Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях, когда происходят существенные изменения в жизни общества, на новый более высокий уровень выходит нравственно-патриотическое воспитание.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

В.А. Сухомлинский писал: “Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. Упрочение этой сердцевины теснейшим образом связано с чувствами, с эмоциональными переживаниями, ибо ребенок, подросток познает мир не только разумом, но и сердцем. В детстве и отрочестве особенно глубоким и непосредственным является одухотворение сердца добром, нравственной красотой, правдой…”.

Как отмечают ученые-исследователи, что по мере взросления у детей начинает формироваться так называемый “родничок героизма”, требующий реализации. Именно поэтому тема патриотического воспитания подрастающего поколения является по нашему мнению, самой актуальной на сегодняшний день.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка дошкольника — сложный педагогический процесс. В основе его лежит чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке.

В нашем детском саду педагогический коллектив ставит перед собой такие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду людей;
  • развитие интереса к русским традициям и ремеслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.

Эти задачи мы решаем комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, через праздники, экскурсии, беседы, совместную деятельность, работу с родителями.

Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего года с участием педагогических работников: воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя по обучению татарскому языку, инструктора по физической культуре, учителя- логопеда.

Конспект образовательной деятельности в области “Речевое развитие” на темуДень Победы – память бережно храним” для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне.

Задачи

  • Воспитательные: воспитывать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свой народ, уважение ветеранам Великой Отечественной войны.
  • Обучающие: познакомить с рассказом С.Алексеева “Победа”; уточнить знания детей о Параде Победы на Красной площади.
  • Развивающие: развивать у детей чувство гордости за свой народ; приобщать детей к общественным праздникам.

Материалы и оборудование: слайды по теме; презентации; записи песен “День Победы”, “Пусть всегда будет солнце”; листы белой бумаги, кисточки, краски, стаканчики с водой, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение детской художественной литературы о Великой Отечественной войне.

Методические приемы:

  • показ слайдов с изображением картин военных лет;
  • беседа о Великой Отечественной войне;
  • чтение рассказа о параде Победы на Красной Площади;
  • использование мультимедийных средств;
  • художественное слово.

Словарная работа: “поверженный”.

Интеграция с другими образовательными областями

  • Художественно-эстетическое развитие – слушание музыки, рисование салюта.
  • Социально-коммуникативное развитие - беседа (обсуждение) по теме образовательной деятельности.
  • Речевое развитие – чтение стихов детьми, беседы по иллюстрациям на слайдах.

Участники: воспитатель, дети старшего дошкольного возраста.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята! Сегодня наше занятие я бы хотела начать с прослушивания песни.

Звучит песня “День Победы”. (слайд № 1) (Приложение 1)

Воспитатель. Какому празднику посвящена эта песня?

Дети. Дню Победы - 9 Мая. (слайд №2)

Воспитатель. Посмотрите на экран. День Победы, отмечают 9 мая. Это особый праздник. Он радостный и грустный. Радостный потому, что наш народ одержал победу над сильным врагом. Грустный потому, что много солдат не вернулось с войны, они погибли. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев. А вы как отмечаете праздник?

Дети. Возлагаем цветы к памятнику павшим героям. Поздравляем ветеранов войны, дарим цветы, подарки, которые мы сами делаем в детском саду. (слайд №3)

Воспитатель. А вот посмотрите на экране и скажите, пожалуйста, что эта за красивая ленточка – в черно-оранжевую полоску? (слайд №4)

Дети. Эта Георгиевская ленточка - символ Победы. Ее в майские праздничные дни привязывают на видное место (на груди, на автомобилях, на сумочках и т.д.). Это говорит о том, что мы все помним и чтим память о Великой Отечественной войне.

Воспитатель. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово “великий” означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года. Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой. (слайд № 5)

Вот уже прошло семьдесят лет со дня Победы, но наш народ помнит об этой войне.

Дети:

1.

Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поем.
И красавицу Осень встречаем,
И нарядную елочку ждем.

2.

Но есть праздник один – самый главный.
И его нам приносит весна.
День Победы – торжественный, славный,
Отмечает его вся страна.

(слайд № 6)

Воспитатель. Послушайте рассказ С. Алексеева, который называется “ПОБЕДА”.

Но прежде, чем начнем читать, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово “поверженный”?

Ответы детей.

Воспитатель. Поверженный — это значит побеждённый. Солдаты несли знамёна поверженной фашистской Германии. То есть, солдаты несли знамёна побеждённой фашистской Германии. “Великая освободительная война советского народа против фашизма закончилась полной нашей победой.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Парад Победы. Сводные полки, приехавшие с фронтов, проходили мимо ленинского Мавзолея. Руководители партии, члены правительства на Мавзолее, на трибунах около Кремля. Масса гостей на площади.

Проходят полки. Чеканят солдаты шаг. И в каждом шаге звучит как эхо: “Победа! Победа! Победа!”

Идут солдаты. А вот и особая вышла рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

— Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамёна поверженной фашистской Германии. Вот поравнялись бойцы с Мавзолеем. Вот повернулись резко. Шагнули вперёд. Замерло всё на площади. Полетели на землю знамёна. К ногам стоящих, к подножию Мавзолея.

И снова идут полки. И снова в солдатском шаге, как крик, как эхо: “Победа! Победа! Победа!”

А вечером был салют.

Ликовали земля и люди. Гремели, гремели, гремели залпы. То радость огнями взлетала в небо.

Победа! Победа! Победа!”

Скажите, что вы узнали о Параде Победы на Красной площади? (слайд №7)

Ответы детей...

Воспитатель. Как вы понимаете, выражение “Ликовали земля и люди”? (слайд №8)

Дети. Радуются, смеются, плачут, ...

Воспитатель. Посмотрите на лица победителей. Как они радуются, кричат и плачут от радости.

Прочитывает выразительно заключительную часть рассказа.

Парад победы. В параде участвуют не только люди, но и техника.

Вдруг из темной темноты,
В небе выросли кусты.
А на них — то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.

Что же это такое? (Салют) (слайд №9)

Правильно, салют. Салют в честь героев второй мировой войны. А вы видели салют?

Ответы детей.

Воспитатель. Это салют для всех людей, кто участвовал в этой страшной войне. Кто погиб, и кто вернулся живым.

Воспитатель. Возможно, у вас у кого-нибудь есть прадедушки и прабабушки, которые тоже защищали свою Родину?

Ответы детей...

Воспитатель. Ребята, давайте мы тоже устроим в честь этого праздника салют.

Сначала широкой кистью на альбомный лист нужно нанести воду.

Затем на тонкую кисточку набрать акварельную краску и дотронуться ею до листа бумаги в нескольких местах. Точки начнут расползаться. Свободные места нужно заполнить растекающимися точками других цветов.

Сегодня наше занятие хочется закончить стихами, которые расскажет (ребенок).

Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города!
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни строчить автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса
И пусть мирно проходят года
Пусть не будет войны никогда!

Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы! Увидев ваши рисунки, ваши родители, дедушки и бабушки тоже обрадуются. От ваших рисунков веет радостью, теплом. Мне понравилось то, какими вы сегодня были активными. О каком событии мы с вами сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали для себя?

Ответы детей.

Дети уходят под песню “Пусть всегда будет солнце”