Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Занимательный французский». 2–4-е классы

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного начального общего образования.

- Реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

- Нормативно-правовой и документальной основе.

- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

- Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

- Письма Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13  “О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ”.

- Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

- Санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования.

Программа к курсу “Занимательный французский” составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов. (рассчитана на 3 года обучения: 2–4 классы)

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса  (Приложение 1).

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

Цель данного курса: развитие языковых и познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической проектной деятельности.

Курс представляет собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

1. Личностные - определяющие мотивационную ориентацию учащегося:

- осознание языка как основного средства человеческого общения,

- формирование толерантности,

- самоопределение,

- смыслообразование,

- нравственно-эстетическая ориентация (ценить и понимать “ценности мира”, уважение к своему народу, к своей и чужой культуре, освоение личностного смысла учиться, оценка поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм).

2. Комуникативные - обеспечивающие социальную компетентность:

- умение строить монологическую речь,

- участие в диалоге,

- планирование сотрудничества,

- постановка вопросов,

- разрешение конфликтов (ответы),

- управление поведением,

- умение выражать свои мысли,

- читать вслух,

- понимать речь, прочитанный и прослушанный текст.

3. Регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности:

- целеполагание,

- планирование, прогнозирование,

- контроль, коррекция, оценка,

- самостоятельная организация своего места,

- соблюдение правил, режима урока,

- соотнесение задания с образцом,

- оценка задания (легко ли было при выполнении, какие трудности возникли),

- действие с учётом выделенных учителем ориентиров действия,

- адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников

4. Познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы:

- использование знаков, схем, символов,

- выделять главное, делать выводы,

- находить ответ на поставленный вопрос,

- логические,

- постановка и решение проблемы,

- общеучебные: использование справочной литературы, фиксация содержания, обобщение, ориентация в учебнике, определение круга незнакомого материала, отвечать на вопросы и задавать их, находить нужную информацию, сравнивать предметы, пересказывать, составлять план, делать выводы.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие языковых и познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Сделать изучение французского языка привлекательным для обучающихся, помочь им почувствовать красоту языка, познакомить с культурой Франции, традициями и обычаями народа этой страны призвана программа внеурочной деятельности.

Программа способствует реализации основной цели обучения и направлена на развитие у обучающихся культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Программа учитываются возрастные и психологические особенности детей, междисциплинарные связи с другими предметами.

Программа предусматривает создание психологических и дидактических условий для развития у младших школьников желания изучать иностранный язык; стимулирует потребность в ознакомлении с миром зарубежных сверстников в использовании языка как средства общения, формирует элементарные умения межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

Практическая значимость курса

Дети знакомятся с французским стихотворным и сказочным фольклором, песенным творчеством, основными этикетными фразами – клише, элементарными “диалогами турист”, миром игр и развлечений, что очень важно для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и родной культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации.

Программа предусматривает использование игровых технологий с целью ввода ребенка в мир французского языка и его культуры; формирует положительную мотивацию в изучении языка, подготавливает, таким образом, благоприятную почву для последующего более глубокого изучения языка.

Особенности овладения иностранным языком в младшем школьном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.

Ребенок способен понимать смысл сказанного, ориентируясь не только на само высказывание, но и на всю ситуацию в целом. Он может воспроизводить нужное речевое действие в аналогичной ситуации.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса.

В непринуждённой обстановке приобретается социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях неформального общения с друзьями и взрослыми на французском языке, с носителями языка, формируются элементарные коммуникативные умения в различных видах деятельности, включая непременно игровую, а с учётом возможностей и потребностей младших школьников некоторые универсальные лингвистические понятия; расширяется кругозор, пополняются знания социально-бытовых реалий жизни людей в стране изучаемого языка.

Место курса в системе обучения иностранному языку в начальной школе. Содержание программы тесно связано с базовой программой обучения французскому языку, предусмотренной ФГОС, дополняя её страноведческой информацией различного характера. Больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей, повышению мотивации через создание ситуации успеха на каждом занятии.

