Роль и место игры в обучении изобразительному искусству (из опыта работы)

Разделы: МХК и ИЗО


План

  1. Актуальность опыта игровой технологии на уроках изобразительного искусства.
  2. Концептуальное обоснование системы игрового обучения. Понятие игрового обучения.
  3. Описание технологического опыта.
  4. Организация игры. Особенности планирования.
  5. Каковы же особенности игры в процессе художественного воспитания и обучения
  6. Приложение.
  7. Заключение.
  8. Литература.

Актуальность игровой технологии на уроках изобразительного искусства

Игра! Сколько значений, оттенков смысла имеет это слово. С какими разными интонациями мы произносим его. То бросаем кому-нибудь высокомерно пренебрежительно: “Все играете, как малые дети”, то глубокомысленно цитируем пушкинское: “Что наша жизнь? Игра…”. А кому не знакома фраза “Весь мир игра и люди в нём актёры?”. Эти слова, сказанные великим Шекспиром, можно толковать по-разному, в том числе и с точки зрения ИГРЫ как неотъемлемого вида деятельности человека.

Философский словарь указывает на то, что игра имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство психологической подготовки к реальным жизненным ситуациям.

Трудно перечислить, сколько понятий жизнедеятельности человека связано с игрой: игра и спорт; игра и политика, дипломатия; игра и зрелище, театр, искусство; игра и образование, воспитание, обучение; игра и жизнь, судьба каждого человека, сопровождающая его с момента рождения до самой смерти и после неё (обряды ритуалы, связанные с рождением, именем человека, регистрацией брака и т.д.).

Из всех значений игры нас в основном интересует её роль в становлении, формировании личности, её значении как средства духовно-нравственного и эстетического развития ребёнка, подростка, юноши в процессе воспитания и обучения, и в частности на уроках изобразительного искусства. Не зря все деятели просвещения, Образования, психологии личности придавали личности игре огромное значение (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). В игре (по Л.С. Выготскому) ребёнок вбирает мир в себя, примеряет его, проживает и овладевает нормативными навыками.

Формирующееся в настоящее время педагогическое мышление, поиски кардинальных изменений в области образования позволили по-новому увидеть возможности игры как эффективного вида и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Факты активного применения игр в высшей и общеобразовательной школе ещё раз доказывают необходимость их дидактического обоснования и методической, технологической разработки. Серьёзные проблемы можно решать “несерьёзными” путями – через игру. Учёба и игра – не враги, в определённых условиях они одинаково необходимые формы, средства формирования личности, познания окружающего мира, его законов и требований в различных сферах социальной деятельности.

Игра в учебном процессе – это дидактически и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно действовать. Коллективно – игровые формы познавательной деятельности таят в себе могучие резервы её активизации, прежде всего за счёт взаимной поддержки соучастия и соревнования учащихся. Игровое взаимодействие, а вместе с тем и положительную мотивацию учебного познания, и концентрацию интеллектуальных усилий.

Игра на деле может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования. Игра – это природный механизм биологической эволюции. Запретить человеку играть – всё равно, что запретить ему дышать.

Поэтому игнорировать игру не только бесполезно, но и опасно.

Концептуальное обоснование системы игрового обучения. Понятие игрового обучения

Какое место должна занимать игра в обучении?

Игровое обучение – это определённая концепция соотношения игры, учения и труда в процессе обучения, это синтез игры и учения.

Теории игрового обучения пока нет.

Даже сам термин “игровое обучение”, ещё относится к отряду инноваций, имеющих очень ограниченный круг хождения. Из чего же в таком случае исходить?

На первых порах отталкиваться лучше всего от уже известных ответов на вопрос, что такое игра.

Задача состоит в том, чтобы придать игровой деятельности учащихся характер учения. При этом содержание учебной игры должно требовать от играющих совершения таких действий, которые, во-первых, входят в определённый состав деятельности, подлежащей овладению учащимися, и во-вторых, основаны на знаниях, входящих в программу школьного обучения.

Описание технологического опыта

Сейчас на ТВ много популярных и интересных игр, идеи которых можно использовать при изучении ИЗО. Включение форм любимых телепередач во внеклассное мероприятие всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут практически в любой параллели и по любой теме. На основе игры “О, счастливчик!” предлагаю 4 комплекта технологических карт разной степени сложности по программе “Изобразительное искусство и художественный труд”. Приложение №1. Несколько видоизменив телевизионный вариант, можно применять в школьной практике не только индивидуальную форму состязательности, но и командную. Но как обязательный элемент игрового действия, который создаёт эмоциональный настрой, должна присутствовать музыкальная заставка телеверсии.

