Образование древнерусского государства

Разделы: История и обществознание


Цель урока: рассмотреть предпосылки, причины и этапы образования государства у восточных славян; формировать представление об организации власти в древнерусском государстве.

Основные понятия и термины: государство, предпосылки его возникновения, варяги, купцы, дружина, князь, полюдье, "Повесть временных лет", "норманнская теория".

Планируемые результаты

Предметные: раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства; показывать на карте расположение крупных племенных союзов восточных славян, крупные города - племенные центры, главные торговые пути, основные центры государственности, территорию Древней Руси; работать с текстом учебника и историческим источником "Повесть временных лет" для характеристики деятельности первых русских князей; соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории.

Метапредметные: обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также находить их самостоятельно; работать с различными видами источников, включая текст учебника и исторического источника, карты; анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию; формулировать свою точку зрения и представлять ее, обсуждать в группе.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала, осознавать значимость образования государства у восточных славян.

Оборудование:

  • Карта "Древняя Русь в IX-X вв."
  • Мультимедийный проектор, компьютер.
  • Компьютерная презентация “Образование Древнерусского государства” Приложение 1.

Источники:

  1. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. X-XIVвв. /Авт.-сост. Г.Е.Миронов. - М.,1996.
  2. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до XVII века. - М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.

План:

1. Предпосылки создания Древнерусского государства.

2. "Повесть временных лет" о призвании варягов. Образование государственных центров.

3. Образование государства. Организация власти в Древнерусском государстве.

Цель урока: рассмотреть предпосылки, причины и этапы образования государства у восточных славян; формировать представление об организации власти в древнерусском государстве.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

В истории есть вопросы, на которые до сих пор ученые не могут дать однозначные ответы. Одним из таких вопросов является вопрос об образовании Древнерусского государства. Но источники дают противоречивые сведения, которые можно трактовать по-разному. Ссылаясь на "Повесть временных лет" одни историки заявляют, что Древнерусское государство было создано варягами, а другие историки находят упоминание у славян о своих князьях до варягов.

- Какой вопрос нам надо решить на уроке?

Проблемный вопрос. (Ученики предлагают свои варианты)

- Как возникло государство у восточных славян?

- Кого можно считать создателем Древнерусского государства?

Запись в тетради темы урока и проблемного вопроса.

III. Работа по теме урока

1. Предпосылки создания Древнерусского государства.

- Изучая всеобщую историю периода Средневековья, мы говорили о возникновении различных государств. Назовите эти государства. (Государства франков, немцев, западных славян, арабов)

- Что такое государство? Каковы его признаки?

Государство - это организация жизни народа с помощью публичной власти, защищающей общественные интересы. Оно регулирует отношения между людьми и осуществляет защиту границ о взаимоотношения с другими государствами и народами.

Признаками государства являются:

  • определенная территория;
  • наличие аппарата управления (чиновников);
  • единые законы;
  • единые налоги;
  • наличие армии

- Какие условия необходимы для создания государства?

- Сложились ли эти условия у восточных славян? (Работа с п.1 §3)

Примерные ответы учеников:

1) С развитием хозяйства происходит переход от родовой общины к соседской. Одна семья уже может обеспечить себя необходимым. Но трудности обработки земли (подсечно-огневая система) заставляет семьи объединять свои усилия.

2) Появляется общественное неравенство.

3) Возникают конфликты внутри общины.

4) Развитие земледелия, ремесла и промыслов проводит к появлению особой группы людей, занимавшихся торговлей - купцов и специальных пунктов торговли - городов.

- Найдите на карте эти города - племенные центры. (Новгород, Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч).

5) Выделяются важные водные торговые пути.

-П окажите на карте важнейшие торговые пути, идущие через земли восточных славян (путь "из варяг в греки", волжский путь).

- Какие товары продавали славяне в другие страны? Какие покупали? (составляют схему)

6) Для защиты торговых караванов и городов нанимают специальные отряды - дружины во главе с князьями. Постепенно роль князей усиливается: они выполняют не только роль защитников от нападений кочевников, но и начинают выполнять функции правителей и судей. Власть князей становится наследственной. На территории племенных союзов возникают местные княжения.

