Повторительно-обобщающие уроки в курсе истории древнего мира

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: Древний Египет, жизнь первобытных людей, Западная Азия Индия и Китай в древности


Повторительно-обобщающий урок “Жизнь первобытных людей”

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение темы и задачи урока.

В основу повторения положены три следующие положения:

  1. Изученный период был самым длительным в истории человечества.
  2. В этот период сформировался “человек разумный” и были сделаны величайшие открытия и изобретения.
  3. Существовал порядок жизни людей, называемый первобытным обществом, при котором люди жили коллективами, совместно трудились, имели общее имущество и не угнетали друг друга.

III. Работа с “лентой времени”.

Беседа с классом по вопросам.

Люди очень долго жили п\о обществом. А сколько именно?

Когда появились на Земле древнейшие люди?

Покажите на карте и расскажите на каких материках найдены следы их жизни.

Получив ответы, учитель чертит на доске “линию времени”; обозначает на ней текущий год и примерную дату выделения человека из мира животных (2 млн. лет назад).

Что считать концом изучаемого времени?

Когда начался распад родовых общин и возникло неравенство между людьми? (Это произошло примерно тогда, когда люди научились обрабатывать медь – 7 тыс. лет назад).

IV. Как жили п/о люди? Какие изобретения были ими сделаны? Какое значение имело каждое из них?

Проверка творческого домашнего задания (придумать небольшие рассказы, которые были бы исторически верны и отражали бы изобретения сделанные п/о людьми и их значения).

Темы рассказов:

  • “Бегство от огня”;
  • “Древнейшие жилища и одежда”;
  • “Рыбная ловля”, “Удачная охота за рекой”;
  • “Земледелие и скотоводство. Их роль в истории человечества”;
  • “Древнейшие ремесла”, “Начало обработки металлов”.

Начала рассказов:

  • “Поселок был расположен на берегу реки среди густого леса. Молнией в грозу зажгло лес. Казалось, спасения не было…”;
  • “Вокруг поселка не осталось зверей. Правда, лес за рекой был полон оленями и кабанами. Но как добраться до них?”;
  • “Холодным дождливым вечером весь род собрался у костра отдохнуть и погреться. Но люди не просто отдыхали. Все, даже дети, были заняты делом…”;
  • “Однажды, когда в пещере у людей не осталось пищи, они вооружились и отправились на охоту. Вскоре люди увидели следы…”;
  • “На берегу реки у подножия большого холма, точно громадная, разинутая пасть, чернела дыра, которая вела в глубокую пещеру…”.

V. Подведение итогов урока.

Какой порядок жизни людей мы называем первобытным? (При п\о обществе люди жили коллективами, совместно трудились, имели общее имущество и не угнетали друг друга).

Докажите, что это было так.

При помощи небольших заданий, учащиеся выделяют главные признаки п/о. Учитель кратко записывает их на доске.

  1. Археологи обследовали стоянку п\о охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте. Как выжил этот калека? Почему он не погиб от голода? Можно ли на основании этой находки что-либо сказать об отношениях внутри человеческого коллектива?
  2. Приведите примеры совместной охоты п\о людей. Вспомните, почему люди трудились сообща.
  3. Что представляло собой имущество родовой общины охотников, родовой общины земледельцев и скотоводов.
  4. Вспомните, в чем заключалось неравенство между людьми, возникшее при распаде родовых общин.

VI. Домашнее задание.

Ввиду повторительно-обобщающего характера урока д\з не задается или может носить творческий характер (составить кроссворд, сделать рисунок и т.п.).

Повторительно-обобщающий урок “Страна большого Хапи”

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Древний Египет”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение темы и задачи урока.

III. Актуализация знаний учащихся по теме “Древний Египет”.

1. “Знаешь ли ты, где находится…”

  • Египет,
  • Нил,
  • первая столица Древнего Египта,
  • дельта Нила,
  • территории, куда совершали свои походы фараоны Египта.

Учащиеся отмечают указанное в контурной карте, а один или несколько учащихся выполняют это задание на доске.

2. В древности говорили: “ Египет – дар Нила”; что здесь правильно и что нет? Докажите свое мнение.

3. “Расскажи о том, как жили…”

  • ремесленники и земледельцы,
  • вельможи,
  • фараоны.

4. Как и когда образовалось египетское государство?

Работа с “лентой времени”.

