Город как среда обитания человека (межпредметный курс)

Разделы: Общепедагогические технологии


Данная методическая разработка является общешкольным межпредметным  проектом «Город как среда жизни человека», преподавание  которого связано не только  с получением знаний и навыков,  но и реализацией одной из прогрессивных методических и педагогических концепций — установления межпредметных связей между различными учебными дисциплинами. Происходит также переосмысление  мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.

Актуальность программы:

Современный человек должен понимать и уметь объяснять происходящие природно-экологические, социально-экономические и политические процессы, т. е. быть функционально-грамотным.

Новизна деятельности в рамках программы заключается в изучении, анализе, переосмыслении взаимодействующих всех составляющих аспектов современной жизни (политической, экономической, социальной, природной).

Цель:

Сформировать новый тип мышления человека, подготовить его к жизни в существующей природной, политической, экономической, и социальной действительности, основанной на  добровольном принятии ограничений и запретов, диктуемых  законами развития биосферы.

Задачи:

1. Изучить историю данной проблемы
2. Разработать принципы построения структуры и отбора содержания интегрированного знания по общеобразовательным областям основной и старшей школы
3. Апробировать содержание и способствовать его внедрению с учетом времени, контингента  обучающихся.
4. Разработать критерии показателей сформированности, понимания взаимодействия политической, экономической, социальной и природной среды (знания, сформированность эмоционально-волевой сферы личности, активное участие в общественно-исследовательской практике).

Теоретическое обоснование проекта

В современных условиях, когда  темпы развития городской среды,  созданной в процессе человеческой деятельности, которая в процессе НТР расширяет свое влияние на биосферу, экологические проблемы становятся наиболее актуальными. Сложившаяся экологическая ситуация требует принятия экстренных мер, а человечество и наука не готовы к принятию эффективных решений в силу недостатка знаний и неподготовленности сознания.
в России в апреле 1996 г. утверждена Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития,  приняты экологическая доктрина РФ в 2002 году, а также экологическая доктрина города Москвы в 2005 году предопределили развитие новой системы образования. Перед школой стоят задачи переосмысления содержания образования с целью наиболее эффективной подготовки выпускников для жизни в современном обществе. Тенденция к экологизации научного знания проявляется в том, что происходит переориентация от изучения явлений и объектов природы к изучению в контексте человеческой деятельности. На первый план выдвигается и задача управления качеством окружающей среды, требующая выработки системы форм и методов управления, включая организационные и правовые механизмы природоохранной деятельности. В необходимости выработки такой стратегии пересекаются области естественных и общественных наук.
Естественные науки помогут ответить на вопрос, что может и что не может сделать общество в отношении природы, а общественные – выявить цель вмешательства. Ответить на вопрос, как должна быть изменена природная среда  в соответствии с интересами человека и общества. Основная  причина экологического кризиса в том, что человек вопреки экологическим законам, поворачивает развитие экосистем вспять, желая увеличить их продуктивность. Уменьшение разнообразия экосистемы ведет к их разрушению и лишает человека источников жизнеобеспечения, следовательно. Необходима гармония человека и природы по аналогии с коэволюцией, отношения сотрудничества. В интересах коэволюции необходима гармонизация взаимодействия в системе человека–общества–природы, которая возможна на основе регуляции потребностей человека, законов развития общества, законов функционирования экосистемы.
Важнейшим методом получения информации о состоянии и перспективах развития окружающей среды является экологический мониторинг.
Целью экологических мониторингов является анализ, оценка, прогнозирование и предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности человека на окружающую среду с связанных с ними определенных последствий. В современной литературе все больше внимания уделяется проблеме экологического сознания, требующее пересмотра многих ценностных установок техногенной цивилизации с точки зрения достижения гармоничного взаимодействия природы и общества.

Следуя потребностям современного общества, будущий выпускник должен обладать следующими способностями:

1) уметь адаптироваться в реальных условиях, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, нести ответственность за результат собственных действий;
2) проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
3) быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща в различных областях, выполнять различные социальные роли;
4) самостоятельно развивать собственный интеллектуальный, физический, культурный уровни.

Перед человечеством встала нелегкая задача — осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, сформулировать и добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы.

Основная образовательная идея и механизмы достижения поставленных целей.

Одна из прогрессивных методических и педагогических концепций — реализация межпредметных связей между различными учебными дисциплинами. Межпредметные связи—  важное средство улучшения учебно-воспитательной работы, повышения эффективности учебного процесса.