2. "Повесть временных лет" о призвании варягов. Образование государственных центров.

В "Повести временных лет" говорится о возникновении государственности у восточных славян в двух центрах: Киеве - на юге и Новгороде - на севере.

Работа с документами (по вариантам).

1 вариант.

“Поляне жили в те времена отдельно и управлялись своими родами и каждый управлял самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в Царьград)... Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил городок невеликий и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие. Так и доныне называют дунайцы городище тот - Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев, тут и умер; и браться его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались”.

- Что говорит летописец о Кие?

- Как вы думаете, насколько достоверным является этот источник?

2 вариант.

“В лето 862. Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который управлял бы нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи... “Земля наша велика и обильна, а наряда [т. е. порядка] в ней нет. Приходите княжить и управлять нами”. И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик...”.

- К кому обратились за помощью северные племена Руси?

- Как объясняет летописец причины призвания варягов на Русь?

- Как автор объясняет происхождение понятия "русь"

3 вариант.

“И было у него [Рюрика] два мужа [т. е. служивших у него], не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: “Чей это городок?” Те же ответили: “Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам”. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде”.

- Кто такие Аскольд и Дир?

- Почему они решили остаться в Киеве? Почему поляне приняли Аскольда и Дира?

Эти сведения "Повести временных лет" стали основой для так называемой "Норманнской теории", возникшей в середине XVIII в. Немецкие историки, служившие в это время в России, на основе летописей сделали вывод: "русское государство создали норманны".

- Вспомните, кто такие норманны? Какую роль они играли в Европе в VIII-IX вв.? (Набеги на прибрежные земли Западной Европы, создание государств - герцогство Нормандия, королевство Сицилия)

В дальнейшем "норманнская теория" использовалась для обоснования идеи об исторической отсталости славян, их неспособности самостоятельно создать государство и развиваться.

Горячим противником "норманнской теории" был М.В.Ломоносов. Но он отрицал вообще причастность варягов к созданию государства на Руси.

В современной исторической науке признается:

  • историчность Рюрика;
  • вымышленность Синеуса и Трувора, поскольку "Рюрик сине хус трувор" в переводе с древнешведского означает "Рюрик с домом и дружиной";
  • варяжское происхождение первых русских князей, поскольку их имена скандинавского происхождения;
  • государство возникает у восточных славян как результат вызревания внутренних предпосылок, а не в результате вторжения варягов;
  • грабительские набеги варягов на севере и кочевников печенегов и хазар на юге способствовали сплочению славянских племен;
  • приглашение славянами варягов, согласно летописи, было сделано с определенной целью - княжения, т.е. славянам была уже известна эта форма власти.

3. Образование государства. Организация власти в Древнерусском государстве.

879 г. - смерть Рюрика в Новгороде.

882 г. - Захват Олегом Киева, объединение двух центров - Киева и Новгород; образование Древнерусского государства (Киевская Русь)

Работа с п.4 учеб. - составить схему "Управление Древнерусского государства"

Полюдье - объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

IV. Подведение итогов урока

Ответ на проблемные вопросы:

- Как возникло государство у восточных славян?

- Кого можно считать создателем Древнерусского государства?

Государство у славян возникло в результате развития хозяйства, разложения родоплеменных отношений и было ускорено внешним фактором - нападениями варягов на севере и кочевников (хазар и печенегов) на юге. Основателем государства можно считать князя Олега, который подчинил большую часть восточнославянских земель, объединил Новгород и Киев, сделал Киев столицей государства.

Домашнее задание: параграф 3, вопросы.

Литература.

1.Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс. – М.: Просвещение, 2012. – 227 с.

2. Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. – Т.1. С древнейших времен до конца XVII в. – М.: МИРОС – “Международные отношения”, 1994. – 352 с.

3. Варяги - создатели Древней Руси?//Журнал “Родина”, 1993, №2

4. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. X-XIVвв. /Авт.-сост. Г.Е.Миронов. - М.,1996.

5. Откуда есть, пошла Русская земля?//История Отечества: люди, идеи, решения". М., 1991.

6. "Сидел Кий на горе..." Легендарные личности Древней Руси/Журнал “История. 1 сентября. №14”, 2004.