Приложения

Используя игровые формы можно добиться многого. Во-первых, учащиеся активизируются, у них прекрасное и постоянное внимание в течение всех 40 минут урока; во-вторых,100% участие всех учеников. В третьих, увеличивается объём и охват материала, глубина понимания, продуктивность урока, на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени.

В игре развивается речь, пластика тела, в результате экспериментов ребёнка с разными предметами и материалами идёт овладение конструктивной деятельностью.

Помимо этого в игре есть принципы художественно-педагогического общения:

  1. Признания уникальности каждого игрока равенства всех партнёров.
  2. Организация на уроке “действия-события” общения, способность создать диалогические отношения между обучающимися сторонами.
  3. Активизация сопереживания на уроке.
  4. Воплощения на нём своих позиций каждой из обучающихся сторон.
  5. Возможность детей ощущать себя самостоятельным субъектом и творцом своей деятельности.

В школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

а) для освоения понятия темы;

б) в качестве урока или его части (введение, объяснение, закрепление, упражнения, контроля);

в) как технология внеклассной работы.

Продолжая разговор о роли и месте игры в школьном процессе обучения изобразительному искусству, хочется особо подчеркнуть, что любая игра должна способствовать решению основной задачи урока (например, закреплению знаний). В качестве примера хочу предложить игру-шутку, которую провожу на заключительном уроке, посвящённому творчеству В.И. Сурикова с целью повторения и наиболее быстрого запоминания его бессмертных полотен. Приложение №2.

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игра в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания изобразительного искусства. К тому же игры снимают напряжение и дискомфорт во время проверки знаний, что немаловажно, ученики получают большое удовольствие от учения.

Одна из особенностей таких игр – соединение индивидуальной деятельности учащихся с коллективными, групповыми формами. Действительно, наряду с коллективными оценками в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку, одновременно с индивидуальными знаниями можно практиковать и групповые, рассчитанные на коллективный труд.

Поэтому на уроках марафон, зачёт лучше организовать группу консультантов, а такое взаимодействие образует парный и групповой контроль. Возрастает самокритичность: ученики, имеющие опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют. Возрастает сплочённость класса. Этой цели наиболее соответствуют игры состязания (викторины, олимпиады, КВН, Клуб знатоков живописи). Приложение №3.

При изучении нового материала можно использовать игру “Что бывает зимой?”, “Весёлый узор” Приложение №4.

Для закрепления знаний хороши игры “Мозаика”, “Натюрморт”, “Придумай и собери портрет”, “Какие жанры перемешались в одной картине”, “Пейзаж”. Так же хороши кроссворды, ребусы, викторины. Приложение №5,6,7,8,9,10,11.

Ученикам всегда нравятся игровые уроки. Но что необходимо сделать, чтобы сформировать мотивацию совместной учебной деятельности школьников?

Организация игры. Особенности планирования

Опыт показывает, что учащиеся активнее включаются в игровые формы работы. Здесь наряду с познавательными мотивами появляются и другие, которые в явной или не явной форме проявляются в желании соревноваться, общаться во внеурочное время с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, желание просто поиграть, развлечься и так далее.

Важно помнить о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся (в творческих играх).
  2. Игра должна вызывать у учащихся положительные эмоции (весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа). Поэтому цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление – красочным и разнообразным.
  3. В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что и приучает к чёткому соблюдению установленных правил, активизирует деятельность.
  4. Игра должна строиться с учётом возрастных особенностёй учащихся.

Включение игры как в процесс уроков ИЗО строящихся по законам искусства, так и в воспитательную работу с опорой на данный учебный предмет, вполне оправдано и эстетически, и педагогически.

Каковы же особенности игры в процессе художественного воспитания и обучения?

В отличие от традиционных деловых и учебно-имитационных игр, применяющихся в обучении взрослых и детей, игры по предмету изобразительное искусство должны иметь художественно-образное начало и сочетать в себе как минимум два вида действительности: психолого-педагогическую и художественно-эстетическую. Поэтому в этом смысле игры по проблемам уроков искусства выступают как художественно-педагогические. Игровое пространство выступает как педагогически ориентированное художественно-игровое пространство.

