Единство эмоционального и рационального в формировании положительного отношения к учебе

Разделы: Общепедагогические технологии


В центре внимания учителя стояла и стоит задача формирования человека с широким диапазоном духовных потребностей, среди которых особого внимания заслуживает потребность в познании, творческом овладении окружающим миром, стремлении и готовности к его преобразованию в пользу общества.

В процессе умственного воспитания важно не просто вооружить школьника знаниями, умениями, навыками, но и пробудить радость познания, наслаждения интеллектуальным творчеством, удовлетворение от самого процесса и результатов умственного труда. Вот почему одной из интеллектуальных проблем настоящего дня является учёт и использование в практике обучения единства эмоционального и рационального.

Вопросы соотношения эмоционального и рационального в познании волновали человечество с незапамятных времён. Уже Платон связывал с интеллектуальным началом такие чувства как умственное волнение, удовольствие и страдание. Аристотель пытался определить значение интеллектуальных эмоций, утверждая, что чувство удивления является побудителем познания, и считал, что само исследование теоретической истины составляет источник очень сильных эмоций. Декарт утверждал, что познание начинается с удивления, а сомнение - мать истины.

Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения - одна из важных педагогических проблем. Чтобы вызвать активное отношение и эмоциональную оценку школьников к изучаемому, учителю необходимо возбуждать интеллектуальные, нравственные и эстетические чувства у учащихся. Чтобы учитель смог осуществить воздействие на эмоциональную сферу учащихся целенаправленно и систематически, в педагогической науке существует система приёмов прогнозирования и возбуждения переживаний школьников.

Так как эмоции трансформируют познавательную потребность, и, возбуждают деятельность воображения, активизируют мыслительную деятельность, они способствуют развитию интереса к предмету, формируют потребность более высокого уровня. На основе опыта преподавания в начальной школе мы пришли к мнению, что эмоциональное воздействие на учащихся является существенным фактором формирования у них познавательной потребности.

В проявлении интереса к познавательной деятельности, к изучению учебных предметов выражаются все психические процессы личности. Поэтому интерес - не отдельный психический процесс, а синтетическое образование, в состав которого входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, создающие интерес. Наличие эмоционального фактора делает предмет интереса привлекательным, два других момента придают ему познавательную направленность. Главную же роль играют мыслительные процессы, т.к. самая характерная особенность интереса - его осознанный характер. В интересе выражается отношение человека к предметному миру, связанное с состоянием личной близости к объекту.

Познавательный интерес мы характеризуем как чувство захваченности, зачарованности, любопытства, желание исследовать, вмешаться, подойти, соприкоснуться с объектом. Наиболее интенсивная его форма, по нашему мнению, это - возбуждение. Интерес проявляется там, где восприятие фиксирует изменение или новизну явления; знакомое, привычное, неизменное в познаваемом объекте не вызывает познавательного интереса. Отсюда, организуя процесс обучения, так важно уметь обнаружить в привычном нечто новое, обратить внимание на неожиданное, ранее не обнаруженное.

Формирование интереса обусловлено индивидуальным опытом жизнедеятельности ребёнка, дети одного возраста могут иметь разный уровень его развития. Зная общую тенденцию, особенности развития интересов детей, можно влиять на этот процесс, также прогнозировать и предупреждать появление барьеров эмоциональных переживаний учащихся в обучении.

Эмоциональную реакцию учащихся (интеллектуальные, нравственные, эстетические переживания) в обучении вызывает всё, что их окружает ( виды, методы, формы познавательной деятельности, структура урока, соклассники, личность педагога, обстановка, оборудование кабинета). Эмоциональные реакции выражаются в определённом психическом состоянии, настроении школьников: в заинтересованности, удовлетворении, радостных переживаниях или утомлении, скуке, подавленности т.п. Целенаправленное воздействие учителя на эмоциональную сферу младших школьников требует наметить ряд задач:

1) возбудить состояние неопределённости, ожидания у учащихся относительно предмета сообщения и желания получить новую информацию;

2) психологически приблизить предмет сообщения к учащимся и вызвать соучастие и сопереживание;

3) вызвать у учащихся чувство внутреннего единства с учителем, обеспечивающее возможность коллективного (вместе с учителем) переживания;

4) вызвать недоверие, сомнение к отдельным знаниям и представлениям учащихся;

5) возбудить деятельность воображения, вызвать необходимые ассоциации и на этой основе - соучастие и сопереживание школьников.

Для решения этих задач необходимо добиваться рассогласованности между имеющимися ожиданиями, запросами учащихся относительно фрагментов знаний и способов их передачи (прогностическая информация), и получаемой информацией.

Источником повышения любознательности школьников является специально организованная познавательная деятельность. Эффективным средством воздействия на чувства учащихся является проблемное изложение знаний, периодическое включение в урок проблемных ситуаций, познавательных задач, поискового метода. Противоречивые факты возбуждают у младших школьников активный поиск ответов на возникающие вопросы, осуществляемый совместно с учителем. Характер познавательных задач должен постепенно усложняться, должны подбираться задачи на применение приобретённых знаний и умений, школьники должны включаться в проведение опытной, исследовательской работы, а познавательный интерес должен постоянно вызывать у учащихся ощущение, сознание собственного роста.

Источником внутренних сил ребёнка, желания учиться, преодоления трудностей, является радость успеха от достигнутого результата и самого процесса учебной деятельности. В создании ситуации успеха большую роль играют дифференцированные задания, задачи на сообразительность и смекалку, (задачи-шутки, загадки, головоломки),сочинение сказок, преднамеренные "ошибки" учителя, подчёркивание самого маленького, но успеха.