Беспрерывный процесс расширения и углубления познаний реальной действительности приводит к дифференциации знаний, появлению новых отраслей науки. Но дифференциация науки не превращает ее отрасли в замкнутые изолированные дисциплины. Одновременно со специализацией происходит процесс взаимопроникновения частных наук, усиление их контактов и взаимосвязей, которые становятся более глубокими и многогранными. На современном этапе развития научного знания особую актуальность приобрел вопрос о взаимодействии наук, который ставится как коренное, качественное изменение в самой структуре современного теоретического знания, переворот в методологии, зарождение интегративного подхода в науке в целом.
Требование самостоятельно мыслящего, творческого профессионала в процессе обучения в высшей школе не будет выполнено, если у дипломированного специалиста отсутствует способность применять полученные знания в комплексе. Интеграция происходит в разных формах, в частности, в виде взаимопроникновения, взаимосвязи, единства научных идей, принципов, понятий, законов и теорий, входящих в состав той или иной дисциплины.

По мнению академика В. Н. Келбакина  межпредметные  связи есть такая конструкция  содержания учебного материала, принадлежащая двум и более дисциплинам, основными характеристиками которой являются:

  • смысловое соотношение элементов содержания, входящих в состав двух и более учебных предметов;
  • методические приемы обучения (а также формы учебного процесса), адекватные предметам, между которыми устанавливается связь;
  • обеспечение направленного формирования умений и навыков комплексного использования знаний при решении учебных задач.

Анализ работ и публикаций показывает, что межпредметные связи, как дидактическое условие, проявляются наиболее часто в информационном и временном аспектах. В.Н.Федорова, указывала также на большое значение межпредметных связей в формировании научных понятий, так как эти виды связей способствуют «углубленному и расширенному восприятию учащимися фактических данных, обуславливают эффективное формирование научных понятий и осознанное усвоение теорий, входящих в содержание каждой дисциплины.

Содержание программы

Тема 1. «Исторические типы городов Земного шара: летопись человечества»

Учебные предметы:  история,  обществознание,  МХК,  география, э кология,  технология, черчение,  изобразительное искусство,  литература,  иностранный язык,  информатика.

Содержательные линии темы:
1. Античные города-государства Древнего мира
2. Средневековые города-замки Европы
3. Древнерусский город-крепость
4. Города-мастерские эпохи Возрождения
5. Города промышленной эпохи: города-заводы и города-фабрики
6. Агломерации-мегаполисы эпохи информационной цивилизации (Силиконовая долина, Тайвань, Московская агломерация и т. п.)
7. Города-парки будущего: от мегаполисов к экополисам. Футурологические фантазии
Формы представления результатов: макеты, рисунки, исторические и географические карты, фотоальбомы археологических находок, архитектуры городов, предметов материальной и духовной культуры.

Тема 2. «Современное многообразие городов планеты: единство непохожих»

Учебные предметы: история, обществознание, МХК, география, иностранный язык, информатика.

Содержательные линии темы:

1. Европейскитй тип города (Париж, Кельн, Прага, Лондон, Милан)
2. Азиатский тип города (Бомбей, Пекин, Бангкок, Джакарта)
3. Арабский тип горда (Каир, Стамбул, Тегеран, Бухара)
4. Американский тип города (Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анжелес, Бостон)
5. Латино-американский тип города (Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Лима, Мехико)

Формы представления результатов: слайд-фильмы о городах с описанием планировочной структуры, численности населения и его расселения, внешнего облика города и его достопримечательностей, экскурсионных маршрутов с картами-схемами.

Тема 3. «Московская агломерация: ее становление и развитие»

Учебные предметы: история, москвоведение, география, черчение, технология.

Содержательные линии темы:

1. История становления Московской агломерации
2. Город Москва – ядро Московской агломерации. История города.
3. Города-спутники Москвы. Их значение в становлении и развитии Московской агломерации
4.Перспективы развития Москвы и Московской агломерации. Футурологические фантазии.

Формы представления результатов:
Историко-географические карты Московского региона, фотоальбом наиболее старинных и новейших уголков Москвы, карта городов-спутников Москвы, фотографии макетов районов Москвы, строительство и перепланировка которых будут осуществлены в будущем.

Тема 4. «Ландшафтно-геологические факторы города Москвы: значение для города и человека».

Учебные предметы: география, черчение, экология, природоведение, изобразительное искусство, обществознание.

Содержательные линии темы:

1. Геогрфическое положение горда и способы его описания
2. Природный ландшафт города как ресурс для градостроительства и источник эстетического наслаждения для человека
3. Геологическое строение и рельеф территории Москвы
4. Микрорельеф городской среды. Геологический риск градостроительства и его степени. Геодинамически  опсаные зоны.

Формы представления результатов : описания макро-, мезо-, и микроположения Москвы, фотографии и акварельные рисунки наиболее красивых природных ландшафтов Москвы (Битца,  Крылатское,  Коломенское, Воробьевы горы), карты-схемы строения грунтов Москвы, берегов Москвы-реки, карстовых провалов, оползней, геодинамически опасных для градостроительства зон города.

Тема 5. «Погодно-климатические факторы города Москвы: влияние на городские сооружения, растения, животных и человека»

Учебные предметы: география, природоведение, экология, физика, химия, биология, ОБЖ.

