Развитие средств связи

Разделы: Физика


ХОД УРОКА

Члены команд в процессе подготовки, а также зрители во время проведения вечера знакомятся с историей развития средств связи, поэтому конкурсы наиболее целесообразно расположить в соответствии с исторической последовательностью развития этих средств связи: телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет. Конкурсные задания дают возможность учащимся проследить за эволюцией средств связи – от проводной связи к радиосвязи, в том числе космической, поговорить о современных средств связи. В основу сценария урока положена замечательная книга чешского писателя Людвига Соучека  «Туда, где неслышно голоса».
Урок проводится в несколько этапов.

  1. Разминка
  2. Рассуждалка
  3. Конкурс телефонисток
  4. Обгонялка
  5. Конкурс болельщиков
  6. Музыкальный конкурс
  7. Конкурс капитанов.

Вступительное слово учителя:

В редакциях газет и журналов можно слышать фразу: «Ну и денек! Надо было оправить 2500 ответов на письма, разослать 453 текстов,605 вопросов для интеллектуалов, переговорить с Австралией, Мексикой  и  Америкой, согласовать планы выставок с пятью музеями  Европы..»
И представьте все это удается! Почту забирает курьер, тексты передают по электронной почте, сообщения оставляются на автоответчиках, с музеями связываются по скайпу. Только не подумайте что это волшебство, просто используются современные средства связи.
Как общались люди, когда еще не было этих великих технических достижений? Будут ли в 21 веке письма и конверты? Можно ли отправить посылку на Марс? Вопросов у меня великое множество, поэтому приглашаю вас в путешествие по истории связи. По пути будет много остановок. Вот первая из них.

1. Разминка

Ведущий предлагает всем во время разминки «посетить» агентство печати.
Мы входим в здание, где помещается агентство печати, оттуда газеты, журналы, радио, телевидение, различные институты и организации ждут сообщений. Сообщения должны быть переданы как можно скорее.
Команды задают друг другу по три вопроса.
Первый вопрос связан с аппаратами, принимающими днем и ночью сообщения из всех стран мира.
Второй вопрос связан с изобретениями, способствующими улучшению всевозможных видов связи. Вместе с новыми изобретениями рождаются новые термины, смысл которых надо понимать и правильно объяснять – это третий вопрос.

Примерные вопросы и ответы:

Вопросы 1-й команде:

1. Свежие новости в наш дом ежедневно приносят газета. В ней встречаются меленькие корреспонденции под рубрикой «строки с телетайпной ленты». Вопрос: « Что такое телетайп?»
(Телетайп – приемно-передающий  телеграфный аппарат с клавиатурой. При приемке запись (печать) сообщений производится на рулонной бумаге.)
2. Как стекловолокно улучшает телефонную связь? (Новые типы кабелей из стекловолокна для лазерных лучей, с помощью которых можно передавать одновременно до 100 млн. двусторонних телефонных разговоров.)
3. Что такое коаксиальный кабель? (Это усовершенственная модель телефонного кабеля позволяющая многократно увеличивать  количество одновременных телефонных разговоров по одной линии.)

Вопросы 2-й команде:

1. Какую роль конвертеры выполняют в  агентстве печати? (Большие шкафы, называемые конвертерами, связанные с процессом передачи изображения на расстоянии. В них помещаются телефотографические приемники).
2. Каково назначения спутника связи? (Эти спутники предназначены для дальней радиотелефонной связи и для ретрансляции телевизионных программ).
3. Что такое радар? (Радар или радиолокационная установка, – прибор для радиопеленгации).

2. Рассуждалка

История телеграфа,  как и многие другие открытия, имеет знаменательные даты, великие имена, интересные события  факты. Вспомним о двух событиях из истории электрического телеграфа, для чего  приглашаются по два ученика из каждой команды. Им будут предложены  четыре факта, связанные между собой (дата, название географического места, рисунок и строки литературного произведения). Пользуясь этими сведениями, команды должны сказать о каком изобретении идет речь или кто принимал участие  в его совершенствовании, каково значение этих дат для человечества. На экране задание первой команде.

Ответ: В этом году Павел Львович Шиллинг демонстрирует свой первый в мире электрический телеграфный аппарат. На снимке представлен   один из первых аппаратов. Пять магнитных стрелок расположены на щитовой доске. Клавиатура состояла из двенадцати клавиш, из которых две первые служили для оповещения о начале передачи. При  помощи двух стрелок можно указать «нужную» букву алфавита на  циферблате ( в месте пресечения стрелок). Петербург, Зимний дворец и Министерство путей сообщения были связаны первой телеграфной линией, построенной Шиллингом на его собственные средства. А строки А.С. Пушкина были посвящены именно  П.Л. Шиллингу.

Вопросы для второй команды:

1. Первая неудачная попытка  была предпринята в августе 1857г, вторая в июле 1858г., окончательная успешная экспедиция – в июле1866г.
2. Европа и Америка, маленький ирландский порт Валенсия и остров Ньюфаундленд
3. Демонстрируется рисунок.
4. Читается отрывок из произведения Стефана Цвейга «Первое слово из-за океана».