В зависимости от художественно-педагогической установки (задачи урока, мероприятия) и учёта возрастных, психологических и других особенностей детей меняются отношения художественно-эмоционального и художественно-интеллектуального процесса игры. В младших классах на первое место выдвигается эмоционально-художественное содержание, в средних классах (мл. подростки) соотношение эмоционального и интеллектуального уравновешивается, в старших классах основным может быть художественно-интеллектуальное начало.

Чтобы игра не потеряла свой изначальный смысл (эмоциональную активность, интерес, азарт) и не превратилась в дополнительную контрольно-проверочную работу, любая художественно-педагогическая игра начинается с “включения” эмоций, переживания, провоцирующих интерес к предстоящей деятельности. Средствами такого эмоционального погружения в тему, интеллектуальную деятельность могут быть художественные различные стимулы: эмоциональные провокации, примеры из жизни, театрализованное действие, поисковые творческие задания, фрагменты произведений искусств, их взаимодействие.

Преподавателю изобразительного искусства часто приходится думать над тем, как сделать уроки увлекательными, как приучить детей заглядывать в словари и специальную литературу. Один из эффективных способов добиться этого - интеллектуальные игры.

Задачи по возрастным периодам

4
класс
  1. Помощь в адаптации к новым условиям в учебном процессе.
  2. Увеличение интереса к предмету.
  3. Увеличение активности.
5
класс
  1. Развитие творческих способов учащихся.
  2. Помощь в адаптации к новым условиям в учебном процессе.
  3. Увеличение интереса к предмету.
  4. Увеличение активности.
6
класс
  1. Формирование у учащихся ценностных отношений к окружающему миру и людям.
  2. Накопление знаний о шедеврах мировой художественной культуры пробуждающих желание творить “мир по законам красоты”.
  3. Формирование навыков самоорганизации учебной деятельности.
7
класс
  1. Расширение навыков самоорганизации учебной деятельности.
  2. Развивать научное мышление.
  3. Развивать навыки контакта и сотрудничества с другим человеком.
8
класс
  1. Уметь реализовывать свои способности в группе.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Развивать познавательный интерес к предмету, аналитические навыки.

Заключение

Что я приобрела с помощью игровой технологии.

  1. У учащихся проснулся интерес.
  2. Стало весело.
  3. Прогульщики стали чаще посещать уроки т. к. их присутствие нужно было не только им, учителям, родителям, но и их творческой группе.
  4. Увеличилось количество желающих отвечать.
  5. Лучше запоминается материал.
  6. Труд становится творческим.
  7. Меняются отношения. Дети видят друг друга с разных сторон.
  8. Открытие талантов.
  9. Улучшается самоорганизация учебной деятельности учащихся.

Однако учителю важно помнить: игра не может быть навязана детям. Она должна исходить из возможностей и интересов учащихся, привлекать их к участию всем своим содержанием и структурой. Поэтому огромную роль играет подготовка учителем всех аспектов игры. И в первую очередь это касается цели игры, её учебного и воспитательного содержания, её структуры и организации. Для учителя включение игры в урок или во внеклассную работу по предмету должно быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра – способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки. Если для учителя игра – средство достижения определённой педагогической цели, то для учащихся, точнее для учащегося, цель – сам процесс игры. Но этот процесс организуется такими способами, которые позволяют исподволь, ненавязчиво вести ребёнка, юношу к освоению нового, приобретения новых личностных качеств.

Список литературы

  1. Шуркова Н.Е. “Игровые методики”. М., 2004 г.
  2. Падалеко А.Е. “Задачи иупражнения по развитию творческой фантазии учащихся”. М. Просвещение, 1985 г.
  3. Самоукина Н.В. “Организационно-обучающие игры в образовании”. М., 1996 г.
  4. Трофимова М.В, Тарабарина Т.И. “И учёба, и игра изобразительное искусство”. Ярославль. Академия развития, 1997 г.
  5. Игры-обучение, тренинг, досуг. Книга 5. “Педагогические игры”. Под ред. Петрусинского В.В. М. Новая школа, 1994, 135 с.
  6. Аникеева Н.П. “Воспитание игрой”. М., 1987 г.
  7. Неменский Б.М. мудрость красоты. “О проблеме эстетического воспитания”. Книга для учителя. М. просвещение, 1981, 192 с.
  8. http://bebiklad.ru/loqicheskie-zadachi/graficheskie-diktantyi