Урок математики по теме «Действия с именованными числами». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: закрепление умений выполнять действия с именованными числами; формировать умение преобразовывать эти числа (укрупнение и раздробление); воспитывать любовь к своему краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды, иллюстрации с изображениями природы КБР.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. Познакомимся с реками, озерами, главными горными вершинами КБР. В конце урока за преодоление всех трудностей путешествия получите звание – “Юный турист”.

2. Индивидуальная работа у доски

а) В 1935 году на г. Эльбрус поднялись 638 чел. В 1990 году – в 12 раз больше. Сколько человек поднялись на вершину г.Эльбрус за эти два года?

б) Форель водится в реках КБР, любит чистую холодную воду, занесена в Красную книгу РФ, весит 12кг 500г. Усач водится в бассейне реки Терек, весит 8кг 350 г.
На сколько кг больше весит форель, чем усач?

3. Устный счет

Перед вами написаны названия объектов и их протяженность, все они находятся в Приэльбрусье (демонстрация слайдов):

г.Эльбрус – 5642м;
г. Шхельда – 4320м;
г.Джон-Туган – 4012м;
перевал Бечо –3375м.

– Что заметили в этой записи?
– Что лишнее, почему? (Перевал Бечо – один из перевалов, ведущих в Грузию).

4. Работа над новым материалом

– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
– Да, сегодня мы будем выполнять действия с именованными числами.
– Как можно преобразовать эти числа?
– Переведите в более крупные единицы длины.

Проверка работы у доски

– Впервые на восточную вершину г.Эльбрус в 1829 году поднялся Киляр Хаширов из селения Старая Крепость.

В 1874 году Ахия Соттаев с группой альпинистов совершил восхождение на западную вершину Эьбруса. В 1960 и 1967г.г. Эльбрус покорили 37 школьников г. Нальчика по руководством учителя географии И.И.Руденко.

Надеюсь, вы тоже в будущем покорите эту самую высокую вершину Кавказа.

После разминки в устном счете мы отправляемся путешествовать по нашей республике.

Площадь Кабардино-Балкарии – 12510 кв.км.
Половину площади занимают горы.
Одну третью часть площади занимают равнины.
Остальная площадь – предгорья.
Сколько кв. км занимают предгорья?

Решить эту задачу самостоятельно.
Проверка решения задачи.

– Продолжая наше путешествие, мы познакомимся с двумя озерами.
Одно, Тамбукан, находится на равнине, на трассе Нальчик-Пятигорск.
Кто знает, чем славится это озеро? (Озеро известно своей лечебной грязью). Площадь озера равна 2 кв.км., глубина всего 1м 50 см.
Другое, Голубое озеро, находится в горах, длина его 235м,ширина –115м, глубина 258м. Это шестое по глубине озеро в нашей стране. В него не впадает ни одного ручейка, а вытекает ежесуточно 70 млн. литров воды, оно питается подземными водами, температура воды озера +9,6 град.С.

Какой вопрос можно поставить в задаче?
Давайте узнаем, на сколько кв. м. площадь о. Тамбукан больше площади Голубого озера?
Задача решается у доски по действиям с пояснениями.
Таким образом, площадь о. Тамбукан больше площади Голубого озера. По объему воды Голубое озеро в 3 раза больше, чем Тамбукан, так как оно очень глубокое.

Помимо великолепных снежных гор и красивых озер в КБР много горных рек. Кто назовет эти реки? Какая из них самая полноводная? (Терек).

Терек – 624 км. Его приток? (Малка).
Малка– в 63 раза короче Терека.
А приток Малки – р. Баксан. Река Баксан – на 40 км короче Малки.
Что у нас получилось? (Задача).
Поставьте вопрос к задаче.
Найти протяженность всех трех рек.
Решить задачу самостоятельно. Проверка решения задачи.

5. Итог урока

– Что мы узнали?
– Сегодня мы путешествовали по нашей республике. Много узнали нового. Природа нашего края удивительно красива, ее нужно беречь и охранять.

Все справились с темой урока. Молодцы!
Вручаю вам билет “Юный турист”.

6. Домашнее задание

Дома продолжите путешествие по рекам КБР, используя при этом данные из последней задачи и дополнительные данные: река Чегем – приток Баксана, ее протяженность равна двум третям от протяженности Баксана, река Черек – другой приток р. Баксан, она на 20 км короче р.Чегем.

Поставьте свой вопрос к задаче и решите ее.