Социальное проектирование как средство формирования универсальных учебных действий учащихся согласно ФГОС ООО (из опыта работы социального педагога МБОУ г. Иркутска СОШ № 55)

Разделы: Социальная педагогика


Метод проектов стал характерной особенностью современного общества. Проектный метод как способ системной организации деятельности, направленный на достижение определенного результата, активно внедряется в различные сферы жизнедеятельности человека. Не исключением является и сфера образования.

Включение обучающихся в проектную деятельность учащихся является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Новые социальные требования, выдвинутые государством к системе образования, призваны обеспечить воспитание нравственных, инициативных, коммуникабельных, ответственных, социально активных граждан. Проектная деятельность – это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Латинское “projicio” переводится как “бросаю вперед”, “держу перед собой”, “projectus” буквально означает “брошенный вперед” [2; 35].

В соответствии с образовательными стандартами нового поколения проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [4].

Одним из видов проектов, выполняемых обучающимися в рамках ФГОС ООО, является социальный проект.

Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению [2; 36].

Под социальным проектированием понимается самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью.

Цель социального проектирования – привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам общества и включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из проблем своими силами.

В результате социального проектирования ребенок формирует свою “Я-концепцию”, устанавливает социальное взаимодействие с миром, у него формируются такие виды универсальных учебных действий как:

  • личностные (мотивация), т.е. привлечение внимания обучающихся к актуальным проблемам социума;
  • регулятивные (целеполагание, планирование, оценка), формирование социально-личностных компетенций;
  • познавательные (поиск информации, решение проблем), т.е. установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
  • коммуникативные (учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками), т.е. умение полно и точно выражать свои мысли, включение обучающихся в реальную практическую деятельность.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

1) Словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

2) Графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

3) Числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Виды социальных проектов по доминирующей деятельности, реализуемых в школе:

  • прикладной или практико-ориентированный (результат выполнения данного проекта может быть непосредственно использован в практике);
  • информационный (предназначен для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии, предполагает анализ и обобщение информации и представление широкой аудитории);
  • ролевой и игровой (участники принимают на себя определенные социальные роли, которые обусловлены содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
  • исследовательский (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задачи и др.);
  • творческий проект [1; 12].

В качестве примера рассмотрим прикладной социальный проект, разработка которого проходила под руководством социального педагога МБОУ г. Иркутска СОШ № 55. Социальный проект под названием “О вреде курения и алкоголя”, направленный на профилактику социально-негативных явлений (табакокурения и алкоголизма) среди обучающихся школы, был разработан обучающейся 5 класса.

Работа учащейся над проектом включала в себя следующие этапы:

I. Подготовительный этап: сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, обоснование актуальности проекта, постановка цели и задач проекта, разработка совместно с педагогом плана реализации проекта, выбор способа представления результатов.

На этом этапе учащейся была изучена литература по проблеме табакокурения и алкоголизма среди детей и подростков, отобрана и проанализирована информация по данной теме.

Актуальность проекта – объяснение причин, побудивших автора к разработке проекта. Для доказательства актуальности оценивается и описывается социальная ситуация, сложившаяся в конкретном сообществе, выделяется из круга наиболее актуальных проблем одна, которая заботит автора больше всего и которую они намерены решить. Актуальность должна быть основана на таких фактах как фактические события, аналитические данные, мнение экспертов, социологические опросы. Поэтому в ходе реализации проекта “О вреде курения и алкоголя” предполагалось использование такого метода исследования как социологический опрос учащихся. Необходимо отметить, что методы исследования могут использоваться на разных этапах реализации проекта.

Цель социального проекта “О вреде курения и алкоголя” состояла в том, чтобы способствовать формированию у учащихся негативного отношения к табакокурению и алкоголю.

Задачами проекта являлись:

1) изучить теоретические основы профилактики табакокурения и алкоголизма среди детей;

2) предоставить учащимся объективную информацию о последствиях табакокурения и алкоголизма;

3) сформировать представления о негативном влиянии табакокурения и алкоголизма на различные сферы жизни человека;

4) сформировать у учащихся негативное отношение к табакокурению и алкоголю.