Обозначьте на “ленте времени” дату образования единого государства в Египте, строительства пирамиды Хеопса и завоевания Тутмоса III. Посчитайте, сколько лет назад была построена пирамида Хеопса и мог ли ее построить фараон объединивший Египет? Сколько веков назад жил Тутмос III?

Назовите особенности религии Древнего Египта.

IV. Реши кроссворд “В Древнем Египте”.

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клеточках прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале XIX века тайну египетских иероглифов.

  1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
  2. Подневольный человек.
  3. Первая столица объединенного египетского государства.
  4. Материал для письма.
  5. Значок египетского письма.
  6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.
  7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник.
  8. Сплав меди и олова.
  9. Мастер, изготавливающий изделия из глины, камня, дерева, металла.

V. Конкурс юных детективов.

Учитель предлагает пятиклассникам познакомиться с отрывком из протокола допроса грабителей, проникших в захоронение одного из фараонов.

“Мы проникли во все помещения… Мы нашли божественную мумию царя…На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Покровы ее были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился.

Мы нашли и жену фараона. И сорвали с нее так же все…

Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Все золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы, мы поделили на восемь равных частей”.

Вопросы к учащимся:

  • Сколько всего было грабителей?
  • По какой детали вы определили их число?
  • Когда произошло ограбление – в наши дни или еще во времена Древнего Египта?
  • Чем вы можете доказать свое мнение?

VI. Исторический диктант.

В тексте диктанта допущено пять исторических ошибок. Задача пятиклассников найти их в тексте и исправить.

По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 г. до н.э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину Царей. Много тайн хранит история Египта. Тайны Древнего Египта еще ждут своих исследователей!

VII. Итоговое тестирование по теме “Древний Египет”.

1. Первая столица египетского государства:

А) Каир В) Александрия

Б) Мемфис Г) Фивы

2. Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну:

А) жрец В) писец

Б) вельможа Г) вождь

3. Приспособление, позволяющее поливать засушливые земли в Египте:

А) шадуф В) санджар

Б) такыр Г) саркофаг

4. Сплав меди и олова, из которого изготавливали наконечники копий, лезвия топоров и клинков:

А) мельхиор В) победит

Б) бронза Г) лазурит

5. Соседняя с Египтом территория, богатая залежами медной руды:

А) Палестина В) Финикия

Б) Сирия Г) Синайский полуостров

6. Египетский фараон, совершивший самые крупные завоевательные походы:

А) Хеопс В) Тутмос

Б) Тутанхамон Г) Эхнатон

7. Как египтяне называли своего бога солнца:

А) Ра В) Амон-Ра

Б) Амон Г) употреблялись все названия

8. Кто из богов, по верованиям древних египтян, вершил суд в царстве мертвых:

А) Анубис В) Осирис

Б) Гор Г) Хорос

9. Самая высокая пирамида в Древнем Египте была воздвигнута в честь фараона:

А) Хеопса В) Тутмоса

Б) Тутанхамона Г) Эхнатона

10. Древнеегипетская царевна, жена фараона Эхнатона и теща фараона Тутанхамона:

А) Маат В) Нефертити

Б) Исида Г) Клио

КЛЮЧ: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-Г, 6-В, 7-Г, 8-В, 9-А, 10-В.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание.

Ввиду повторительно-обобщающего характера урока д\з не задается или может носить творческий характер (составить кроссворд, сделать рисунок и т.п.).

Повторительно-обобщающий урок “Западная Азия, Индия и Китай в древности”

Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме “Западная Азия, Индия и Китай в древности”.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение темы и задачи урока.

III. Игра “От Междуречья до Китая”.

Учитель предлагает разделиться на группы (в зависимости от количества детей в классе от 3 до 5). Объясняет правила игры (игра проводится по принципу телевизионной игры “Своя игра”). На доске вывешивается или рисуется заранее игровое поле (игровое поле может быть украшено иллюстрациями). Группы учащихся поочереди выбирают стоимость вопроса (если группа не отвечает, то возможность ответа переходит к любой другой группе ранее других поднявшей руку). Сложность вопросов зависит от их стоимости. Побеждает та группа, у которой по окончании игры будет большее количество очков.

Природа и занятия 10 20 30
Религиозные верования 10 20 30
Искусство и наука 10 20 30
Достопримечательности 10 20 30
Разное 10 20 30
Проверь себя 10 20 30
  • Тема “Природа и занятия”:

10 – Покажите на карте государство, где протекали реки Янцзы и Хуанхэ. Опишите его местоположение и особенности природы.