Содержательные линии темы:

1.Наблюдение за погодой в течение определенного времени. Погодные факторы и их влияние на городскую среду и жизнь организмов.
2.Световой режим города Москвы: адаптации к нему растений, животных и человека. Определение интенсивности света на разных участках города и в разные сезоны года с помощью приборов (люксометр)
3.Искусственное  освещение и его значение для городской среды (лампы накаливания, светодиоды, неоновые огни и световая реклама)
4. Проблема дефицита УФ-излучения на широте Москвы для человека. Солярии и исследование их воздействия на организм человека
5. Температурный режим города Москвы: адаптации к нему растений, животных и человека
6. Исследование температурных зон города Москвы. Микроклимат температурных зон и его влияние на растения, животных и человека
7. Ветер как климатический фактор городской среды. Определение влияния выветривания на ландшафт города Москвы
8. Ветер и градостроительство. Вантовые и решетчатые конструкции в городских сооружениях
9. Ветер и растения: «флаговые кроны», распространение плодов и семян
10. Определение силы ветра с помощью анемометра (по шкале Бофорта). Влияние ветра разной силы  на различные городские объекты (визуальные наблюдения с помощью специальных меток)
11. «Городской бриз» и его влияние на микроклимат города
12. Гроза как погодное явление и ее влияние на городскую среду. Защита зданий от грозовых разрядов. Правила безопасного поведения человека во время грозы.
13. Атмосферные осадки в городе. Измерение влаги с помощью дождеметра. Снег и лед в городских условиях. Химические реагенты, вызывающие таяние снега и льда на дорогах. Последствия применения реагентов для города и его обитателей.
14. Облачность как фактор погоды. Наблюдение за облаками разного типа  (перистые, кучевые, дождевые). Получение «облаков» в лабораторном опыте. Оценка облачности в баллах. Способы борьбы с облачностью во время проведения городских праздников.

Формы представления результатов: обзор статей периодической печати, климатических сводок за прошедшие годы, синоптических карт Московского региона, лабораторные и полевые эксперименты по наблюдениям и измерениям светового и температурного режимов Москвы, изучение действия солнечной радиации и УФ-излучения на организмы (на примере растений и низших грибов), изучение действия низких и высоких температур на организмы (на примере растений и насекомых), определение скорости ветра с помощью анемометра, применение формул для расчета давления ветра на физические тела, исследование влияния химических реагентов на таяние снега, льда, на растения, изучение с помощью измерительных приборов микроклимата отдельных зон города, анкетирование жителей города с целью выявления их отношения к городскому климату, погоде и отдельным ее факторам.

Тема 6. «Водные ресурсы города Москвы: рациональное использование и охрана от загрязнения».

Учебные  предметы: география,  экономика,  обществознание,  история,  литература, искусство, технология,  биология,  природоведение,  физика,  химия,  ОБЖ, москвоведение.

Содержательные линии темы:

1. Москва-река как градообразующий природный объект. Оборонительное, транспортное, архитектурно- планировочное значение Москвы-реки в прошлом, настоящем.
2. Малые реки Москвы. История их деградации и начало возрождения (проект правительства Москвы по малым рекам).
3. Грунтовые воды Московского региона и их значение для градостроительства ( проблема биологического риска при градостроительстве).
4. Знаменитые пруды Москвы. История их создания. Охрана прудов и прилегающих к ним территорий.
5. Городские пляжи. Вода как фактор здоровья человека. Охрана пляжей.
6. Водоснабжение города Москвы. Гидравлические сооружения, история их сооружения, назначение и принципы работы. Предприятие «Мосводоканала» и его работа.
7. Водный бюджет семьи (подсчет расходования питьевой воды одним человеком, одной семьей в течение одного дня, одной недели, одного месяца и одного года). Правила рационального водопользования и «Водный Кодекс Российской Федерации».
8. Водные счетчики и отношение к ним населения (очное и заочное анонимное анкетирование разных возрастных и социальных групп населения).
9. Что мы пьем? Физико-химический анализ питьевой воды из крана (определение водородного показателя воды, определение содержания хлоридов, сульфатов, карбонатов в воде).
10. Очистка питьевой воды с помощью бытовых фильтров. Принципы работы фильтрующих систем. Сравнение фильтрующих способностей фильтров разных товарных марок.
11. Определение жесткости воды до и после кипячения.
12. Определение степени загрязнения природных водоемов с помощью метода биоиндикации.
13. Изучение органолептических показателей воды из природных водоемов (содержание взвешенных частиц, цвет, прозрачность, запах).
14. Очистка сточных вод (работа водоочистительных станций города).
15. Сохраним наши реки и пруды! (социальная работа по очистке берегов водоема, наглядная агитация жителей микрорайона).
16.Обряды, пословицы и поговорки о воде.

