Игра-конкурс «Нам физика думать и жить помогает»

Разделы: Физика, Внеклассная работа


ЦЕЛИ:

  • в доступной увлекательной форме показать ученикам, что знание законов физики может пригодиться им в различных жизненных ситуациях,
  • независимо от того, чем они будут заниматься в жизни;
  • поднять престиж учебного предмета “физика”;
  • заронить мысль о том, что только знающий человек может быть успешным в жизни;
  • научить участников вечера владеть аудиторией, работать в команде, быть коммуникабельным.

Оборудование: портреты ученых, физические приборы, ручки, бумага, наборы для опытов, карточки с пословицами.

Ход мероприятия

Ведущий-1. Уважаемые гости, учителя и учащиеся! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии которое называется “Нам физика - думать и жить помогает”. Сегодня вас ждут познавательные, интересные задания и увлекательные конкурсы.

Ведущий-2. В VII классе мы начали изучать физику. И нас до сих пор терзают сомнения, что же это за наука, интересна и полезна ли она? Сегодня мы постараемся вместе приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы, хотя физика и древняя наука, она не стоит на месте, её основы не потеряли актуальности и сегодня.

Звучит песня о физике.

Ведущий-2. Сегодня соревнуются две команды по 5 человек. Места за командами занимают болельщики. Итак, просим команды представиться.

Капитан команды-1. Наша команда называется “Яблоко Ньютона”.

Капитан команды-2. Наша команда носит имя “Эйнштейн”.

Ведущий-1 А сейчас позвольте представить наше уважаемое жюри (представляет жюри).

Первый конкурс

Учитель. Первый конкурс — домашнее задание, которое называется “Физики-волшебники”. Конкурс этот экспериментальный. Представители команд показывают по два опыта-фокуса и просят соперников дать объяснение происходящего.

Команда “Яблоко Ньютона”

Опыт 1 “Серебряная ложка”. В стакан с водой опускают закопченную ложку. Вопрос: “Почему ложка стала серебряной?

(Ответ. Ложка покрыта сажей, которая при опускании в воду не смачивается водой. Маленькие пузырьки воздуха между сажей и водой отражают световые лучи, и ложка видится серебряной.)

Опыт 2 “Поющий бокал”. Экспериментатор проводит мокрым чистым пальцем по краю бокала -он начинает звучать. Вопрос: “Почему появляется звук?”(Ответ. Бокал — это колебательная система. Мокрый палец действует как смычок на струну: прилипает к краю стакана, движется и отрывается, что заставляет стенки сосуда колебаться и издавать звук.)

Команда “Эйнштейн”

Опыт 1 “Кто втолкнул яйцо в бутылку?” Возьмем бутылку с широким горлышком. Очистим заранее сваренное яйцо. Зажжем комок бумаги и опустим его в бутылку. Немного погодя на горлышко положим очищенное яйцо. Через некоторое время оно втянется в бутылку. Вопрос: “Кто его туда втолкнул, кто этот шалун-невидимка?” (Ответ. При опускании в бутылку горящей бумаги воздух в ней нагревается, расширяется и частично выходит из нее, создавая в бутылке разреженное пространство. Атмосферное давление вталкивает яйцо в сосуд.)

Опыт 2 “Странное яйцо”. Возьмем две поллитровые банки и одну из них наполним чистой водой, но об этом ребятам не скажем. Опустим в первую банку сырое яйцо — оно утонет. Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли. Но об этом тоже не скажем. Опустив это же яйцо во вторую банку, мы увидим, что оно всплывает на поверхность. Смешиваем две эти жидкости и добиваемся, чтобы яйцо находилось посередине, будучи как бы подвешенным. Вопрос: “Почему яйцо так по-разному себя ведет?”

(Ответ. Плотность соленой воды больше, чем пресной, а значит, и больше выталкивающая сила, действующая на яйцо.)

Учитель. Быть остроумным очень важно. Это часто помогает выходить из затруднительных положений. Послушайте интересные истории из жизни известных ученых-физиков и изобретателей.( слушаем сообщения заранее приготовленные учениками-зрителями).

Второй конкурс “Юморные сценки”

Команда “Яблоко Ньютона”

- Вы слышали новость?

- Какую?

- Вчера в Государственной Думе были рассмотрены законы о пенсии, о земле, 1-й, 2-й и 3-й законы Ньютона.

- Ну и что?

- Первый закон Ньютона был принят во втором чтении, остальные отправлены на доработку.

— Да, неудобно со стариком Ньютоном получилось.

- Кстати, вы помните историю о том, как был открыт закон всемирного тяготения?

- Конечно, помним. А что?

- Ерунда все это.

- Почему же?

- Вчера, в целях эксперимента, мне на голову бросали яблоки разных сортов и размеров, а умные мысли так и не появились.

Команда “Эйнштейн”

— Я уже 2 года изучаю физику, но так и не могу понять, как решаются задачи.