Далее нами был составлен план реализации социального проекта “О вреде курения и алкоголя”. План проекта нужен для того, чтобы скоординировать все действия участников проекта, необходимые для достижения целей проекта.

Для того чтобы оценить актуальность проблемы табакокурения и алкоголизма среди подрастающего поколения, нами было проведено исследование на выявление отношения учащихся 5 классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 55 к курению и алкоголю. Тем самым была разработана программа исследования, в которой были определены: объект и предмет исследования, цель, задачи исследования, гипотеза исследования.

Объектом исследования выступали учащиеся 5 классов, предметом – отношение учащихся 5 классов к курению и алкоголю.

Цель исследования заключалась в выявлении отношения учащихся 5 классов к курению и алкоголю. Задачами исследования являлись:

1) оценить степень распространенности табакокурения и употребления алкоголя среди обучающихся;

2) выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками;

3) рассмотреть возможности профилактики табакокурения и алкоголизма у обучающихся.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что большинство учащихся 5 классов МБОУ г. Иркутска СОШ № 55 имеют негативное отношение к курению и алкоголю.

Нами были разработаны анкеты “Отношение к курению” и “Отношение к алкоголю” для учащихся 5 классов и проведен социологический опрос среди детей по выявлению отношения их к вредным привычкам. После проведения опроса учащихся были обработаны и проанализированы полученные результаты исследования.

II. Основной этап: реализация проекта.

Результаты исследования показали, что большинство учащихся 5 классов имели негативное отношение к курению и алкоголю, но была значительная часть детей, относящихся положительно к вредным привычкам или безразличных к данной проблеме. Поэтому для профилактики вредных привычек среди детей учащейся был разработан информационный буклет “О вреде курения и алкоголя”.

Таким образом, продуктом социального проекта являлся информационный буклет для детей “О вреде курения и алкоголя”, который был распространен среди учащихся 5 классов. Данный информационный буклет используется в работе классных руководителей, педагога-психолога и социального педагога в школе.

III. Заключительный: анализ результатов деятельности участников проекта, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта, защита проекта, оценивание работы.

Показатели результативности проекта делятся на количественные и качественные [1; 10].

Количественные показатели проекта “О вреде курения и алкоголя”: разработан информационный буклет для детей “О вреде курения и алкоголя” и распространен среди учащихся 5 классов, с общим охватом детей – 86 обучающихся.

Качественные показатели: оказана помощь классным руководителям в профилактике социально-негативных явлений среди детей и подростков в виде выпуска информационных буклетов для детей “О вреде курения и алкоголя” в количестве 200 штук.

Защита проекта учащейся осуществлялась в виде презентации на школьной конференции.

Перед этим учащейся была подготовлена краткая пояснительная записка к проекту (объёмом одной печатной страницы) с указанием исходного замысла, цели и назначения проекта, краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов, списка использованных источников. Также руководителем проекта, кем являлся социальный педагог, был представлен краткий отзыв, содержащий краткую характеристику работы учащейся в ходе выполнения проекта, где оценивалась инициативность, самостоятельность, ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе) и исполнительская дисциплина обучающейся.

Таким образом, социальные проекты ориентированы на формирование способности проектирования на основе исследования и анализа ситуации в обществе, видение будущего развития через выделение проблем и технологическую реализацию выбранного проекта. Это требует иного качества образования учащихся, ориентированного на развитие универсальных учебных действий, которые дают возможность ученику самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Но и от руководителя и педагога требуется высокая профессиональная компетентность и ориентация, прежде всего, на развитие личности ученика.

Приложение.

Список литературы.

1. Домрачева С.А. Социально-педагогическое проектирование: учебное пособие / Мар. гос. ун-т / С.А. Домрачева. – Йошкар-Ола, 2012. – С. 106 с.

2. Луков В.A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М., 2003. – 272 с.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – С.129.

5. Прутченков А. С. Шаг за шагом: технология подготовки и реализации социального проекта. / А.С. Прутченков. – М., 1999, 88 с.

6. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования. М.: АТиСО, 2002. - 239 с.