Специфические особенности обучения детей с креативным мышлением

Разделы: Математика, Информатика

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


О человеке надо судить не по его дарованиям, а по тому применению, которое он ему даёт.

Р. Декарт

Подготовка учеников, отличающихся не только высоким уровнем интеллекта, но и творческим отношением к делу, нестандартным решением проблем является требованием современности.
Как известно, креативность наряду с интеллектуальными способностями и высокой мотивацией к обучению являются признаками одарённости.
Каждое учебное заведение ведёт поиск новых эффективных путей развития и обучения одарённых, творчески мыслящих учащихся, но ситуацию, сложившуюся в современной педагогике осложняют противоречия:

  • между значимостью развития творческого мышления учащихся и слабой системой методических средств, направленных на его развитие;
  • между развивающими возможностями технического оснащения школ и недостаточной разработанностью научно-методических основ обучения, ориентированных на развитие творческого мышления учащихся.

В связи с ранее сказанным меня заинтересовали следующие проблемы:

– Какой должна быть специфика обучения детей с креативным мышлением в условиях перехода на 12 летнее образование?

– Дети с развитым креативным мышлением, как правило, поступают в массовую школу, в большинстве случаев не получая там необходимой специальной поддержки. Они также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.

Можно предположить, что обучение детей с креативным мышлением будет эффективным если:

  • создать условия для проявления скрытых (не проявленных) потенций
  • творческого мышления;
  • адекватное рассмотрение этого уникального по своей природе явления будет требовать подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности данного ребенка, его нравственного, духовного облика;
  • учитывая семейные, школьные, личностные проблем детей с креативным мышлением, психолог и преподаватели ориентируясь на причины, порождающие эти проблемы, смогут установить характер необходимой помощи, создать синектические группы для выработки индивидуального маршрута комплексного сопровождения такого ребенка;
  • с целью координации индивидуального своеобразия ребенка с креативным мышлением ему необходим наставник, который применяя разные методы обучения, будет способствовать развитию способности данного ребёнка к самоопределению и самоорганизации и настрою на обучение в течение всей жизни;
  • школьное и внешкольное обучение будет сочетаться с индивидуальной траекторией в исследовательской работе разновозрастных групп.

Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [1].

Торренс[2] в течение многих лет изучал креативное мышление и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию. Ж. Пиаже считает, что креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, если они становятся «окультуренными».[3]. Как писал Вордсворт: «Учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью. Креативные дети-фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях, это дети мятежные, бунтующие». [4].

Как поддержать в ребятах способность демонстрировать оригинальные решения, стремление выделиться из массы? На эту тему давно рассуждают наши и зарубежные учёные, объясняя затухание креативности неправильным воспитанием и социализацией. На протяжении пяти лет я занимаюсь диагностикой и развитием креативного мышления учащихся на уроках математики и информатики и заметила спад креативности у ребят в подростковом возрасте, а также неоднозначное проявление креативности в зависимости от пола.

По исследованиям зарубежных психологов рождается равное число одаренных девочек и мальчиков, но с возрастом одаренность девочек постепенно превращается в миф или в исключение из правила. Многие учителя считают, что мальчики превосходят одноклассниц в области критического и логического мышления, а также в умении творчески решать задачи. Считается, что у мальчиков более выражены математические способности, лучше развито логическое мышление и умение анализировать. Психологи уверяют, что воспитанию мальчиков родители и учителя уделяют больше внимания. Даже количество и разнообразие игрушек у мальчиков гораздо больше чем у девочек. На уроках мальчики требуют большего внимания, чем девочки, так как отличаются подвижностью и недисциплинированностью.

Психолог Б.Пашнев разработал оригинальную методику диагностики креативности [6]. Для определения индекса креативности он использует комплексный подход, включающий множество оценочных процедур.

Исследуя креативность мышления школьников разного возраста, он пришел к выводу, что у девочек индекс креативности в начальных классах выше, чем у мальчиков. А значит шире совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума, от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Мною проводились исследования среди шестиклассников, они также показали, что креативность девочек выше, чем у мальчиков (Приложения 1-4).

Учитывая, что у школьников те особенности креативного мышления, от которых зависит легкость овладения знаниями, темп продвижения в них, выступают как их общие способности к учению, можно уверенно сказать, что «обучаемость» девочек выше, чем у мальчиков. З.И. Калмыкова отмечает: «Чем выше обучаемость, тем быстрей и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше темп его умственного развития». [5]

Что представляет собой обучаемость? Её можно представить в виде суммы следующих составляющих:

  • мотивация;
  • развитость познавательных способностей;
  • рефлексия и саморегуляция;
  • трудолюбие и работоспособность.

Зависят ли друг от друга креативность и обучаемость? Исследования показали, что среди прекрасно успевающих в учёбе ребят, низкий уровень креативности не встречается, они чаще имеют высокий или средний индекс креативности. Но, что интересно, среди плохо успевающих в учёбе ребят также отмечается высокий уровень креативности. Причём, личную креативность некоторые ребята открыто никак не проявляют. Значит надо уметь разглядеть в лохматом, плохо одетом ребёнке смекалку и находчивость, помочь развить эти качества, научить ими пользоваться при обучении. Конечно, это не простая задача. Педагог такого формата должен обладать высоким уровнем знаний по психологии, дидактике, методике преподавания.

