Роль творчества М.А. Шолохова в формировании общей и экологической культуры молодежи

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии, Экология


В последние годы мы наблюдаем глобализацию экологических проблем. Мы констатируем такие явления как истощение озонового слоя, кислотные дожди, изменение климата на планете и многое другое. Сам человек, его здоровье и уровень его образования становится глобальной экологической проблемой.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности человека. Это возможно при изменении мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры. Экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть общей культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, её самоценности, насущной необходимостью формирования у человека уважительного отношения к природе, как непременного условия его выживания.

Природа... Мы слишком часто произносили это слово, и оно потеряло свой первозданный смысл. А между тем это символ жизни всего на Земле, символ полноты человеческого счастья. Можно перечислить большой ряд имен тех, кто своим творчеством пробуждает в людях чувство добра и милосердия, подбирает бережно и с любовью относиться к окружающему их миру - родной природе. Но особо хочется выделить творчество М.А.Шолохова.

“Редкому писателю дано счастье, так сродниться со своей землей, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона. Мы говорим: Шолохов - и видим бескрайние степи и людей, живущих на этой древней земле. Мы говорим Дон - и видим перед нами - одного из самых притягательных имен XX столетия - Михаил Шолохов”: писал В.А. Закруткин.

Невообразимо красива лазоревая задонская степь. Это знает всякий, кто хоть однажды прошелся по ней пешком, стряхивая тяжелую росу с пушистых клеверов и медовых луговых пашен, кто видел, как скачет внамет, вздыхая дальнюю пыль, молодой горячий всадник, кто пил из копанки в жару чистейшую ключевую воду... Но пуще того знает об этом тот, кто хоть однажды читал Шолохова, склоняясь над бессмертными страницами, всем существом вбирая в себя все многоцветье и многозвучье его чистого и яркого мира.

Любовь и ненависть, страдания и гнев, красота и жестокость - все это в его книгах, измерено мерой земной, мерой человеческой и народной. Связь с землею, не с метафорической и всеобщей, а стой конкретной почвой, на которой цветут его цветы и травы, над которой летают его шмели и птицы, в которую ложатся, умирая, его герои, оказывается у Шолохова столь органической, столь сильной, что ощущение почти физического прикосновения к созданной им жизни делает его произведения как бы нерукотворными. Что написано, понимаешь сразу, без труда, поскольку живая правда ведет за собою. Но понять, как это написано, - увы, невозможно. На пути от природы к искусству природа легко теряет свое естество, свой неповторимый запах, цвет, свет.

“... Степь без конца и края. Древние курганы в голубой дымке. Черный орел в небе. Мягкий шелест стелящейся под ветром травы... Маленькими и затерянными в этих огромных просторах почувствовал себя Давыдов, тоскливо оглядывая томящую своей бесконечностью степь. Мелкими и ничтожными показались ему в эти минуты и его любовь к Лушке, и горечь разлуки, и несбывшиеся желание повидаться с ней... Чувство одиночества и оторванности от всего живого мира тяжко овладело им. Нечто похожее испытывал он давным-давно, когда приходилось по ночам стоять на корабле “впередсмотрящим”...”

Короткая, как вспышка зарницы, земная жизнь человека и бесконечная жизнь природы-степи, могильного кургана, высокого небесного купола… Вот она, живая шолоховская философия, рожденная не в кабинетных муках, не в изысканных лабораториях слова, а в доме большого, трепетного сердца художника.

Трудно более страстно и нежно, до крика в горле, выразить любовь к отчему краю, к родной земле, с которой ты связан и повенчан на веки вечные от первого колика до последнего вздоха. С вишневыми зорями и закатами, на терпком полынном ветру надо было впитывать в себя все, что лежало вокруг, уходило далеко в трагические мужественные страницы истории донского, казачьего края, чтобы потом со всей силой невиданного таланта ответить своей земле, воздать сторицей за любовь и ласку, а главное, - за неповторимость самой земли и тех, кто, живя на ней, прошел огненные купели, сохранив в нелегких и непростых своих характерах святую, неистребимую преданность Родине.

Связь с землею, не с метафорической и всеобщей, а стой конкретной почвой, на которой цветут его цветы и травы, над которой летают его шмели и птицы, в которую ложатся, умирая, его герои, оказывается у Шолохова столь органической, столь сильной, что ощущение почти физического прикосновения к созданной им жизни делает его произведения как бы нерукотворными. Что написано, понимаешь сразу, без труда, поскольку живая правда ведет за собою. Но понять, как это написано, - увы, невозможно. На пути от природы к искусству природа легко теряет свое естество, свой неповторимый запах, цвет, свет.

“Над степью, покрытой нарядной зеленкой, катились тучи. Высоко, под самым тучевым гребнем, плыл орел. Резко взмахивая крыльями, простирая их, он ловил ветер и, подхватываемый воздушным стремлением, кренясь, тускло блистая коричневым отливом, летел на восток, удаляясь, мельчая в размерах”.

“Зима легла не сразу. После покрова стоял выпавший снег, и табуны снова выгнали на подножный. С неделю тянул южный ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в цепи поздняя мшистая зеленка”.

Это строки из романа “Тихий Дон”. Романа, который имеет читателей во всем мире. Гармоничное соединение писательского и исследовательского талантов создатели для последующих поколений богатейший научный материал. Михаил Александрович не придумывает, не додумывает, а детально описывает увиденные им природные сюжеты.