Формы представления результатов:

Литературно-исторические эссе о московских прудах, обычаях, пословицах и поговорках, связанных с водой, фотографии и акварельные рисунки набережных Москвы-реки и малых рек, географические карты малых рек, карстовых пещер, пляжей на территории Московского региона, схемы- чертежи гидравлических сооружений, демонстрационные установки для физико-химического анализа питьевой воды и ее очистки, таблицы- отчеты водопользования одного человека и одной семьи за разные временные сроки, отчеты о проведении анкетирования населения, наблюдения за состоянием природных водоемов с помощью разных видов организмов- биоиндикаторов, отчет о посещении предприятий «Мосводоканала», водоочистительной станции (изготовление макета станции), стенды и листовки, наглядная агитация для жителей микрорайона, призывающие беречь воду и охранять водоемы города.

Тема 7. «Атмосферный воздух города Москвы: использование и контроль загрязнения».

Учебные предметы:  география,  экономика,  обществознание,  искусство,  технология, биология,  химия, ОБЖ,  экология,  черчение.

Содержательные линии темы:

1. Изучение роли зеленых растений в поддержании газового состава атмосферного воздуха города (лабораторный эксперимент).
2. Определение  уровня  пылевого  загрязнения  атмосферного  воздуха  на разных участках  города  (с помощью белых полосок ткани, по состоянию снежного покрова, измерение количества пыли на листьях деревьев и кустарников).
3. Составление карты-схемы промышленных и коммунальных предприятий микрорайона (ТЭС, заводы, автостоянки, котельные и т.п.) – основных потребителей и загрязнителей атмосферного воздуха города.
4. Автотранспорт Москвы как основной источник загрязнения атмосферного воздуха города. Состав выхлопных газов. Наблюдение за работой службы контроля выхлопных газов автотранспорта (беседа с работниками службы и запись результатов измерения).
5. Загрязнение атмосферного воздуха соединениями тяжелых металлов. Действие на биологические структуры солей тяжелых металлов (опыты с денатурацией яичного белка под влиянием тетраэтилсвинца и хлорида меди).
Социально-экономические проблемы, связанные с заменой этилированного бензина на менее токсичное топливо для автотранспорта.
6. Определение уровня загрязненности атмосферного воздуха на разных участках города с помощью метода биоиндикации (индикация по качеству пыльцы, ежегодному приросту деревьев, частоте встречаемости лишайников, состоянию хвои сосны, развитию проростков кресс-салата и др.)
7. Искусственное получение «кислотных облаков» и изучение их влияния на архитектурные сооружения города (лабораторный эксперимент).
8. Изучение воздействия диоксида серы на растения (лабораторный эксперимент).
9. Выявление основных источников «парниковых газов» в микрорайоне города и определение мер снижения их выброса в атмосферный воздух.
10. Откажемся от использования в быту аэрозольных баллончиков! (социальная работа по наглядной агитации жителей микрорайона)

Формы представления результатов:

Отчеты по лабораторным и полевым экспериментам, фотографии растений древесно-кустарникового яруса с разной степенью  повреждения в зависимости от загрязненности воздуха диоксидом серы, формальдегидом, аммиаком, бензолом и др., карта-схема микрорайона города с указанием основных источников выброса веществ-загрязнителей атмосферного воздуха, стенды, наглядная агитация, листовки для жителей микрорайона.

Тема 8. «Почва как природный ресурс городской среды. Определение физико-химических свойств почвы и ее влияния на рост и развитие растений».

Учебные предметы: Природоведение, география, биология, химия, экология.

Содержательные линии темы:

1. Изучение гранулометрического состава почвенного образца, взятого на разных участках  города (парк, обочина дороги, пустырь, двор дома и т. п.) методом раскатывания увлажненной почвы.
2. Определение влажности почвы без приборов.
3.Определение кислотности почвы колориметрическим методом с помощью универсальной индикаторной бумаги (шкалы прибора Алямовского) и по видовому составу произрастающих на почве растений.
4.Определение содержания  органического вещества гумуса) в  почвенном образце методов  прокаливания  и взвешивания  (визуальное описание почвенных горизонтов в обнажении  реки Чертановка).
5.Определение содержания воздуха в почвенном образце методом вытеснения.
6.Влияние структурированности почвы, ее засоленности реагентами, внесения в нее удобрений на рост и развитие растений (лабораторный эксперимент).
7. Определение загрязненности  почв разных участков города с помощью биоиндикации (методом ловушек Барбера) и по проращиванию семян кресс-салата.
8. Изучение почвенной фауны с помощью эклектора  Тульгрена.
9. Комплексная оценка состояния почвы на разных территориях микрорайона города.

Формы представления результатов:

Отчеты по лабораторным и полевым исследованиям, сопровожденные фотографиями, сводные таблицы комплексной оценки состояния почвы на разных участках микрорайона города, рекомендации по рекультивации обследованных территорий городских земель.

Тема 9. «Зеленые насаждения Москвы и их роль в формировании городской среды».