Форма организации занятий: кружок.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада, выступления детей на концертах для родителей, учителей, участие в творческих городских конкурсах).

Основные принципы построения программы:

- преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся;

- последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

- сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения в области преподавания иностранного языка, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

- личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся, привлечение к социально-значимой деятельности.

Этапы реализации программы

Цель - обучить детей фонемному и графемному образу французского алфавита, создав тем самым прочную базу для обучения чтению.

Все задания предложены в игровой форме, что очень нравится детям и повышает их мотивацию учения. Практика показывает, что ребята всегда с радостью откликаются на подобные упражнения. Каждое упражнение несёт в себе вторичные, но немаловажные функции - развивающую и воспитательную. Рекомендуется использовать игровые формы контроля.

Вся эта работа должна быть проведена в единстве с учебным процессом. Она успешно поддерживает близкую мотивацию, так как в самом учебном процессе создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.

Игровой курс “Занимательный французский” позволяет развить у детей определенные произносительные навыки, заложить некоторый словарный запас, потренировать языковую память и развить творческие способности в различных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, трудовой и других).

Дети в этом возрасте прекрасные “фонетисты”, они быстро схватывают тонкости произношения. Чтобы все это перешло в навык, обходимо составлять занятия из сказочных историй, музыки и игр, которые предполагают многократное повторение слов и выражений, и дети будут заниматься с удовольствием фонетическими упражнениями.

В этом возрасте ребенку недостаточно только слушать, смотреть и говорить, ему необходимо взять предмет в руки, нарисовать его, вырезать, построить. Эту особенность необходимо учитывать, предлагая на занятиях упражнения с элементами рисования, раскрашивания, конструирования.

Мышление 7-9 летних детей конкретное и опирается на наглядные образы. Для понимания какого-либо явления им необходим реальный предмет или его изображение. Вот почему большую роль на занятиях играют средства наглядности, представленные в виде рисунков, картинок, а также фонозаписи.

Занятия должны проходить в атмосфере доверия, сотрудничества, когда “не вы делаете”, а “мы делаем”.

Курс “Занимательный французский” представлен 34 занятиями.

Занятия составлены на основе системной линии: с участием различных реальных и фантастических персонажей, знакомством с животными зоопарков, о которых рассказывает учитель.

Все занятия построены по одной структуре: они включают различные виды деятельности: игровую, изобразительную, музыкальную, трудовую, проектную.

После 2-3 занятий рекомендуется повторение и проверка усвоенных навыков.

Лексический минимум, используемый при подготовке занятий, соответствует требованиям к словарному запасу школьника, начинающего изучать французский язык. Повторяемость и ограниченность лексики, большое количество стихов и песен, облегчают процесс усвоения и закрепления материала.

Младшие школьники не только делают первые шаги в мир иностранного языка и знакомятся с французским алфавитом, но и совершают интересное путешествие по Франции.

2 класс. Алфавит - основа языка. К его изучению необходимо подходить с особой тщательностью на начальном этапе. Это позволит в будущем избежать ошибок учеников в чтении и письме. Отработка слухо-произносительных навыков; начальное знакомство со страноведческим материалом; песнями и сказками для младшего детского возраста.

3 класс. Развитие слухо-произносительных навыков, отработка техники чтения.

Знакомство с основными символами Франции, название крупных городов, местоположение на карте; видео-путешествия по столице. Обучение ведению ситуационных диалогов; дальнейшее знакомство с детской литературой, музыкальными произведениями.

4 класс. Совершенствование слухо-произносительных навыков, совершенство- вание техники чтения. Расширение страноведческих знаний: символы Франции, основные достопримечательности, географическое положение, видео-экскурсии. Обучение ведению ролевых диалогов, высказываний на основе прочитанных сказок. Развитие творческих способностей, повышение мотивации к дальнейшему изучению французского языка.

Приложение 2

Приложение 3