Интегративно-дифференцированный подход при обучении физике в условиях внедрения новых ФГОС

Разделы: Физика


Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетие. Однако его следует вести к цели, по мнению А. Дистервега [1], не “с завязанными глазами”, а “зрячим”: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, также присутствовать не только в качестве простого зрителя. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Даётся только тому, кто стремится.

В Концепции модернизации образования [2] сформулированы основные стратегические позиции и принципы: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”.

Прогрессивные педагоги (В.И. Загвязинский, М М. Поташник и др.) признают, что нельзя в ребенке развить то, чего не заложено природой, т.е., если ребёнок при всех стараниях учителя успевает только на “3” и это соответствует его максимальным возможностям, то даже такая оценка свидетельствует о высоком качестве образовательной деятельности этого учителя и этого ученика [3].

Сегодня набирают силу новые критерии, учитывающие и динамику развития каждого отдельного учащегося, и усилия учителя по развитию личности ученика. При этом уже нельзя обойтись без психологической теории обучения, без нового направления в педагогической науке. Образование медленно, но необратимо подходит к необходимости учёта психологических факторов и построения на их основе комфортного - и для ученика, и для учителя - процесса обучения, когда определяющую роль играет взаимодействие личностей обучаемого и педагога.

Опыт работы в сельской школе, где психологические различия учащихся проявляются особенно ярко, показывает, что учет особенностей восприятия, переработки и применения учебного материала, внимание к реакции на обучение каждого конкретного школьника может сделать процесс освоения любого предмета, в том числе и физики, успешным для каждого.

Явно обозначается проблема: как на практике осуществить процесс обучения, позволяющий реализовать несколько индивидуальных познавательных стратегий, по возможности - по количеству учеников. Ведь нельзя потерять ни одну личность. Такой процесс возможен лишь при глубокой дифференциации, а точнее, индивидуализации обучения. Это возможно через уровневую дифференциацию, модульное обучение. Приведу пример.

Тематический блок “Взаимодействие тел”, 7 класс.

Комплексная дидактическая цель:

  • владение содержанием тематического блока обеспечивающее знакомство учащихся с основными понятиям кинематики и динамики;
  • первоначальное знакомство с понятием вектора;
  • воспитание ответственности за результат труда и труда своего товарища.

Учащиеся должны научиться:

  • описывать механическое движение,
  • определять вид движения по виду траектории и значению скорости
  • творчески применять полученные знания в новых условиях.

Модуль 1 “Понятие о механическом движении. Время и его измерение”

Модуль 2 “Равномерное и неравномерное движение. Скорость”

Семинар “Решение задач на расчет скорости, пути и времени равномерного и неравномерного движения. Графические задачи”.

Модуль 3 (с лабораторной работой) “Масса тела. Измерение массы тела с помощь весов”

Модуль 4 (с лабораторной работой) “Плотность вещества. Определение плотности твердого тела”

Семинар “Решение задач на определение массы, объема и плотности тел”.

Зачет по теме “Взаимодействие тел”

Литература.

  1. Загвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие / В.И. Загвязинский - М.: Педагогическое общество России, 2004. 304 с.
  2. Преподавание физики, развивающее ученика / Сост. и под 1” д. Э.М. Браверман: пособие для учителей и методистов. - М.; Ассоциация учителей физики, 1999. 154 с.
  3. Сборник нормативных документов. Физика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2000. 120 с.