Учебные предметы: Природоведение, география, литература, обществознание, искусство, технология, биология, экология, черчение.

Содержательные линии темы:

1. Санитарно-гигиеническая, рекреационная, структурно- планировочная, декоративно- художественная функции различных элементов зеленых насаждений в городе и определение степени их реализации в микрорайоне.
2. Изучение  состояния  элементов  озеленения  городской  среды: парков, садов, набережных,  бульваров,  скверов,  территорий жилых и промышленных районов и пришкольных участков (определение площади, количества растений, степени антропогенной нагрузки: мусора, зон  вытаптывания и т. п.)
3. Оценка состояния деревьев, кустарников и травянистого покрова в различных типах зеленых насаждений микрорайона.
4. Предложения по озеленению пришкольной территории (составление ситуационного плана и ассортиментной ведомости растений для озеленения).
5. Тополиный пух как санитарно-гигиеническая пожароопасная проблема и пути ее решения для коммунального хозяйства города.
6. Пословицы, поговорки, загадки о растениях, встречающихся в нашей местности.

Формы представления результатов:

Карты-схемы  микрорайона с нанесенными  на  них основными элементами зеленых насаждений (парки, сады, набережные, бульвары,  скверы, территории жилых и промышленных районов, пришкольные участки), фотографии и слайд-фильм основных элементов зеленых насаждений микрорайона, макеты зеленых городских насаждений, сводные таблицы оценки состояния деревьев, кустарников и травянистого покрова, их способности к поглощению углекислого газа, выделению кислорода, насыщению атмосферного воздуха влагой и фитонцидами, ситуационный план озеленения пришкольной территории с ассортиментной ведомостью растений, предложения по защите городской среды от тополиного пуха, картины из тополиного пуха, фотографии и рисунки растений, о которых были собраны пословицы и поговорки.

Тема 10. «Флора Москвы: ее исследование, описание и значение для города».

Учебные предметы: Природоведение, география, ОБЖ, история, искусство, технология, биология, экология, москвоведение.

Содержательные линии темы:

1. Методика полевых исследований видового разнообразия растений, лишайников, грибов и растительных сообществ.
2. Правила работы с определителями высших растений (составление определительных карточек основных семейств, родов и видов высших растений для работы в полевых условиях).
3. Изготовление оборудования для сбора и сушки гербарных образцов (гербарные папки- прессы).
4. Изучение правил сбора растений в полевых условиях и изготовление этикеток.
5. Способы монтировки гербария и правила его оформления.
6. Определение встречаемости видов высших растений на изучаемой территории (лесопарк, березняк, смешанный лес, хвойный лес, дубрава и др.) методом заложения ключевых участков.
7. Сравнение видового состава высших растений на двух ключевых участках микрорайона по формуле Жаккара. Значение биоразнообразия для устойчивости и саморегуляции растительного сообщества.
8. Выявление во флоре микрорайона местных (аборигенных) и пришлых (адвентивных) видов растений. Целенаправленная деятельность человека по переселению видов растений (интродукция). Виды, интродуцированные во флору Москвы. Синантропизация городской флоры (замещение узкораспространенных  видов растений видами-космополитами, внедрение видов, устойчивых к условиям городской среды).
9. Изучение коренного растительного сообщества Московского региона (дубрава). Места сохранения дубрав на территории микрорайона. Определение видового состава растений дубравы, их ярусности и мозаичности. История исчезновения московских дубрав, их причины. Меры по восстановлению дубрав в Московском регионе.
10. Выявление смены одних растительных сообществ   другими (сукцессии) и определение их причин. Составление сукцессионного ряда растительности изучаемой природной территории города. Антропогенные сукцессии.
11. Проведение фенологических наблюдений за растительным сообществом, встречающимся в микрорайоне (сроки сокодвижения, набухания и распускания почек, развертывания первых листьев, цветения, плодоношения). Ведение фенологического календаря.
12. Самые старые деревья нашего города (Коломенские дубы). История села Коломенского и самых старых деревьев Москвы.
13. Накипные лишайники, водоросли, мхи как агенты биогенного повреждения памятников и архитектурных сооружений города. Меры борьбы с ними.
14. Изучение биологии и экологии грибов-паразитов городских деревьев (серно-желтый трутовик и др.), разрушители обработанной древесины (домовой гриб) и использование различных мер для борьбы с ними.
15. Изучение   роли грибов-сапротрофов (навозников, шампиньонов, вешенок и др. в обеспечении  круговорота   веществ в урбоэкосистеме города.

Формы представления результатов:

Гербарные пресс-папки, полевые определительные карточки высших растений, смонтированные гербарные образцы растений из растительных сообществ, сводные таблицы частоты встречаемости видов высших растений, фотографии сукцессионных рядов растительности, фенологические календари с рисунками растений и описание их фенофаз, литературно- исторические эссе о самых старых деревьях Москвы.