Для того чтобы развить дивергентное, креативное мышление учащихся, на уроках математики и информатики необходимо включать в обучение творчество, игру, опыт, эксперименты и исследования, оригинальные, открытые, развивающие задания, требующие не только исполнительности и одновариантности решений, а индивидуального, нестандартного подхода.

Специфика обучения детей с креативным мышлением такова, что некоторые ребята, обладая высоким уровнем интеллекта выполняют в быстром темпе большое количество заданий, некоторые не хотят работать с классом, им не интересно. Подстроиться под каждого тяжело, но это необходимо. Учитель должен соответствовать требованиям ученика, быть готовым к любому вопросу. Такие дети хотят знать всё и сразу, не надо говорить им, «мы будем это проходить позже». Если у ребёнка возникло желание узнать какой-то конкретный материал сейчас, необходимо ответить на его вопрос или создать условия для самостоятельнго поиска интересующей его информации. Нужно подпитывать их интерес к знаниям, задавая проблемные вопросы, давать им поручения в которых будет проявляться их креативность.Тщательно продумывать домашнее задание и способы его выполнения:

  • это могут быть эссе на различные темы в которых ребёнок должен выразить своё отношение к тому или иному явлению, вопросу, предмету;
  • классификационные матрицы и таблицы;
  • кластеры и различные схемы;
  • творческие проекты;
  • динотантные графы и многое другое, что потребует от ученика импровизации, выдумки и смекалки.

Надо признать что такие ребята это штучный товар, они нуждаются в наставнике, который с высоты своего возраста сможет уберечь их от разочарований, зависти и насмешек одноклассников. Часто эти дети не находят общего языка с одноклассниками, считая их глупыми, неинтересными людьми. Они очень ценят чувство юмора у окружающих, особенно у учителей. Сами зачастую обладают резким языком, коментируя действия окружающих. Если их не заинтересовать на уроке творческим заданием, они откровенно зевают и демонстрируют свою скуку, тогда учителю стотит задуматься о собственном уроке: насколько продуманы этапы урока, его темп, индивидуальная работа с учащимися. Потому, что дети, обладающие творческими способностями требуют к себе особого внимания, и, по-моему имеют на это право. Они очень болезненно реагируют на несправедливость и требуют от учителя объяснений по поводу выставленных оценок, сказанных замечаний. Здесь можно сказать только одно: «надо всегда вести себяс детьми честно и сдержанно, иметь мужество признать свои ошибки, извиниться, если ты не прав, уважать учеников, и тогда отношения с любым из них будут складываться».

Приёмы развития креативности можно применить разные:

1) метод Эдварда де Боно «6 шляп мышления» [8]. Его оригинальный подход, позволяет усовершенствовать мыслительный процесс. Мы можем мыслить 6-ю различными способами:

в белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты;
в черной – настроен скептически;
в желтой – анализирует положительный опыт;
в зеленой – создает новые идеи;
в красной – проявляет эмоции;
в синей шляпе – подводит итоги.

Эти шляпы можно надевать, менять, снимать проводить занятия в игровой форме. Разработки уроков по этой методике вы легко найдёте в Интернете.

2) SCAMPER эту методику развития креативности, в 1997 году разработал Боб Эберле, её можно считать модификацией принципов описанных в предыдущем примере. Необходимо последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации [9]

S = Substitute (заменить)
C = Combine (скомбинировать)
A = Adapt (адаптировать)
M =Modify/Magnify (модифицировать, увеличивать)
P = Put to Other Uses (предложить другое применение)
E = Eliminate (убрать, устранить или свести действие до минимума)
R = Rearrange (or Reverse) (перевернуть, обратить, изменить порядок)

3) Триз работа была начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Эта теория исследует механизмы развития технических систем, она основана на научном подходе к изобретательству, применении специальных алгоритмов для поиска решений [10].

4) Ментальные карты – это теория, основанная Тони Бьюзеном [11]. Он считает, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Ключевое понятие пишется в центре листа, а все полезные ассоциации, размещаются на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него, затем каждая ассоциация связывается с новыми ассоциациями

Можно перечислить ещё много разных способов:
метод фокальных объектов от Чарльза Вайтинга;
морфологический анализ Фрица Цвики;
механизм стимуляции интеллекта Эфроимсона;

Теория Блума, в которой отмечается, что оптимизация условий интеллектуального развития в возрасте от рождения до 4 лет повышает будущий интеллект на 10 единиц, оптимизация возрасте 4-8 лет – на 6 единиц, а в 8-12 лет на 4 единицы.[7]

Творческий метод, который я советую ученикам для развития креативного мышления – это «повторное заявление, пересмотр», то есть посмотреть на что-то старое по-новому. Например, попробовать придумать новое применение знакомым предметам, таким как карандаш, линейка, резинка. Этот метод помогает ломать стереотипы, приоткрыть креативное и образное мышление, заставить работать правое полушарие.