Ответы: В августе 1857г. Была предпринята первая неудачная попытка  по прокладке трансатлантического телеграфного кабеля, соединяющего Европу и Америку. История прокладки первых трансатлантических кабелей навсегда связана с именем человека, чья энергия, неистощимая выдумка , вера в успех и даже имя как бы заимствованы из романов Жюля Верна. Это был Сайрус  Филд. Стефан Цвег и посвятил одну из миниатюр цикла «Звездные часы человечества» описанию торжества и поражения Сайруса Филда в тот радостный и печальный день 28 июля 1858 г.Первый кабель лопнул под своей тяжестью. Затем работы возобновили , но не выдержали теперь тросы лебедок, поднимающие концы кабелей со дна океана. В июне 1866 года была возобновлена прокладка кабеля. Он связал маленький ирландский порт Валенсия с островом Ньюфаундленд.

На рисунке представлен, поперечный разрез кабеля 1864г.

Далее по небольшим описаниям команды должны узнать о ком идет речь.

  1. Родился в семье священника. Учился очень хорошо и  отличался большой любознательностью, любил мастерить различные игрушки и простые технические устройства. Построил первый в мире «прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний».(А.С. Попов).
  2. В 1837г. Сконструировал телеграфный аппарат, записывающий сигналы. Составил  код, в котором буквы алфавита были зашифрованы  в двоичной системе: точка-тире. (Самуил Морзе).
  3. В 1901 году передал радиосигнал через Атлантический океан из Корнуэлла в Ньюфаундленд. Когда в 1937 году он  скончался, все радиоприемники мира молчали 2 минуты (Гульельмо Маркони).
  4. С детства рос в атмосфере звуков и музыки. С 1873г.– профессор физиологии органов речи Бостонского университета. Чистая случайность в работе по созданию телеграфа помогла открыть ему в 1876г., явление которое обернулось изобретением телефона. (Александр Грехем Белл).

3. Конкурс телефонисток

Команды показывают свое домашнее задание.

Демонстрация модели  первого телефона Белла с объяснениями. юмористическое выступление по мотивам рассказа Носова «Телефон», «Как надо говорить по телефону».

  • Составить текст телеграммы  используя азбуку Морзе на скорость.

Ответить на вопросы:

  • О чем был первый разговор по телефону 10 марта1876 г. ,который состоялся между изобретателем телефона Беллом и его помощником? (Белл передал своему помощнику фразу: «Говорит Белл. Если вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».)
  • Какую первую телеграмму передал Шиллинг с помощью своего «стрелочного» телеграфа в 1832г.? («Спасибо, друзья, за внимание. Все это сохраните в тайне. Ваш Шиллинг.»)
  • В здании Нью-Йоркского университета 4 сентября1837 г состоялось публичное  испытание аппарата – электрического телеграфа Морзе. Каков текст первой телеграммы Морзе? (Морзе находился в одном конце здания, помощник в другом. Был передан следующий текст: «Успешный опыт с телеграфом  041837»)
  • Что передал А.С. Попов 7мая 1895г.  В день рождения радио? (Генрих Герц).

4. «Обгонялка»

Кто быстрее найдет ответ? (Каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Первые связисты. (Гонцы)
  2. Почтовые станции для смены лошадей в средневековой Франции. (Реле)
  3. Как называлась мелкая венецианская серебряная монета, за которую можно прочесть рукописный «листок новостей»? (Газета)
  4. Какая связь помогала Риму удерживать в повиновении покоренные народы? (Почтовая)
  5. Ямские станции появились на Руси во времена… (Ивана III).
  6. Почтовые станции в империи инков. (Часкви)
  7. Ротшильд воспользовался  информацией, доставленной … (голубями)
  8. Первая компьютерная сеть, созданная в 1969г. Министерством обороны США. (ARPANET)
  9. По какой компьютерной почте отправляются письма в любую часть света? (E-mail)
  10. Самая глобальная компьютерная сеть. (Internet)

5. Конкурс болельщиков

С помощью хлопков в ладоши, используя азбуку Морзе болельщики обеих команд передают друг другу небольшой текст. Соперники и жюри расшифровывают фразы. На экране проецируется азбука Морзе.

6. Музыкальный конкурс «Остановите музыку!»

Известно, что в кино и на телевидении для упрощения и удешевления съемок  вся музыка воспроизводится в записи, певцы лишь синхронизируют движение губ со словами записанного голоса, а оркестр имитирует игру на инструментах.Это называется «выступать под фонограмму». Командам предстоит «выступить под фонограмму»предварительно прослушав музыкальные фрагменты.

7. Конкурс капитанов

Это задание относится к самому распространенному и надежному средству связи. Предлагается капитанам обменятся письмами(кодограммами), в которых отдельные слова, фразы или части фраз заменены условными символами. Разгадать их и познакомить присутствующих с этими посланиями задача соперников.
При подведении итогов урока необходимо отметить каждого ученика. Если останется время, можно предложить способ изготовить самый простой телефон, например, по Л.Гальперштейну.