Тема 11. «Фауна Москвы: ее исследование, описание и значение для города».

Учебные предметы: Природоведение, искусство, технология, биология, экология.

Содержательные линии темы:

1. Методика полевых исследований видового разнообразия и расселения животных в природных сообществах (метод трансекты, квадрата, рамы со спицей, расчет плотности населения популяции).
2. Правила  работы с определителями позвоночных и беспозвоночных животных (составление определительных карточек основных типов, классов, отрядов, и видов позвоночных и беспозвоночных животных  для работы в полевых условиях).
3. Изготовление оборудования для полевых исследований фауны (воздушного и водного сачков, морилок ,эксгаустера и ватных матрасиков).
4. Изучение правил сбора беспозвоночных животных в полевых условиях и изготовление этикеток.
5. Способы монтировки коллекций и правила их оформления.
6. Определение видового состава птиц (орнитофауны) микрорайона города и составление биологического и экологического описания.
7. Количественный учет птиц в зимнее время и расчёт плотности их популяции в микрорайоне ( на примере уток – крякв, колоний грачей, ворон и галок).
8. Изготовление кормушек для птиц в зимнее время, наблюдение за их кормовым поведением и выяснение кормовых предпочтений ( на примере большой синицы, снегирей, свиристелей и др. ).
9. Строительство дуплянок и скворечников для птиц – дуплогнездников, их развешивание на пришкольной территории  и наблюдение за гнездовым поведением птиц ( скворцы, стрижи, воробьи и др.) в весенне – летнее время.
10. Наблюдение в утренние и вечерние часы за соловьями, встречающимися на территории микрорайона. Выявления по пению мест гнездования соловья и нанесение их на карту – схему микрорайона.
11. Магнитофонные записи голосов птиц, встречающихся на территории микрорайона и составление из фонотеки.
12. Определение видового состава рыб (ихтиофауны) и водных беспозвоночных животных в водоёмах микрорайона.
13. Определение  по следам  на снегу в  лесопарковой зоне,  прилегающей к городу, диких видов   млекопитающих (белка, лось, кабан, куница, енотовидная собака, лисица, заяц – русак) и расчёт по формуле плотности их популяций.
14. Изучение островного эффекта в популяциях диких животных Московского региона, распространенных в лесопарковой зоне города и прилегающих районов Подмосковья.
15. Изучение фауны насекомых (энтомофауны) газонов и пустырей методом кошения воздушным сачком. Сравнение видового состава и плотности энтомофауны разных участков по формуле Динесмана.
16. Учёт летающих насекомых в ночное время с помощью УФ – светоловушки. Определение видового состава летающих ночных насекомых городской энтомофауны.
17. Выявление в фауне микрорайона местных  (аборигенных) и пришлых (адвентивных) видов животных. Синантропизация городской фауны (замещение узкораспостранённых видов животных видами – космополитами; внедрение видов, устойчивых к условиям городской среды и т. п. ).
18. Проведение фенологических наблюдений за жизнью беспозвоночных и позвоночных животных (прилёт, отлёт и пролёт птиц, пробуждение после зимней спячки первых насекомых, кладка яиц насекомыми и появление первых личинок, начало окукливания и появление первых имаго и т. д.).
19. Насекомые – вредители городских лесопарков , садов и бульваров и т. п. Изучение мер борьбы с насекомыми – вредителями в условиях города.
20. Насекомые – опылители. Изучение их видового состава и значения для городской флоры.
21. Насекомые – энтомофаги и их значение для биологической защиты растений городской флоры (изучение божьих коровок, наездников, златоглазок и др.).
22. Охраняемые виды насекомых  городской  энтомофауны. Создание рекреационной территории для сохранения редких видов городской  энтомофауны.
23. Пословицы, поговорки и загадки о насекомых, птицах и зверях, встречающихся в нашей местности.

Формы представления результатов:

Определительные карточки беспозвоночных и позвоночных животных для работы в полевых условиях; смонтированные коллекции насекомых – вредителей; отчёты, фотографии и рисунки земноводных, птиц, млекопитающих и насекомых, за которыми велись полевые и фенологические наблюдения; кормушки, дуплянки, скворечники для развешивания на пришкольной территории; магнитофонные записи голосов птиц для использования на уроках биологии и экологии; стенды наглядной агитации для организации рекреационных территорий в микрорайоне по охране малочисленных и редких видов насекомых городской энтомофауны.

Тема №12 «Синантропные животные: жизнь рядом с человеком».

Учебные предметы: Биология, обществознание, природоведение, экология, москвоведение, ОБЖ, география, литература, история.