Ежедневно кропотливо развиваю внутреннюю мотивацию учащихся, так, как давно известно: именно внутренняя мотивация доминирует над внешней (Приложения 5-8).

Изучая все методы и теории развития креативного мышления, можно прийти к выводу, что именно в раннем детском возрасте закладываются основы социальности, контактности, доброты, что школьники нуждаются в новых приёмах и технологиях развивающих нестандартное мышление.

Развивать мышление надо целенаправленно, добиваясь постепенного формирования умения рассуждать, проводить исследование с системных позиций. Это сложная задача для учителя, работающего с детьми, разного уровня интеллекта. Поэтому так необходимы на уроках электронные учебники и мультимедийные пособия, с которыми ученик может работать по индивидуальной траектории, выбирая темп работы, сложность заданий и время сдачи зачёта.

Важным условием развития креативности является предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения и брать ответственность на себя. Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности – это повышение и укрепление самооценки у учащихся.

Демократичная обстановка в школе, безоценочность, творческий характер деятельности, отсутствие стрессов, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают свободное проявление творческой активности. На мой взгляд, заслуживает интереса «Система рационального обучения Леонова Николая Филипповича», который предлагает новый подход к организации обучения в целом: «Производить корректирование знаний, умений учащихся в ходе обучения на основе интенсивной информации обратной связи ученик-учитель создаваемой самооценками знаний и умений учащихся». Его материалы вы можете найти на сайте 1 сентября в разделе «Общепедагогические технологии».

В результате многолетнего опыта работы в школе, я пришла к выводу, что заинтересовать ребят математикой, привести к «открытию» математических фактов, возможно только при условии использования на уроках нестандартных задач, требующих известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности, абстрагирования. Причём эти задачи должны быть разнообразными не только по тематике, но и по уровню сложности, они должны иметь практическую направленность и быть естественным образом связанными со знакомыми учащимся вещами, опытом, служащие понятной ученику цели.

Используя разнообразные виды деятельности учащихся на уроках: такие как применение компьютера, работа с прикладными программами, выполнение творческих заданий, проектных игр, конструирование, моделирование, я стараюсь активизировать мыслительную деятельность учащихся, внести элемент новизны и непредсказуемости на уроке. Что заставляет учащихся, работая активно, систематизировать и углублять материал параллельно с изучением школьного курса. Эффективное развитие математических способностей у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов, софизмов, логогрифов и других заданий таких как:

  • составления глоссария по теме;
  • задачи на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу;
  • поиск ошибок в предложенных решениях;
  • исследовательская работа по определённому плану и т. д.

Мои основные задачи как учителя заключаются в следующем:

  • сформировать навыки самостоятельной творческой работы учащихся;
  • познакомить с методами и приемами быстрого запоминания теоретического материала;
  • совершенствовать умение учащихся мыслить логически, научить способам развития флэш-памяти, быстроты реакции;
  • заложить теоретический фундамент для дальнейшего изучения математики;
  • освоить законы работы с окружающей информацией;
  • научиться структурному подходу к смешанному информационному потоку;
  • развить креативность мышления учащихся;
  • воспитывать понимание красоты математики.

Пытаясь решить на практике противоречие между ориентацией школы на индивидуально-личностное развитие учащихся и коллективной природой процесса обучения, я разрешаю учащимся выбирать индивидуальную траекторию работы с электронными пособиями, даю им больше самостоятельности и составляю для каждого ребёнка отдельный вариант самостоятельной и контрольной работы.

В заключении хочу напомнить:

  • нельзя считать, что если творческие способности не проявились в детстве, то уже не проявятся никогда;
  • высокие креативные способности у детей, проявившиеся в начальной школе не являются гарантией творческих достижений в будущем;
  • любая способность – это не только задатки в чистом виде, но и усилия по их развитию, которые могут быть предприняты в любом возрасте.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что учителям необходимо:

  • pаниматься диагностикой учащихся на предмет выявления их креативности;
  • осваивать методики по развитию взвешенного, латерального, креативного мышления и применять их в своей практике для разрешения сложных проблем в обучении ребят, особенно предметам естественно-математического цикла.

Литература

1. А.Х. Маслоу Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008.
2. Torrance E.P.Education and Creative Potential. Minneapolis, 1963.
3. Пиаже Ж. Психология интеллекта.— М., 1994.
4. William Wordsworth, Poetical Works, ed. W. Knight, 8 vv., Macmillan, L., 1896.
5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.1981
6. Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей. Илекса 2009.
7. Bloom B.S. Stability and change in human characteristics. N.Y., 1964.
8. «Шесть шляп мышления»: Питер; СПб.; 1997.
9. Михалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. М., 2007.
10. СТАНДАРТНЫЕ решения изобретательских задач: Методическая разработка составил Г.С. Альтшуллер. – Свердловск, 1982. – 34 с. – ВИПК Минцветмет СССР.
11.Супермышление Тони и Барии Бьюзен Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304 стр.