“На стеблях раскрылатившихся под солнцем трав, на ростках возмужалых хлебов дрожала нанизанная роса. Ветер с запада отряхал ее, и капельки срывались, радушно посверкивали, падали на пахнущую дождем, желанную и ласковую землю”.

(“Поднятая целина”)

Еще один пример. В нем заключена информация о целинной заповедной разнотравно - тапчаково - ковыльной степи на территории области Войска Донского в начале XX века. Любое описание природы представляет собой субъективное восприятие объективной реальности. От точности, качества описательного материала зависит то, как воспримет и представит описываемую реальность читатель. Феномен М.А. Шолохова, как наблюдателя, состоит в скрупулезной описательности им любого природного объекта, в точности изложения любого природного явления. “В этот ранний час ни степной подорожник, ни поникшей ветки жёлтого донника, ни показавшиеся на взгорье и близко подступавшее к шляху жито не источали присущих им дневных запахов. Даже всесильный полунок и тот утратил его – все запахи поглотила роса, лежавшая на хлебах, на травах так щедро, будто прошёл здесь недавно короткий сыпучий июльский дождь”. Этот красивый отрывок из романа “ Поднятая целина” принёс с собой запахи степного июльского утра, его мелодику, цвет и не оставил нас равнодушным. Читатель приобретает эмоциональный настрой и знание об окружающей среде.

Опираясь на описание Шолохова можно предположить масштабы нерационального уничтожения лесных массивов на Дону на протяжении последних десятилетий. Географическая точность описание природы приобретает особую ценность с научно-исследовательских позиций ещё и потому, что позволяет накапливать знание об изучаемом объекте. Проиллюстрировать это можно следующим отрывком их повести “Путь- дороженька”. “ Вдоль Дона до самого моря тянется Гетманский шлях. С левой стороны пологое песчаное Одонье, зелёное чахлое марево заливных лугов, изредка белесые блёстки безымянных озёр; с правой - лобастые насупленные горы, а за ними, за дымчатой каёмкой Гетманского шляха, за цепью низкорослых сторожевых курганов - речки, степные большие и малые казачьи хутора и станицы и седое вихрастое море ковыли.” В этом отрывке гармонично сочетаются точность, краткость, конкретность и художественность. Читая Шолоховское описание природы, приобретаешь совокупность геоботанических, экологических, исторических, этнографических знаний, и... отдыхаешь.

М.А. Шолохов не просто описывает какой-либо природный объект, сопереживая ему, или любуясь его красотой. Он исследует. Причем, как сами главные “переменные” окружающей нас природы (климат, рельеф, поверхностные воды, почвы, растительный покров, животный мир), так и их взаимоотношения, создавая в процессе исследования модель изучаемого им природного объекта.

Все произведения М.А. Шолохова содержат богатейший материал о природе Родного края. “Трудно назвать писателя, который так знал бы окружающий нас живой мир, как знает его Михаил Шолохов. Это знание почерпнуто им не из книг по ботанике и зоологии, лесоводству и почвоведению. Иногда, даже, кажется, что он не просто знает дерево или птицу, траву или зверя, а чувствует и понимает душу всего живого”: писал В.А. Закруткин.

“Впереди, повитая нежнейшим голубым куревом, величественно безмолствовала степь. В зените за прядью опаловых облачков томилось солнце. От жаркой травы стлался тягучий густой аромат. Справа за туманно очерченной впадиной лога жемчужно-улыбчиво белела полоска Жирова пруда. А кругом - насколько хватал глаз - зеленый необъятный простор, дрожащие струи марева, полуденным зноем скованная древняя степь и на горизонте - недосягаем и сказочен - сизый грудастый курган”.

(“Тихий Дон”)

Мировое сообщество не может существовать без экологической культуры, поскольку человечество не может рассчитывать на выживание в условиях экономического и экологического кризиса. Именно поэтому, становится ясно, что труды нашего великого земляка, лауреата Нобелевской премии М.А. Шолохова имеют огромное значение для формирования общечеловеческой и экологической культуры и не только для жителей Донского края, но и в общемировом масштабе.

Литература

1. Васильев, В. Михаил Шолохов: Очерк // Молодая гвардия. - 1998. - N 10. - С. 244-299.

2. Воронцов А. В. Шолохов: Роман / Андрей Воронцов. - М.: ИТРК, 2003. - 477 с. - (Библиотека исторического романа).

3. Закруткин В.А. Цвет лазоревый: Страницы о Михаиле Шолохове//М: Советская Россия, 1975. - 80 с.

4. Измайлова, Л. Несравненная словесная живопись... О языке романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" // Дон. - 1992. - N 1/2. С. 239-244

5. Калмыков, С. Рассказы о Шолохове: [Из воспоминаний] // Дон. - 1999. - N 3/4. С. 200-207.

6. Творчество писателя в национальной культуре России: Сб. ст. / Шолохов. чтения-2000; Гл. ред. Н. И. Глушков. - Ростов н/Д: Ростиздат, 2000. - 286 с. - В надзаг.: Гос. музей-заповедник М.А. Шолохова, Рост. гос. ун-т. - Библиогр. в конце докл.

7. Шолохов в школе: Поуроч. планирование. Материалы к урокам. Вопр. и задания. Анализ произведений: Кн. для учителя / [Авт.-сост.М. А. Нянковский]. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2002. - 317 с., [16] л. ил.: ил.. - (Писатель в школе). - Библиогр.: С. 310-315.