20 – В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” - по-гречески означает “красноватые”, или, точнее “красящие в багряный цвет”. Почему именно так называли греки финикийцев?

30 – Земледелие превратилось в главное занятие жителей Междуречья значительно раньше, чем у других народов мира. Какими природными особенностями можно это объяснить?

  • Тема “Религиозные верования”:

10 – В городе Уре было исследовано более 2 тысяч гробниц. В некоторых из них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов, лежали золотые шлемы, венки, ожерелья, орудия труда, оружие и т.д. Какие выводы можно сделать на основании этих погребений?

20 – Чем религия древних евреев отличалась от религии египтян или вавилонян? Что между ними общего?

30 – Что сходно в религиозных представлениях индийцев и египтян, что различного?

  • Тема “Искусство и наука”:

10 – Русское слово “трава” вавилоняне обозначали словом “шамму”. Интересно, что то же самое слово “шамму” употреблялось и в другом значении – “лекарство”. Случайно ли одно и то же слово употреблялось в разных значениях?

20 – Более 3 тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники едва начав учиться – проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различия в сроках обучения грамоте в разных странах древности?

30 – Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быка с пятью ногами. Шутил ли этот путешественник?

  • Тема “Достопримечательности”:

10 – “Висячие сады” Семирамиды.

20 – Великая Китайская стена.

30 – Храм Бога Яхве.

  • Тема “Разное”:

10 – В Южном Двуречье в Древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь?

20 – Кто бы мог произнести такие слова? По какому поводу они могли бы быть сказаны?

“Вот меч. Рассеките ребенка и отдайте каждой из них половину”.

“Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!”

“Благородный человек винит себя, а ничтожный – других”.

30 – Первый алфавит придумали финикийцы. В нем были только согласные буквы. Это создавало трудности при чтении. Представьте себе, что кто-то написал подобно финикийцам, без гласных, заповеди данные Богом Моисею.

Н крст.

Н лгт.

Н бвт члвк.

Пчтт тц мт.

Какие заповеди здесь написаны?

  • Тема “Проверь себя”:

10 – Расцвет финикийского государства пришелся на время правления царя Хаммурапи. По представлениям вавилонян царь был Богом. Финикия получила свое название из-за обилия финиковых пальм, растущих здесь. У вавилонян была дурная слава пиратов. Они плавали по всему Средиземному морю и основали свою самую крупную колонию – Карфаген – в Северной Испании. Много тайн хранит еще Передняя Азия, ожидая своих исследователей!

10 – Соотнеси правильно имена царей и царства:

Крез   Индия
Кир   Персидская держава
Ашока   Китай
Цинь Шихуан   Ассирия
Ашшурбанапал   Лидия

20 – Пройдя из Древнего Египта через Черное море, путешественник попадал в Азию. Здесь между реками Тигр и Джамна располагалась Вавилония, которая дала человечеству древнейший письменный свод законов царя Кира. Самыми известными мореплавателями и изобретателями древнейшего алфавита были шумеры. Еврейский народ, живший и в Египте, и в Передней Азии, дал миру самую известную книгу всех времен и народов – Библию.

Государства на Древнем Востоке возникали и распадались стремительно. Так произошло с Ассирией, достигшей своего могущества около тысячи лет до нашей эры, а распавшейся в 512 году до нашей эры. Но больше всего загадок таят древние Индия и Китай. Ученые до сих пор спорят, отчего погиб город Сяньян в Индии и был ли на самом деле “Сыном неба” последний китайский император из династии Цинь Шихуанди.

20 – Соотнеси правильно города и реки:

Иордан   Вавилон
Ганг   Иерихон
Евфрат   Паталипутра
Хуанхэ   Мемфис
Нил   Лоян

30 – На юге Иранского нагорья в древности располагалась Ассирия, а в Северном Двуречье – Персия. В обоих государствах раньше других стран был открыт способ получения и обработки железа. В 560 году до нашей эры царь ассирийцев Кир покорил мидийцев, а затем в 548 году завоевал Малую Азию и Вавилон. Его сын Камбиз разрешил евреям вернуться на историческую родину и строить храмы в честь своего Бога Иисуса. Персидская держава тянулась от реки Амур на востоке до Средиземного моря на западе. Она погибла под натиском войск Александра Македонского в 331 году нашей эры.

30 – Соотнеси правильно страну и изобретение сделанное в ней:

Финикия   шахматы
Китай   бумага
Индия   алфавит
   компас
   цифры

IV. Поведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Ввиду повторительно-обобщающего характера урока д\з не задается.