Познавательный досуг для детей средней группы ДОУ с ОВЗ (незрячих и частично зрячих) на тему «Путешествие Данилы и его друзей»

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Образовательные задачи:

- актуализировать накопленные ЗУН (знания, умения, навыки) в новой ситуации;

- способствовать социализации детей;

- развивать произвольное внимание, ассоциативное мышление, воображение.

Коррекционные задачи:

- развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с действиями других детей в деятельности;

- совершенствовать тонкие тактильные дифференцировки и тактильно-двигательный способ обследования;

- упражнять в узнавании эмоций по схеме лица;

- развивать слуховое восприятие, слухо-двигательную координацию, чувство ритма;

- способствовать социализации незрячих детей.

Воспитательные задачи:

- формировать положительные нравственные установки;

- развивать чувство эмпатии, внимательное отношение друг к другу;

- способствовать сплочению коллектива детей.

Оборудование: костюмы деда и бабы, домик, лавочка, звуковой колобок, кастрюля; тактильные дорожки (ребристая, колючая, гладкая); палочки, листочки и шишки в корзинках; мольберт и нотный лист с тактильными нотами, фланелеграф с рельефными схемами лица (из ковролина); воздушные шары.

Ход досуга

(ведущий ребёнок Данила – незрячий)

Педагог:

- Загрустил в саду Данила
И не стал ни с кем играть,
Рисовать, лепить не хочет.
Может сказку рассказать?

Данила:

- Сказка умница и чудо,
В сказку я б хотел попасть,
Только так, чтоб можно было
С её героями играть.

Педагог:

- Жди, Данила, будет чудо!
Только надо доказать,
Что ты можешь от веселья
Грусть мгновенно отличать.

Педагог:

- Данила, подойди к фланелеграфу. Узнай пальчиками, где весёлое лицо, а где грустное? (Ребёнок тактильно определяет эмоции на рельефных схемах лица). Участвуют и другие дети.

Звучит музыка русской народной песни “Под яблонью зеленою”

в обработке П. Чайковского из Серенады для струнного оркестра до-мажор, часть V. Finale

Педагог:

Все минуточку вниманья –
Сказка начинается!
Что за гости к нам спешат?
Пусть дети догадаются…

Входят дед и баба

Подходят к столу, на котором стоит кастрюля, в ней колобок.

Дед:

Ох, захотелось молока,
У нас есть масло и мука?
Баба: С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача не легка,
Чтоб тесто сделать пышным, белым –
Нужна не только мне мука.
Вниманье нужно и уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье –
Начну-ка тесто я месить.
Баба: Тесто мы месили,
Дед: Масло добавляли,
Баба: Выбились из силы,
Дед: Ох, как мы устали!

Присаживаются на лавочку перед домом и засыпают.

Педагог: Дети, из какой сказки наши дед и баба?

Дети: Из сказки “Колобок”.

Педагог: Потрогайте и скажите, какой получился колобок?

Пндагог (обобщает ответы детей)- Большой, круглый, румяный. Румяный - значит с розовыми по цвету щёчками.

Педагог: Колобок, я знаю, что ты любишь путешествовать. Давай отправимся в дорогу, где нас ждут приключения, и возьмём с собой Данилу и его друзей. Авось он развеселится.

Педагог пускает звуковой колобок впереди себя по дорожке.

Педагог: И колобок покатился по дорожке. А мы пойдём за ним. Данила, какая дорожка?

Данила: Ребристая.

Дети проходят по ребристой тактильной дорожке.

Дети идут под музыку русской народной песни

“Посеяли девки лён” в обработке Н. Чайкина

Педагог:

По густым аллеям парка
Мы пройдём не торопясь,
Пусть танцует в платье ярком
Осень свой последний вальс.

Педагог подводит детей к корзине и предлагает отобрать среди листьев и шишек по два листочка.

Упражнения с листочками

Звучит “Вальс”, муз. А. Гречанинова

Педагог: Данила, помоги колобку прокатиться по следующей дорожке, но сначала потрогай, какая она?

Данила: Колючая (поверхность с мягкими пластмассовыми иголками).

Дети идут по колючей тактильной дорожке под музыкальный проигрыш. 

Педагог: Продолжаем мы движенье,
Вот опять сюрприз для нас,
Достаём без промедленья
То, что нужно нам сейчас.

Педагог подводит детей к корзине и предлагает среди коротких и длинных палочек выбрать по две длинные.

Дети:

- Мы на палочках играем
Громко весело для вас.
Дед и бабка, просыпайтесь
И пускайтесь в перепляс.

Упражнения с палочками

Звучит музыка русской народной песни “Калинка”

Дети отстукивают ритм на палочках.

Просыпаются и выходят дед и баба:

- Хорошо в гостях у вас,

Рады мы пуститься в пляс!

Пляска деда и бабы

Звучит музыка русской народной песни “Ах, вы, сени, мои сени”.

Педагог:

- Как весело и задорно вы сплясали.
Дети, возьмём деда и бабу с собой?

Дети: Да!

Педагог: Катись, колобок, дальше по дорожке. Данила, какая дорожка?

Данила: Гладкая.

Дети проходят по гладкой тактильной дорожке.

Педагог:

Интересная загадка
Ждёт Данилу на пути,
На последнюю поляну
В парке нужно нам пройти.

Дидактическое упражнение “Эмоции”

Педагог подводит детей к мольберту.

Педагог: Данила, протяни руку к мольберту, что за сюрприз приготовлен здесь для вас?

Данила: Это же ноты! (Можно подсказать)

Педагог: Прекрасно! Весёлые нотки складываются в хорошую радостную песенку и мы её споём!

Песня кота Леопольда

Дети исполняют песню (или куплет) кота Леопольда из мультфильма “Лето кота Леопольда”, композитор Б. Савельев, слова А. Хайта

Педагог:

Из окна нам видна
Полная чудес страна.
Кто когда-нибудь играл,
Много раз в ней побывал. Б. Заходер

А кто любит играть,
Тому некогда скучать.

Упражнения с шарами

под песню “Разноцветная игра”, музыка Б.Совельева

В конце дети идут к гостям и дарят им шары.

Литература

Все стихи без ссылок авторские – Стульба И. И.

Cсылки (Приложение)