- Эх ты! Ну, берешь задачу и решаешь, решаешь, решаешь...

- Легко сказать! Вот, к примеру, вчера нам задали такую задачу:

“Герой одного из рассказов О. Генри ударил поросенка с такой силой, что тот полетел, “опережая звук собственного визга”. С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности?”

Вот это задача! Что делать?!

- А я знаю, что делать! Нужно посмотреть в справочнике, чему равна скорость звука высокого тона в воздухе, и взять несколько большее значение. Оно и будет ответом!

- Браво! Ой, давайте рекламу.

- Внимание, школьницы!!! Великомихайловская парикмахерская делает не только химию, но также математику и физику.

Третий конкурс “Блиц опрос по сказкам”

(Вопросы задают командам по очереди.)

1. Имя сказочной героини, связанное с твердым состоянием воды? (Снегурочка)

2. Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила свое отражение — девочку Яло. (Зеркало)

3. Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа? (Колокольчик)

4. Единица длины, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х.Андерсена. (Дюйм.)

Четвертый конкурс “Физики – лирики”.

Написать стихотворение или рассказ, используя следующие слова, связанные с физикой.

  • свет, сила, вода, ракета
  • тень, лёд, путь, электричество
  • туман, солнце, мощность, магнит

Результат оценивается по пятибалльной шкале, время выполнения 5-7 минут.

Загадки для зрителей

Пока команды пробуют себя в роли поэтов, болельщики решают “Задачи от Шерлока Холмса” и подают их решения в письменном виде жюри. Вот условия этих задач.

• Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна виднелся лишь край дороги. “Хозяйка квартиры ленивая”, — подумал сыщик. Почему Ш.Холмс сделал такой вывод? (Окна были замерзшие . Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсировался и замерзал; из этого сделан вывод: щели в рамах окон были плохо заклеены .)

• На обед Холмсу и Ватсону миссис Хадсон подала аппетитные пельмени. Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил:

- Как вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче: только сделанные, сухие или вареные?

- Наверное, вареные, так как они плавают, -ответил Ватсон.

Вопрос: “Прав ли Ватсон”? ( Ватсон не прав . Вареные пельмени тяжелее, так как они напитаны водой. Но при варке тесто и пельмени увеличиваются в объеме за счет расширения содержащегося в них воздуха; поэтому на вареные пельмени действует большая выталкивающая сила и они всплывают. )

Учитель. А теперь каждая команда должна вытянуть карточку с пословицей и дать ее разъяснение с точки зрения физики.

1. Много снега много хлеба.

( Между кристаллами снега (снежинками) находится воздух, а он, как известно, обладает плохой теплопроводностью и предохраняет озимые от вымерзания . Много снега -“шуба” толстая — мороз не доберется до нежной зелени озимых. )

2. Куй железо, пока горячо.

( Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому многие из них поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде . Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому и возникла поговорка )

Пятый конкурс “Приборы из кабинета физики”

Командам по очереди указывают на физический прибор, а они должны назвать физическую величину, которую измеряют с помощью этого прибора, единицу измерения и название оборудования. На демонстрационном столе: весы, линейка, мензурка, термометр, барометр, динамометр.

Шестой конкурс “Знаешь ли ты великих физиков?”

Это — историческая викторина. Показывается портрет ученого, участники команды должны кратко рассказать о нем.

(Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Архимед, Торричелли)

Учитель. А теперь для разрядки — забавный эпизод. Великий физик Альберт Эйнштейн очень любил фильмы с участием Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к его герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: “Ваш фильм “Золотая лихорадка” понятен во всем мире, и вы непременно станете великим человеком”. На это Чаплин ответил: “Я восхищаюсь Вами еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы уже стали великим человеком”.

Ведущий-1.

Физика — какая емкость слова.
Физика — для нас не просто звук.
Физика — основа и опора
Всех без исключения наук.

Ведущий-2. Физика — это факты, формулы, законы, важные следствия. Это и знания, которые позволяют объяснить:

- почему вода не выливается из опрокинутого стакана, закрытого бумажным листом;

- каким образом действует фонтан;

- почему мелкие бумажки прилипают к расческе, которой ты только что расчесал волосы.

Физика — удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься.

Ведущий-1. Пока жюри подводит итоги — музыкальная пауза

Ведущий-2. Для подведения итогов слово предоставляется нашему жюри. Председатель жюри зачитывает результаты команд.

Награждение команд.

Использованные источники информации

1. Журнал Физика в школе №8 2008г

2. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. — М.: Вако, 2006.

3. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. — М.: Школьная Пресса, 2002.

4. Елъкин В.И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. — М.: Школа-Пресс, 2002.

5. info@class-Fizika.spb.ru

6. http://flatik.ru/scenarij-vneklassnogo-meropriyatiya-o-fizike-i-v-shutku-i-vser