Содержательные линии темы:

1. Изучение цикла развития рыжего таракана и выяснение эффективности различных мер борьбы с ним ( отравляющие приманки разных фирм – производителей, репелленты и т. п.).
2. Биология комнатной мухи и осенней жигалки. Выяснение способов защиты жилых и общественных помещений от комнатных мух – переносчиков опасных инфекционных заболеваний человека.
3. Изучение экологических рас комара – пискуна и выяснения условий для его развития в городской среде (лабораторный эксперимент).
4. Наблюдение за колониальным поведением муравьёв фараонов. История их проникновения из Африки в Европу, а затем и в Россию.
5. Изучение образа жизни сизого голубя, чёрного стрижа, домового воробья, серой вороны в городских условиях. Птицы и коммунальные проблемы города: защита памятников и зданий от птичьего помёта, борьба с распространением инфекционных заболеваний, снижением численности молоди водоплавающих птиц и т. п.
6. Серая крыса и домовая мышь как обитатели подвалов и подземных коммуникаций города. Их роль в распространении инфекционных заболеваний. Меры борьбы с крысами и мышами.
7. Пословицы, поговорки и загадки о синантропных видах животных.

Формы представления результатов: отчёты по наблюдениям и экспериментам над синантропными видами животных; историко-географические обзоры проникновения ряда синантропных видов в наш город; осуществление мероприятий по снижению численности комнатных мух, рыжих тараканов, муравьёв в наших квартирах.

Тема №13 « Наши четвероногие любимцы: плюсы и минусы содержания в городе».

Учебные предметы: биология, экология, литература, искусство, обществознание, география.

Содержательные линии темы:

1. История одомашнивания собаки и кошки.
2. Для чего люди заводят собак и кошек? Распространённость домашних собак и кошек среди населения микрорайона. Общая характеристика (стандарт, достоинства, сложности, кормление и т. п.) самых распространённых в нашем городе пород домашних собак и кошек. Для чего люди заводят породистых собак и кошек? (опрос владельцев собак и кошек).
3. Сколько стоит содержание собаки и кошки в городе её владельцу? (Приблизительный месячный бюджет содержания в городских условиях породистых и беспородных собак и кошек).
4. Изучение психолого-физиологического значения домашних собак и кошек для жизни их владельцев (защита от стрессов и депрессии, болезней сердечно –сосудистой и  опорно – двигательной систем, гармонизаций взаимоотношений с природой и людьми и т. п.).
5. Собака и кошка в вашей квартире. Есть ли проблемы (литературное эссе, рисунки, фотографии, слайд фильм).
6. Выяснения маршрутов выгула домашних собак в вашем микрорайоне. Трудности и негативные последствия для городской среды связанные с выгулом домашних собак. Поиск выхода из сложившейся ситуации.
7. Ваща собака и ваши соседи. Есть ли проблемы? (литературное эссе, рисунки, фотографии, слайд-фильм).
8. Случаи нападения домашних собак на людей и их причины (обзор периодической печати, статистики травмпунктов районных поликлиник). Позиции владельца напавшей собаки и потерпевшего человека. Есть ли компромисс?
9. Ты давно просишь родителей купить собаку. Что ты готов делать, чтобы родители согласились выполнить твою просьбу?
10. Правовые нормы содержания в городских условиях домашних животных. Составление « Кодекса владельца собаки».
11. Ролевая игра «Собака в городе».
12. Домашние животные обитатели: хомячки, морские свинки, черепахи, аквариумные рыбки и т. п. Для чего люди их заводят? (Анкетный опрос учащихся школы).

Формы представления результатов:

Сценарий ролевой игры «Собака в городе»; тексты из истории  одомашнивания  собак и кошек; фотографии, рисунки и слайд – фильмы из истории  жизни  наших домашних любимцев; тексты статей «Кодекса владельца собаки», листы  опросов населения  микрорайона и учащихся школы; карты – схемы микрорайона с указанием мест  выгула  домашних собак; статистические данные из периодической печати и травмпунктов  районных поликлиник.

Тема №14 «Бездомные собаки в городе: борьба за существование».

Учебные предметы: биология, природоведение, экология, литература, искусство, обществознание, география.

Содержательные линии темы:

1. Составление карты-схемы мест  нахождения  стай бездомных собак  на территории микрорайона с указанием их численности.
2. Описание внешнего вида собак, входящих в состав стай. Обнаружение у
одичавших животных внешних признаков дикого типа и изменений в поведении (крупный размер тела, густая шерсть, отсутствие лая, вой, стайный образ жизни и т.п.)
3. Изучение возрастной, половой  и поведенческой структур отдельной собачьей стаи
(выявление кобелей и сук, лидера, особей подчинённой иерархии), изменения её численности по сезонам года, зарисовка поз подчинения членов стаи, полового поведения и т. п.
4. Исследование территориального поведения членов собачьей стаи. Конфликты с соседними стаями и с домашними собаками. Места и время отдыха собачьей стаи.
5. Исследование территориального поведения членов стаи. Основные места кормления и предполагаемый состав кормов. Прикорм собак населением микрорайона.
6. Бездомные собаки и виды городской фауны. Проблема сохранения видового разнообразия малочисленных и редких видов диких животных.
7. Выявление отношения населения микрорайона к бездомным собакам (устный опрос, анкетирование).
8. Деятельность городских властей по регуляции численности бездомных собак в городе: отлов, помещение в приюты, стабилизация и т. п.
9. Ознакомление с работой городского приюта для бездомных собак. Нахождение новых владельцев для собак.

