Развитие речевых навыков на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок развития речи.

Метод обучения: системно-деятельностный.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цели.

Предметные: формирование умений отражать на письме сказочный образ, созданный художником на картине, воплощать на письме фантастические и литературные образы.

Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Развивающие: развивать речевой слух; формировать понимание связанности языковых явлений, развивать логическое мышление, речь учащихся.

Личностные: воспитывать чувство ответственности по отношению к слову;

формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося.

Оборудование: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /С.И.Львова, В.В.Львов. – М.; Мнемозина, 2007; опорный конспект (создает условия для синтеза рассуждений, способствует запоминанию правила); приложение с репродукцией картины.

Ход урока

1. Мотивация к УД

- Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем знакомиться с новой для вас картиной М.А.Врубеля “Царевна-лебедь”.

- Кто из вас читал произведение А.С.Пушкина “Сказку о царе Салтане”?

- О чем она ?

2. Актуализация знаний. Тема и цели урока, определение содержания, установка на беседу.

Сегодня на уроке и у нас будет возможность побеседовать об этой сказке. Вы, наверное, не знаете о том, что была еще написана и опера Н.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Образы, которые создали поэт и композитор, увлекли М.Врубеля, и художник подготовил декорации к опере, а также эскизы костюмов для исполнителей главных партий. Под сильным впечатлением от поэзии и музыки Врубель создает полотно “Царевна-Лебедь”, с которого смотрит на него волшебная муза – исполнительница партии Надежда Забела.

Запись темы урока.

3. Совместное открытие знания.

Давайте обратимся к картине.

- Как художнику удалось создать этот сказочный образ?

Ответы учащихся.

(Можно предположить, что царевна запечатлена художником в момент ее волшебного превращения. Она предстает в сказочном одеянии из белоснежных крыльев, которые словно излучают жемчужный свет)

- В какой момент изображена царевна?

- Что восхищает в ее облике?

- На каком фоне она изображена?

- Что у нее на голове?

(Cказочный, блистающий драгоценными камнями кокошник)

4. Словарная работа

Кокошник - женский головной убор, который в основном носили замужние женщины

- Какое выражение глаз царевны?

(Взгляд ее таинственно мерцающих больших глаз проникает в душу. Она словно видит то, что недоступно взору человека.)

Запись.

Волшебное превращение, сказочное одеяние из белоснежных крыльев, словно излучают жемчужный свет, сказочный, блистающий драгоценными камнями кокошник, взгляд таинственно мерцающих больших глаз проникает в душу.

О царевне: сказочное одеяние, белоснежные крылья, полувоздушное оперенье, жемчужный свет, блистать, драгоценные камни, узорчатый кокошник, серебряное кружево фаты, таинственное мерцание больших печальных глаз;

О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, призрачный свет, багряные отсветы, огни волшебного чудо-острова.

О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, дарить пленительное видение.

5. Физминутка

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места!
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали.
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.

6. Работа над планом сочинения

(Работа с предложенным планом)

- Обратите внимание на наличие необходимых композиционных элементов: вступления, основной части, заключения.

- Вы можете использовать информацию, которая содержалась в устных ответах в каждой микротеме.

7. Использование синонимов (языковых и контекстных)

Необходимость использования синонимов (языковых и контекстных) во избежание повторов:

Запись:

Врубель – художник, живописец, творец.

Картина – полотно, холст, произведение живописи, художественное творение.

Царевна-Лебедь – сказочная героиня, сказочная царевна, пленительный образ.

8. Синквейн

- 3 глагола,

- 2 прилагательных,

- 1 существительное,

- 1 предложение.

9. Рефлексия.

Выполнили мы задачи нашего урока?

(Индивидуальные ответы; подведение итогов, объявление оценок)

10. Домашнее задание.

Доработка сочинений.