Снять интеллектуальное и эмоциональное перенапряжение младших школьников в обучении помогает игровая организация деятельности, использование юмора. В игре увлекательно протекает познавательная деятельность учащихся, они чувствуют себя свободно, расковано, проявляют активность, самостоятельность, инициативу, легче усваивают материал, игра может стать толчком к формированию познавательного интереса. Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогают: приглашение на урок сказочных героев, игры-экспедиции, "путешествия" в прошлое, игры "в фабрику", "в лётчиков", "в моряков",интеллектуальные игры (рассказы-задачи, занимательные задачи по математике, бои и турниры по литературе, окружающему миру, ребусы, кроссворды, криптограммы), викторины, "фокусы" и "чудеса".

Игра имеет большое значение в формировании ответственного отношения младших школьников к учению. Игра придаёт новый смысл учебной деятельности, ощутимо раскрывая через действия в воображаемых условиях общественный и практический смысл учения. Успеваемость учащихся возрастает, создается коллектив, дорожащий честью класса, требовательно относящийся к каждому его члену. В форме игры может увлекательно протекать познавательная деятельность учащихся, формироваться некоторые практические умения и навыки. Дидактические игры и на уроке, и во внеурочной деятельности позволяют ребёнку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученное задание в единстве, синтезе новых связей и отношений, что способствует более глубокому усвоению пройденного, причём в процесс вовлечена его интеллектуальная и эмоциональная сфера.

Поскольку игры и занимательные упражнения строятся на материале различной трудности, это даёт возможность участия в одной игре детей разного уровня интеллектуального развития, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

Одним из условий в применении игровых технологий учителем, является не только осознание специфики игры, но и умение играть, испытывая при этом удовольствие.

Средством возбуждения эмоциональных переживаний является содержание учебного материала. По всем предметам начального курса есть материал, содержащий эмоциональные заряды, который поражает воображение учащихся, заставляет их удивляться, позволяет в знакомом видеть новое, переводит школьников со ступени житейских, достаточно узких и бедных представлений на уровень научных понятий, содержит стимул новизны в раскрытии современных достижений науки, подчёркивает значение знаний для практики людей. Учитель начальных классов постоянно осуществляет стимуляцию чувств учащихся, сочетая логическое и эмоциональное в обучении, постепенно накапливает материал, в содержании которого заложены возможности формирования познавательного интереса. Особого внимания учителя заслуживают приёмы эмоционального воздействия, связанные с изменением привычных и ожидаемых учениками структур изложения нового материала. Удивление неожиданностью событий, заинтересованность вызывает изменение логической или временной последовательности изложения; неопределенность относительно предмета сообщения вызывает изменение ракурса изложения о предмете; психологическому приближению предмета сообщения учащимся способствует диалогизация повествования учителя, идентификация педагога с позицией учащихся приём "заражения" (личностное влияние педагога через раскрытие своего видения материала, обнажение хода своего мышления, своих чувств по поводу излагаемого).

Эффективность влияния на эмоциональную сферу младших школьников напрямую зависит от личности учителя, отношений в учебном процессе. Важную роль здесь играет педагогический такт учителя, который предполагает глубокое знание предмета, психологии личности ученика, владение методикой преподавания, постоянный творческий рост, хорошую наблюдательность, объективность оценки знаний учащихся, выдержку, спокойный деловой стиль работы, авторитет, общее признание в классном коллективе, постоянную стимуляцию положительных переживаний школьников.

Прежде всего, учитель должен хорошо понимать значение и специфику эмоциональных проявлений младших школьников в обучении. Организуя обучение, учитель должен заботиться не только о вооружении учащихся знаниями, умениями и навыками, но и о развитии у них положительного отношения к учителю. Более того, само овладение умением учиться, самостоятельно добывать знания, эффективность умственной деятельности зависит от степени развития эмоциональной сферы человека, от сформированной потребности в интеллектуальных переживаниях. Эмоциональность на уроке выступает как бы основа творческого, интеллектуального, рационального, запоминается быстрее, удерживается устойчивее. Поэтому введение в урок эмоционального в сочетании с рациональным закономерно и необходимо. Это может рассматриваться и как самостоятельная задача обучения и учитываться при руководстве познавательной деятельностью ребёнка, начиная с первых лет его обучения в школе.

Действенность перечисленных приемов и формы работы зависит от точности прогноза учителя, правильности их отбора и сочетания. Работа по возбуждению у младших школьников положительных переживаний должна проводиться не эпизодически, а в системе носить продуманный характер. Смысл в том, чтобы сделать обучение более интересным при наименьшей утомляемости школьников.

Труд, затраченный учителем на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, влияет на весь характер работы, способствует продолжению образования и самообразования, поднимает личность ребёнка на более высокую ступень развития.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1988. - 22 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? [Текст] / Ш.А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1991. -20 с.
  3. Батракова С.Н. Педагогические приёмы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения. [Текст] / С.Н. Батракова. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 1982. -74 с.
  4. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М.: Знание, 1984. - 78 с.
  5. Кузьмина П. И. Развитие познавательной деятельности на уроках. [Текст]//Начальная школа, 1992. №11-12. -29-31 с.
  6. Кулагин П.Г. Ситуация успеха. Как её создать. [Текст] / П.Г. Кулагин. - М.: Педагогика, 1981. -126 с.
  7. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1986. -640 с.
  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. -257 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1978. -437 с.
  10. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1966. -291 с.