Формы представления результатов: карты-схемы расположения мест дневок и кормёжек бездомных собак, фотографии, рисунки, иллюстрирующие территориальное, кормовое и половое поведение одичавших собак; опросные листы и результаты анкетирования жителей микрорайона; отчёт о посещении городского приюта для бездомных собак.

Тема №15 «электромагнитное загрязнение Москвы : его воздействие на городскую среду и человека».

Предметы: физика, технология, биология, ОБЖ. Экология.

Содержательные линии темы:

1. Наблюдение за электромагнетизмом с помощью проволочной катушки ( обмотки), через которую пропущен электрический ток (От батарейки) и железных опилок (лабораторный эксперимент).
2. Электромагнитизм в нашем быту: изучение принципа действия электромагнитного дверного замка в подъезде дома, торговых автоматов, турникетов в метро, датчиков уровня бензина в топливном баке автомобиля, громкоговорителей в звуковых колонках и др.
3. Воздействие электромагнитного поля на различные биологические структуры (растительные и животные клетки, ткани, органы) в зависимости от интенсивности и частоты (на примере работы микроволновой печи).
4. Определение фактора теплового воздействия на организм человека электромагнитного поля, создаваемого мобильным телефоном, расположенного непосредственно или около определённого участка тела испытуемого (лабораторный эксперимент).
5. Наблюдение за свечением ламп дневного света (ЛДЦ) в электромагнитном поле, создаваемого воздушным и линиями электропередачи (ЛЭП) в городе. Воздействие электромагнитного поля ЛЭП на работу электромагнитных приборов ( переносного радиоприёмника, мобильного телефона) и организм человека (по данным литературы и анкетного опроса населения).
6. Составление плана-схемы интенсивности, частоты и радиуса действия электромагнитных полей (по данным литературы), производимых бытовыми приборами в квартире (телевизор, радиоприёмник, видеомагнитофон, компьютер, мобильный телефон, стиральная машина, электроплита. Стиральная машина, микроволновая печь, электрические  лампочки).
7. Составление карты-схемы радиусов действия электромагнитных полей, создаваемых антеннами трансляторов сотовой связи, расположенных в микрорайоне города. Определение областей безопасного нахождения жилых домов, школ, детских садов. Поликлиник, больниц, пешеходных дорожек, мест прогулок и т. п.

Формы представления результатов: демонстрационные установки, показывающие электромагнетизм в действии; отчёты и фотографии по наблюдениям за электромагнетизмом в быту и его действием на биологические структуры; анкеты для жителей микрорайона, проживающих рядом с ЛЭП; планы квартир и карты-схемы микрорайонов города, с нанесёнными на них основными источниками опасного электромагнитного излучения.

Данный программный продукт был апробирован при работе с учащимися 6-11 классов. Обучающиеся  выступают с докладами , сообщениями, исследовательскими проектами на уроках, научно-практических конференциях, конкурсах проектно-исследовательских работ.
Темы, выбираемые самими детьми, являются как актуальными для общества, так и  интересными и привлекательными для самих учащихся.
Защита проектных работ сначала осуществлялась на уровне школы, затем учащиеся выступали с ними уже в рамках конкурсных мероприятий округа и города.
Каждый год приносит нам все новых и новых призеров и победителей.

Заключение

Позитивные результаты защиты проектно-исследовательских работ, повышение познавательного интереса к изучению учебных дисциплин, совершенствование общеучебных умений и навыков,  а особенно навыков самостоятельной работы, победы в конкурсах, участие в фестивалях и научно- практических конференциях уже говорят о эффективности внедрения инновации.
Кроме того, происходит постепенная кардинальная перестройка сознания подрастающего поколения, делая  его не «пассивным потребителем»  природных благ, а активным, творчески мыслящим, идущим навстречу рациональному решению проблем окружающей среды, направленному на гармонизацию взаимоотношений человека и природы.
Все идеи по охране окружающей среды могут внедриться только через семью, через домашнюю экономику и возрождение ремесел.
Научная работа в области окружающей среды должна быть дополнена сложной организационно-практической работой, определяемой спецификой экологического исследования. Необходим программно-целевой подход, связь результатов исследования с проблемами и экологическими ограничениями, стоящими в развитии общества.
Важно также вовлечение большинства учащихся в программную деятельность для формирования целостной картины мира, более качественному усвоению учебных понятий, навыков и практических умений, разработка системы вопросов, задач и тестов для коррекции, проверки и оценки  полученных знаний и умений.