкет “Подросток "группы риска" в социуме” и способностей подростка;

- психологические практикумы для подростков “группы риска “Учитесь властвовать собой”;

- тренинговые занятия “Умение жить среди людей”, “Быть уверенным - это здорово!” (формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в подростковой среде).

На классных часах исследуется уровень сформированности толерантности, определения некоторых специфических личностных особенностей; определение самооценки; уровня проявления агрессии и враждебности.

Профилактика наркотической и алкогольной зависимости в 5 – 11-х классах решается через определение уровня осведомленности, изучение мнения подростков по проблемам зависимостей и проведение цикла классных часов, посвященных данным проблемам, совместно с классными руководителями. В результате профилактической и координационной работы всего педагогического коллектива школы в течение 2013-2014 учебного года ни один ученик нашей школы не совершил противоправных действий и не был поставлен на учет в Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав Октябрьского района.

На внутришкольный контроль не поставлен ни один ученик.

11. Задачи и перспективы на новый учебный год.

Исходя из вышесказанного, важнейшие задачи воспитания в следующем учебном году – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда; создание условий для творческой реализации, как педагогов, так и учащихся через поиск новых форм взаимодействия.

Необходимо разнообразить направления дополнительного образования в школе.

Указанные выше недостатки являются отражением проблем в системе образования в целом и в организации воспитательного процесса школы: отсутствие совершенных методов диагностики, использование неэффективных технологий воспитания.

На решение этих важных вопросов будет направлена воспитательная работа в новом учебном году.